МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-132-145
Аннотация
Статья посвящена проблемам образовательно-воспитательной деятельности в специальных учреждениях закрытого типа, где содержатся дети, имеющие отклонения в правовом поведении, интеллектуальном, психоэмоциональном развитии и нуждающиеся в особом педагогическом сопровождении. Описана модель организации процесса социальной реабилитации девиантных подростков. Основой модели стала разработанная А. В. Петровским концепция о трех фазах развития личности в подростковом возрасте – этапах адаптации, индивидуализации и интеграции. Выдвинуто предположение, что отклонение от нормы в поведении несовершеннолетних нарастает по мере закрепления ими негативного опыта при последовательном прохождении данных фаз в асоциальной среде. Задача сотрудников школы закрытого типа – изменить девиантную траекторию развития личности каждого воспитанника на соответствующую норме и способствующую успешной социализации. Для этого нужен положительный опыт прохождения все тех же этапов, но в социально иной общности, с одобряемыми обществом формами поведения. Профилактическая работа подобного рода предполагает изменение приоритетов подростка: возобладание будущего над прошлым, самодетерминацию (пересмотр целей, смыслов, отношения к свободе выбора), позитивную переориентацию с ≪не хочу, не могу, не должен≫ на ≪должен, могу и хочу≫. Описаны методы, способы и средства педагогического воздействия в разных фазах учебно-воспитательного процесса, конечное звено которого –переключение социального поведения школьника с позитивного смыслового самоопределения на осмысленную положительную самореализацию. Представлена методика регулярного мониторинга изменений, происходящих с воспитанниками школы закрытого типа. Показаны ключевые позиции и наполнение шкал оценивания, на основе которых фиксируются трансформации личности подростка и его достижения. Статья предназначена специалистам, занимающимся профилактикой девиантного поведения несовершеннолетних.
Об авторе
Е. В. МосквинаРоссия
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного казенного специального учебно-воспитательного учреждения Свердловской областидля детей и подростков с девиантным поведением «Специальная общеобразовательная школа закрытого типа № 124»
Список литературы
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва: Педагогика, 1989.
2. Герт В. А. Субъектность индивидуального бытия человека. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2012.
3. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 21–34.
Рецензия
Для цитирования:
Москвина Е.В. МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗАКРЫТОГО ТИПА. Образование и наука. 2014;1(4):132-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-132-145
For citation:
Moskvina Y.V. SOCIAL REABILITATION MODEL FOR TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR IN CLOSED-TYPE INSTITUTIONS. The Education and science journal. 2014;1(4):132-145. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-4-132-145