Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-43
Аннотация
Введение. Проблема создания условий для непрерывного профессионального развития педагогических кадров сегодня является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в международных исследованиях. В данной статье предложен вариант решение этой проблемы через интеграцию ресурсов системы образования для создания единого образовательного пространства, который может быть интересен для мирового педагогического и научного сообщества. В Российской Федерации широко обсуждается ряд документов, нацеленных на обеспечение перехода к единой федеральной системе научно-методического сопровождения (ЕФС НМС) профессионального развития педагогических кадров. В этой связи предпринята попытка выявить и оценить отношение педагогов и руководителей регионов РФ к принципам и направлениям создания ЕФС НМС, определить ресурсы для решения проблем, обозначенных в государственном заказе с учетом запроса, предложений и оценки педагогических работников. Результаты, приведенного в статье исследования, отвечают также запросам мировых образовательных систем на построение систематизированной модели преемственного и непрерывного развития педагогических кадров, без которого невозможно обеспечить устойчивое развитие национальных систем образования.
Цель статьи – определить приоритеты, пути и средства обеспечения единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров.
Методология, методы и методики. Методологической основой исследования являются системный, интегративно-вариативный и субъектно-ориентированный подходы. Ведущим методом в исследовании выступает анализ представлений педагогических работников об эффективных способах и форматах своего профессионального развития в условиях интегрированного образовательного пространства для более эффективной реализации государственной образовательной политики, повышения качества образования в целом и индивидуальных результатов образовательной и педагогической деятельности. Для сбора эмпирических данных исследования были использованы анкеты-опросники, разработанные на основе компаративного анализа нормативно-правовых документов, определяющих концептуальные основания построения ЕФС НМС, а также анализа проблем и тенденций непрерывной подготовки педагогических кадров. Организовано обсуждение отдельных аспектов сопровождения профессионального развития педагогических кадров в фокус-группах педагогов и руководителей образовательных организаций. В эмпирическом исследовании приняло участие 7343 респондента из разных регионов Российской Федерации.
Результаты. Выявлено, что, по мнению, респондентов основным приоритетом государственной политики РФ в отношении профессионального развития педагогических кадров выступает создание единой федеральной системе научно-методического сопровождения (ЕФС НМС) педагогических кадров. Установлено, что в качестве основных принципов построения ЕФС НМС участники исследования выделяют соответствие формируемой ЕФС НМС приоритетным задачам в сфере образования; реализацию сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности; совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях; ориентацию и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования. Среди актуальных проблем, затрудняющих развитие систем НМС, отмечается отсутствие единого подхода к организации деятельности научно-методических служб по сопровождению педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях; слабая связь между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой; отсутствие механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
В качестве основных путей и средств модернизации систем профессионального развития педагогических работников можно рассматривать материальное и моральное стимулирование педагогических работников к профессиональному развитию; совершенствование системы формального непрерывного профессионального образования; использования ресурсных контекстов неформального и информального непрерывного профессионального образования и другие средства.
Научная новизна исследования состоит в обобщении существующих тенденций и проблем построения региональных систем профессионального развития педагогических кадров в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики; определении приоритетных задач, направлений, путей и средств интеграции региональных образовательных систем в единое научно-методическое пространство РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы можно использовать при решении проблем интеграции регионов РФ в единое научно-методическое пространство.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. ЗолотареваРоссия
Золотарева Ангелина Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогических технологий
Ярославль
Л. В. Байбородова
Россия
Байбородова Людмила Васильевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогических технологий
Ярославль
М. В. Груздев
Россия
Груздев Михаил Вадимович – доктор педагогических наук, доцент, ректор
Ярославль
И. Г. Харисова
Россия
Харисова Инга Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий
ResearcherID AAG-6060-2019
Ярославль
Список литературы
1. Heinz M. Why choose teaching? An international review of empirical studies exploring student teachers’ career motivations and levels of commitment to teaching // Educational Research and Evaluation. 2015. № 21 (3). P. 258–297. DOI: 10.1080/13803611.2015.1018278
2. Brok P. D., Wubbels T., Tartwijk J. V. Exploring beginning teachers’ attrition in the Netherlands // Teachers and Teaching. 2017. Vol. 23, № 8. Р. 881–895. DOI: 10.1080/13540602.2017.1360859
3. Бондаренко Н. В. Становление в России непрерывного образования: анализ на основе результатов общероссийских опросов взрослого населения страны [Электрон. ресурс] // Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. Москва: НИУ ВШЭ, 2017. № 5 (104). Режим доступа: https://www.hse.ru/data/2017/03/30/1168527235/%23104.pdf (дата обращения: 20.08.2023).
4. Серкова Д. Что такое непрерывное образование? Институт непрерывного образования [Электрон. ресурс] // FB.ru: информационно-справочный портал. 2017. Режим доступа: http://fb.ru/article/316277/chto-takoe-nepreryivnoe-obrazovanie-institutnepreryivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 20.08.2023).
5. Tarkhanova I. Continuing education in the life strategies adults // Society. Integration. Education. Proceedings of the International Scientific Conference. 2017. Vol. III. P. 556–564. DOI: 10.17770/sie2017vol2.2294
6. Ахмедов А. Э., Смольянинова И. В., Шаталов В. А. Система непрерывного образования как драйвер совершенствования профессиональных компетенций [Электрон. ресурс] // Непрерывное образование инновационный подход. 2016. № 3. С. 26–28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-nepreryvnogo-obrazovaniya-kak-drayver-sovershenstvovaniya-professional-nyh-kompetentsiy/viewer (дата обращения: 20.08.2023).
7. Чередниченко Г. А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 152–182. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-152-182
8. Bagnall R. G. Lifelong learning: concepts and conceptions // International Journal of Lifelong Education. London: Routledge, 2000. Vol. 19, № 1. P. 20–35. Available from: https://libgen.ggfwzs.net/ireader/29034638 (date of access: 20.08.2023).
9. Griffin C. From education policy to lifelong learning strategies // P. Jarvis (ed.). The Age of Learning. London: Kogan Page, 2001. Р. 41–54. Available from: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/9781315042459-6/education-policy-lifelong-learning-strategies-colin-griffin (date of access: 20.08.2023).
10. Egetenmeyer R., Schmidt-Lauff S., Boffo V. (Eds.) Adult Learning and Education in International Contexts. Forthcoming Challenges for its Professionalisation. Frankfurt am Main: Peter Lang GmbH, 2017. DOI: 10.3726/b11144
11. Ainley J., Carstens R. Teaching and Learning International Survey (TALIS) Conceptual Frame-work. OECD Education Working Papers, 2018. № 187, OECD Publishing, Paris. DOI: 10.1787/799337c2-en
12. Buonomo I. & other Unravelling teacher job satisfaction: the contribution of collective efficacy and emotions towards professional role // International journal of environmental research and public health. 2020. Vol. 17. P. 736. DOI: 10.3390/ijerph17030736
13. Creasy K. L. Defining professionalism in teacher education programs // Journal of Education & Social Policy. 2015. Vol. 2, № 2. P. 23–25. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED563997.pdf (date of access: 20.08.2023).
14. Danielson C. Danielson’s framework for teaching evaluation // Children & Schools. 2011. Vol. 33. P. 61–63. DOI: 10.1093/cs/33.1.61
15. Schleicher А. TALIS 2018. Teaching and Learning International Survey. Insights and Interpretation. Available from: https://www.oecd.org/education/talis/TALIS2018_insights_and_interpretations.pdf (date of access: 20.08.2023).
16. Ансимова Н. П. Обоснование и операционализация понятия «качество непрерывного педагогического образования» на основе модели универсальных педагогических компетенций [Электрон. ресурс] // Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 87–108. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=auqlhu (дата обращения: 20.08.2023).
17. Митина Л. М. Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски: монография. Москва; Санкт-Петербург: Нестор-История, 2018. 454 с. Режим доступа: https://chi-tat-online.org/str/lichnostno-professionalnoe-razvitie-uchitelya-strategii (дата обращения: 20.08.2023).
18. Тарханова И. Ю. Единое образовательное пространство подготовки педагогов: история и современность [Электрон. ресурс] // Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ, 2022. С. 9–24. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=auqlhu (дата обращения: 20.08.2023).
19. Харисова И. Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. Т. 27, № 4. С. 257–264. DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-4-257-264
20. Хуторской А. В. Методология инновационной практики в образовании. Монография. Москва: Ридеро, 2021. 162 с. Режим доступа: https://online-biblio.tk/bookid_64335291/ (дата обращения: 20.08.2023).
21. Kyriacou C., Coulthard M. Undergraduates’ views of teaching as a career choice // Journal of Education for Teaching. 2000. № 26. P. 117–126. DOI: 10.1080/02607470050127036
22. Richardson P. W., Watt H. M. G. Who chooses teaching and why? Profiling characteristics and motivations across three Australian Universities // Asia Pacific Journal of Teacher Education. 2006. № 34. P. 27–56. DOI: 10.1080/13598660500480290
23. Flores M. A., Day C. Contexts which shape and reshape new teachers’ identities: A multi-perspective study // Teaching and Teacher Education. 2012. P. 219–232. DOI: 10.1016/j.tate.2005.09.002
24. Smak M., Walczak D. The prestige of the teaching profession in the perception of teachers and former teachers // Edukacja. An Interdisciplinary Approach. 2017. P. 22–40. Available from: https://www.researchgate.net/publication/321190505_The_prestige_of_the_teaching_profession_in_the_perception_of_teachers_and_former_teachers (date of access: 20.08.2023).
25. Manning M., Patterson J. Unfulfilled promise: Ensuring quality teachers for our Nation’s schools // Childhood Education. 2005. № 1 (4). P. 249–250. Available from: https://archive.org/details/ERIC_ED485953 (date of access: 20.08.2023).
26. Сериков В. В. Непрерывное самообразование как профессиональная функция педагога [Электрон. ресурс] // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: Материалы второго этапа 15-й международной научно-практической конференции. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2017. С. 20–24. Режим доступа: https://conf.yspu.org/wp-content/uploads/sites/12/2018/01/Elektronnoe-izdanie-Teh.red.-Sbornik-YUdin-ITOG-2.pdf (дата обращения: 20.08.2023).
27. Золотарева А. В. Преемственность в подготовке и профессиональном развитии кадров сферы дополнительного образования детей: проблемы и варианты их решения [Электрон. ресурс] // Управление образованием. 2017. № 4. С. 81–92. Режим доступа: https://narodnoe.org/journals/upravlenie-obrazovaniem/2017-4/preemstvennost-v-podgotovke-i-professionalnom-raz-vitii-kadrov-sferi-dopolnitelnogo-obrazovaniya-deteiy-problemi-i-varianti-ih-resheniya (дата обращения: 20.08.2023).
28. Золотарева А. В. Научно-методические основы обеспечения профессионального и карьерного роста педагога сферы дополнительного образования детей [Электрон. ресурс] // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 89–98. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2018_4/14.pdf (дата обращения: 20.08.2023).
29. Schleicher A. Preparing Teachers and Developing School Leaders for the 21st Century: Lessons from around the World. OECD Publishing, 2021. Available from: https://www.arlindovsky.net/wp-con-tent/uploads/2012/03/Preparing-Teachers-and-Developing-School-Leaders-for-the-21st-Century.pdf (date of access: 20.08.2023).
30. Li J., Li J. Educational policy development in China in the 21st century: A multi-flows approach // Beijing International Review of Education. 2019. № 1 (1). Р. 196–220. Available from: https://brill.com/view/journals/bire/1/1/article-p196_196.xml?language=en&ebody=citedby-67985 (date of access: 20.08.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Золотарева А.В., Байбородова Л.В., Груздев М.В., Харисова И.Г. Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски. Образование и наука. 2023;25(9):12-43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-43
For citation:
Zolotareva A.V., Bayborodova L.V., Gruzdev M.V., Kharisova I.G. Ensuring the unity of the federal system of scientific and methodological support for teacher professional development: Opportunities and risks. The Education and science journal. 2023;25(9):12-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-43