Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 25, № 9 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

12-43 119
Аннотация

Введение. Проблема создания условий для непрерывного профессионального развития педагогических кадров сегодня является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в международных исследованиях. В данной статье предложен вариант решение этой проблемы через интеграцию ресурсов системы образования для создания единого образовательного пространства, который может быть интересен для мирового педагогического и научного сообщества. В Российской Федерации широко обсуждается ряд документов, нацеленных на обеспечение перехода к единой федеральной системе научно-методического сопровождения (ЕФС НМС) профессионального развития педагогических кадров. В этой связи предпринята попытка выявить и оценить отношение педагогов и руководителей регионов РФ к принципам и направлениям создания ЕФС НМС, определить ресурсы для решения проблем, обозначенных в государственном заказе с учетом запроса, предложений и оценки педагогических работников. Результаты, приведенного в статье исследования, отвечают также запросам мировых образовательных систем на построение систематизированной модели преемственного и непрерывного развития педагогических кадров, без которого невозможно обеспечить устойчивое развитие национальных систем образования.
Цель статьи – определить приоритеты, пути и средства обеспечения единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров.
Методология, методы и  методики. Методологической основой исследования являются системный, интегративно-вариативный и субъектно-ориентированный подходы. Ведущим методом в исследовании выступает анализ представлений педагогических работников об эффективных способах и форматах своего профессионального развития в условиях интегрированного образовательного пространства для более эффективной реализации государственной образовательной политики, повышения качества образования в целом и индивидуальных результатов образовательной и педагогической деятельности. Для сбора эмпирических данных исследования были использованы анкеты-опросники, разработанные на основе компаративного анализа нормативно-правовых документов, определяющих концептуальные основания построения ЕФС НМС, а также анализа проблем и тенденций непрерывной подготовки педагогических кадров. Организовано обсуждение отдельных аспектов сопровождения профессионального развития педагогических кадров в фокус-группах педагогов и руководителей образовательных организаций. В эмпирическом исследовании приняло участие 7343 респондента из разных регионов Российской Федерации.
Результаты. Выявлено, что, по мнению, респондентов основным приоритетом государственной политики РФ в отношении профессионального развития педагогических кадров выступает создание единой федеральной системе научно-методического сопровождения (ЕФС НМС) педагогических кадров. Установлено, что в качестве основных принципов построения ЕФС НМС участники исследования выделяют соответствие формируемой ЕФС НМС приоритетным задачам в сфере образования; реализацию сетевого взаимодействия между субъектами научно-методической деятельности; совместное планирование и принятие решений на федеральном и региональном уровнях; ориентацию и оперативное реагирование на профессиональные дефициты и запросы педагогических работников и управленческих кадров в условиях быстрого развития общества и системы образования. Среди актуальных проблем, затрудняющих развитие систем НМС, отмечается отсутствие единого подхода к организации деятельности научно-методических служб по сопровождению педагогических работников на региональном и муниципальном уровнях; слабая связь между научными исследованиями и реальной педагогической и управленческой практикой; отсутствие механизмов формирования индивидуальных образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития педагогических работников и управленческих кадров.
В качестве основных путей и средств модернизации систем профессионального развития педагогических работников можно рассматривать материальное и моральное стимулирование педагогических работников к профессиональному развитию; совершенствование системы формального непрерывного профессионального образования; использования ресурсных контекстов неформального и информального непрерывного профессионального образования и другие средства.
Научная новизна исследования состоит в обобщении существующих тенденций и проблем построения региональных систем профессионального развития педагогических кадров в соответствии с приоритетами государственной образовательной политики; определении приоритетных задач, направлений, путей и средств интеграции региональных образовательных систем в единое научно-методическое пространство РФ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы можно использовать при решении проблем интеграции регионов РФ в единое научно-методическое пространство.

44-79 89
Аннотация

Введение. Показаны базовые характеристики проявления пациент-ориентированности как современного аксиологического контекста развития системы высшего медицинского образования России, обусловливающего его новые социокультурные приоритеты. Предложен авторский дизайн научно-педагогического исследования, нацеленного на выявление особенностей понимания будущими врачами (обучающимися образовательных программ специалитета) пациент-ориентированности в здравоохранении. Проанализированы данные сравнительного анализа идентификационных признаков проявления пациент-ориентированности врача через видение экспертов и представленности этих признаков в понимании будущих врачей. Обозначены образовательные дефициты будущих врачей, связанные с реализацией ими пациент-ориентированности в будущей профессиональной деятельности, что отражает их точные представления о ключевых смыслах, принципах и деятельностно-поведенческих проявлениях пациент-ориентированности. Предложены педагогические способы развития содержания высшего медицинского образования в контексте устранения этих дефицитов.
Цель – выявление особенностей понимания пациент-ориентированности будущими врачами в контексте отражения в нем современных социокультурных приоритетов высшего медицинского образования России.
Методология, методы и методики. Методологический базис исследования составили системный, деятельностный, феноменологический и социокультурный подходы. Методы исследования: теоретический анализ, феноменологический анализ, структурный анализ, опрос, метод экспертных оценок, фокус-группа.
Результаты. Во-первых, обозначены педагогические способы реализации пациент-ориентированности в практиках высшего медицинского образования. Среди способов: актуализация вопросов продуктивного субъект-субъектного взаимодействия врача и пациента в содержании основных образовательных программ (ООП) высшего медицинского образования (ВМО) уровня специалитета в «сквозной» логике, при отражении этого аспекта в каждой из учебных дисциплин; включение в структуру ООП учебного курса, посвященного пациент-ориентированности в деятельности врача, который выступает дидактическим системообразующим элементом содержания ВМО в контексте реализации его аксиологического смысла – пациент-ориентированности.
Во-вторых, выявлены особенности понимания будущими врачами пациент-ориентированности в ее сущностной, смысловой и процессуально-деятельностной представленности, как-то: 1) обозначение значимости преимущественно двух ее характеристик – приоритета целостного подхода в работе с пациентом и важности эмоциональных аспектов и профессионально-коммуникативных навыков современного врача, наряду с недостаточной степенью готовности к их применению на практике; 2) слабая проявленность понимания пациент-ориентированности как совместной деятельности врача и пациента; 3) неориентированность внимания будущего врача на учет социального контекста заболеваний пациента и их лечения; 4) фрагментарность и нецелостность понимания пациент-ориентированности в плане актуализации педагогического действия врача при взаимодействии с пациентом; 5) непонимание образовательной ресурсности взаимодействия врача с пациентскими сообществами; 6) невыраженная образовательная потребность в углублении и расширении представлений о пациент-ориентированности.
В третьих, определены образовательные дефициты будущих врачей, связанные с реализацией ими пациент-ориентированности в будущей профессиональной деятельности, а именно: понимание оснований пациент-ориентированная парадигмы в современной медицине; знание и понимание исторических этапов эволюции взаимодействия пациента и врача: системное знание критериев и деятельностно-поведенческих проявлений пациент-ориентированности в работе современного врача; понимание принципов и способов продуктивного взаимодействия медицинского и пациентского сообществ; владение способами практического осуществления образовательного взаимодействия с пациентами.
В-четвертых, выявлены представления будущих врачей о педагогических условиях усиления пациент-ориентированности при реализации образовательных программ ВМО. Они отражают необходимость создания в вузе соответствующей среды, акцентуации вопросов пациент-ориентированности как в содержании ВМО, так и через включение коммуникативно-тренинговых форматов обучения способам пациент-ориентированного взаимодействия врача и пациента во всех полноте аспектов такой коммуникации (включая собственно коммуникативный, эмоциональный, образовательный).
Научная новизна. Доказано, что пациент-ориентированность выступает одним из актуальных социокультурных контекстов развития ВМО в России. Определены образовательные дефициты будущих врачей в контексте развития их компетенций, связанных с решением задач пациент-ориентированного здравоохранения. Разработаны дидактические способы развития ВМО в контексте отражения в нем пациент-ориентированного подхода.
Практическая значимость. Полученные научные результаты представляют практическую ценность для развития дидактики ВМО в части содержания ООП ВМО и его организационно-технологических характеристик, а также для обогащения программ ДПО педагогов ВМО. 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

80-117 84
Аннотация

Введение. Важной стороной любой травли является позиция свидетеля. Своевременное вмешательство свидетеля может предотвратить травлю или смягчить ее последствия для жертвы. С другой стороны, свидетель может присоединиться к травле на стороне агрессора или сохранить нейтральную позицию, которая вызовет у агрессора чувство безнаказанности и усилит виктимизацию объекта буллинга. В данном исследовании сравнивались действия свидетелей традиционного школьного буллинга, школьного кибербуллинга и внешкольного кибербуллинга.
Цель исследования – определение стратегии свидетелей школьной травли и кибербуллинга и уточнение наиболее часто замечаемых свидетелями форм травли.
Методология, методы и методики. Для исследования проблемы была разработана анкета, предназначенная для изучения форм буллинга и стратегий поведения свидетелей. Анкетирование проводилось среди 1762 обучающихся среднего звена организаций основного общего и среднего профессионального образования (ООО и СПО) Екатеринбурга и Свердловской области.
Результаты. Среди свидетелей традиционного буллинга 39 % предпочитают невмешательство, 36 % предпочитают поддерживать жертву, 23 % сообщают о травле родителям и педагогам, 0,7 % присоединяются к агрессору, 1 % дал ответ «другое».
Среди свидетелей внутришкольного кибербуллинга 44,5 % предпочитают невмешательство, 24,5 % поддерживает жертву, 28 % ставят в известность родителей, педагогов или администрацию интернет-ресурса, 0,5 % присоединяются к травле, 1,5 % дали ответ «другое».
Среди свидетелей внешкольного кибербуллинга 42,5 % предпочитают невмешательство, 25,5 % поддерживают жертву, 29,5 % ставят в известность родителей, педагогов или администрацию интернет-ресурса, 1 % присоединяются к травле, 1 % дали ответ «другое».
Как видно, процент предпочитающих невмешательство выше всего среди свидетелей внутришкольного кибербуллинга, тогда как процент поддерживающих жертву выше всего среди свидетелей традиционного буллинга. Процент присоединяющихся к травле на стороне преследователя выше всего среди свидетелей внешкольного кибербуллинга.
Научная новизна. В данном исследовании впервые разделяются категории свидетелей внутришкольного и внешкольного кибербуллинга как категории свидетелей различных процессов. Среди возможных стратегий поведения свидетеля в ситуации травли впервые предлагается обращение за помощью к взрослым или к администрации интернет-ресурса, на базе которого происходит травля.
Практическая значимость. Результаты данной работы позволят на основании изучения поведения свидетеля травли (буллинга и кибербуллинга) сформировать рекомендации по поощрению свидетеля вмешиваться в травлю на стороне жертвы, прекращать ее самостоятельно или с помощью информирования педагогов.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

118-155 75
Аннотация

Введение. Профессии врача, учителя, психолога, социального работника обладают определенным риском для сохранения психологического благополучия как специалистов, так и студентов социономического профиля подготовки в связи с их учебно-профессиональной деятельностью.
Цель исследования состоит в изучении факторов, способствующих формированию жизнестойких навыков студентов социономических направлений подготовки и способных обеспечить их психологическое благополучие в связи с будущей профессиональной деятельностью.
Методология и методики исследования. В качестве предметно-научных ориентиров выступили положения теории жизнестойкости С. Мадди, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др., а также подходы позитивной психологии к изучению субъективного благополучия личности (К. Роджерс, М.  Селигман). Применялись психодиагностические методики «Учебно-профессиональная жизнестойкость», «Шкала субъективного благополучие», «Опросник совладания со стрессом» (COPE). Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, корреляционного, регрессионного и конфирматорного факторного анализа. Участники исследования. Выборка представлена студентами педагогического, психологического, медицинского и социального направлений подготовки. Общее количество испытуемых – 282 человек в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты и научная новизна. Результаты позволяют уточнить знания об особенностях психологических факторов, с помощью которых обеспечивается субъективное благополучие студентов помогающих профессий. Выявлено, что основными предикторами субъективного благополучия студентов социономического профиля подготовки стали учебно-профессиональная жизнестойкость и конструктивные стили совладания с трудностями, которыми она достигается. При этом обнаружена дифференциация в выборе доминирующих конструктивных копингов у студентов разных профилей подготовки.
Практическая значимость. Полученные результаты позволяют уточнить понимание учебно-профессиональной жизнестойкости как предиктора психологического благополучия студентов помогающих профессий посредством продуктивных стилей совладания и наметить подходы к разработке и реализации программ развития учебно-профессиональной жизнестойкости студентов социономического профиля подготовки (педагогики и образования, психологии, социальной работы, медицины). Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке занятий по психологическим дисциплинам.

156-170 80
Аннотация

Введение. Язык невербальной коммуникации – первый язык, который осваивают дети, а взрослые помогают овладеть им. Это одно из важнейших направлений в учебных заведениях, так как педагогу невозможно эффективно передавать информацию, не используя невербальные подсказки. Изучая иностранный язык, человек должен уметь взаимодействовать с другими с помощью как словесных, так и невербальных сигналов.
Цель статьи – подчеркнуть важность невербального поведения при взаимодействии учителя с учеником в классах с изучением немецкого языка как иностранного и проанализировать различные методы и стимулирующие факторы невербального общения, которые преподаватели используют на своих занятиях.
Методология и методы исследования. Девять невербальных утверждений, связанных с коммуникацией, были оценены путем опроса 34 преподавателей немецкого языка как иностранного, преподающих в Иордании, в Немецко-иорданском университете прикладных наук в Мадабе, Университете Иордании и в языковой школе Language Generation Centre в Аммане.
Результаты и научная новизна. Исследование показало, что преподаватели немецкого языка как иностранного использовали невербальное поведение как сознательно, так и бессознательно и считали зрительный контакт важным инструментом, который можно использовать в классе. Преподаватели контролировали ход своего урока, поддерживая правильную осанку и используя свой тон голоса: это были важные инструменты для прекращения срывов в классе. Кроме того, они применяли мимику и физические жесты, чтобы выразить и прояснить свои эмоции, и они считали, что невербальные сигналы имеют решающее значение для эффективного обучения с точки зрения как учителя, так и учащегося. Они также рассматривали близость и дистанцию как очень важный инструмент взаимодействия между учителем и учеником.
Практическая значимость. Благодаря изучению использования методов невербального общения в классе и их результаты с точки зрения учителей текущее исследование вносит вклад в совокупность знаний, ранее доступных по невербальному общению и обучению иностранному языку. Это обеспечит более практическое понимание использования этих инструментов. Учителя, которые в своих классах внедрили методы невербального общения, могут пролить некоторый свет на их применимость в различных условиях, которые не были освещены в других исследовательских статьях. В настоящей работе описаны методы невербального общения, которые учителя немецкого используют в своих классах и считают эффективными. Дается ответ на вопрос о том, намеренно или ненамеренно учителя используют методы невербального общения в классе, и обсуждаются многочисленные обоснования их применения.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ 

171-196 64
Аннотация

Введение. Исследование публикационной активности студентов выступает важным элементом изучения их научно-исследовательской культуры. Внимание авторов сосредоточено на студенческих публикациях в отечественных высокорейтинговых журналах, отражающих включенность обучающихся во «взрослую» вузовскую науку и вносящих в нее серьезный вклад.
Актуальность изучения проблемы обусловлена ее неразработанностью как в теоретическом, так и в эмпирическом плане и одновременно значимостью для университетских научно-воспитательных практик.
Цель статьи – рассмотрение особенностей публикационной активности студентов российских вузов в сегменте высокорейтинговых журналов – раскрывается посредством решением исследовательских вопросов: через изучение вовлеченности студентов в публикационную деятельность; характеристику количественных показателей публикационной активности студентов в высокорейтинговых изданиях; выявление специфики публикационной активности студентов в зависимости от принадлежности к разным областям научного знания, уровня подготовки и иных показателей.
Методология, методы и методики. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2023 г. с помощью методов онлайн-опроса студентов российских вузов, локализованных во всех федеральных округах (n = 3032 чел.), а также контент-анализа российских высокорейтинговых журналов (индексируемых в RSCI, WoS, Scopus). Результаты и выводы авторского исследования сопоставлены с отечественными и зарубежными исследованиями по схожей тематике.
Результаты. Основными результатами исследования является характеристика места публикационной активности в общей структуре научно-исследовательской деятельности студентов. Показано, что, несмотря на то что подготовка статей – одна из самых популярных форм НИРС, небольшое число студентов вовлечено в молодежную науку на постоянной основе. Сделан вывод о том, что авторы публикаций в высокорейтинговых изданиях, представляют собой особую группу студенчества, отличающуюся когнитивной и мотивационной готовностью к подобной деятельности.
В качестве результата в статье представлены такие особенности публикационной активности выделенной группы студентов, как гендерная асимметрия (преобладание среди авторов студенток), множественное авторство (большое количество авторов совместно написанной статьи), нарастание степени публикационной активности от младших курсов к старшим, от бакалавриата (специалитета) к магистратуре. Дискутируется вопрос об этической стороне студенческих публикаций. Он обосновывается как перспективное направление исследований.
Обсуждаются различные факторы успешности студенческих публикаций в сегменте высокорейтинговых журналов. Среди них – включенность в практики НИР на регулярной основе, наличие научного наставника. В заключении рассматриваются возможности использования различных теоретических рамок для интерпретации публикационной активности студентов.
Научная новизна исследования состоит во введении в научных оборот новых эмпирических данных, репрезентирующих общероссийскую ситуацию с публикационной активностью студентов первых двух ступеней образования (бакалавриата/специалитета и магистратуры), а также их интерпретации в сравнительной перспективе с зарубежными исследованиями.
Практическое значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ вовлечения студентов в НИР и научного наставничества.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 

197–230 113
Аннотация

Введение. Согласно положениям, приведенным в программе «Цифровой Казахстан» и нацпроекте «Цифровой учитель», реализуемых в Казахстане, педагог сегодня рассматривается не только в качестве активного пользователя последних цифровых и смарттехнологий, но и как создатель и транслятор авторского цифрового образовательного контента.
Современный педагог должен как адаптироваться и осуществлять профессиональную деятельность в цифровой среде образовательного учреждения, так и уметь проектировать собственную цифровую образовательную среду для передачи образовательного контента и организации эффективного образовательного взаимодействия «педагог – ученик». Сложившаяся ситуация подводит нас к вопросу о необходимости овладения учителем возможностями, предоставляемыми смарттехнологиями в реализации образовательной деятельности в условиях онлайн- и смешанного обучения, что, в свою очередь, обуславливает поиск решений по эффективному проектированию применения смарт-технологий в цифровой образовательной среде учителя.
Цель заключается в обосновании педагогического дизайна модели имплементации смарттехнологий при проектировании персональной цифровой образовательной среды педагогов (на примере разработки авторского программного обеспечения Smart Assistant как средства оптимизации деятельности педагога по организации онлайн- и смешанного образовательного процесса).
Методология, методы и методика. Для достижения цели исследования нами были применены следующие группы методов исследования: теоретические: кибернетический метод, метод обобщения, метод аналогии, метод абстрагирования, метод визуализации, метод моделирования, метод классификации; эмпирические: методы анкетирования и интервьюирования; методы математической и статистической обработки данных.
В ходе экспериментальной части исследования был проведен анкетный онлайн-опрос на тему «Внедрение смарт-технологий в дизайне в персональной цифровой образовательной среде преподавателя в условиях дистанционного обучения в вузе» среди 201 преподавателя Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова (Республика Казахстан) и Университета Докуз Эйлюль (Турция) в период с 12 декабря 2022 года по 30 апреля 2023 года. Цель эксперимента заключалась в выявлении проблем адаптации преподавателей при осуществлении профессиональной деятельности в контексте цифровой образовательной среды и применении ими смарт-технологий в профессиональной деятельности. Для этого респондентам было предложно ответить на 15 вопросов и внести предложения-рекомендации в совершенствование цифровой образовательной среды вуза.
Результаты и научная новизна. В статье изучен и обоснован педагогический дизайн имплементации смарт-технологий при проектировании персональной цифровой образовательной среды педагогов, представлены результаты разработки авторского программного обеспечения Smart Assistant как средства оптимизации деятельности педагога по организации онлайн- и смешанного образовательного процесса, а также выявляются проблемы преподавателей вуза при адаптации и осуществлении профессиональной деятельности в контексте цифровой образовательной среды. Определены характерные черты проблем адаптации педагогов в цифровой образовательной среде и сложности применения смарт-технологий в профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Был разработан программный продукт Smart Assistant как средство оптимизации деятельности учителя при организации онлайн- и смешанного образовательного процесса.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)