Современные контексты развития высшего медицинского образования: пациент-ориентированность в понимании будущего врача
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-44-79
Аннотация
Введение. Показаны базовые характеристики проявления пациент-ориентированности как современного аксиологического контекста развития системы высшего медицинского образования России, обусловливающего его новые социокультурные приоритеты. Предложен авторский дизайн научно-педагогического исследования, нацеленного на выявление особенностей понимания будущими врачами (обучающимися образовательных программ специалитета) пациент-ориентированности в здравоохранении. Проанализированы данные сравнительного анализа идентификационных признаков проявления пациент-ориентированности врача через видение экспертов и представленности этих признаков в понимании будущих врачей. Обозначены образовательные дефициты будущих врачей, связанные с реализацией ими пациент-ориентированности в будущей профессиональной деятельности, что отражает их точные представления о ключевых смыслах, принципах и деятельностно-поведенческих проявлениях пациент-ориентированности. Предложены педагогические способы развития содержания высшего медицинского образования в контексте устранения этих дефицитов.
Цель – выявление особенностей понимания пациент-ориентированности будущими врачами в контексте отражения в нем современных социокультурных приоритетов высшего медицинского образования России.
Методология, методы и методики. Методологический базис исследования составили системный, деятельностный, феноменологический и социокультурный подходы. Методы исследования: теоретический анализ, феноменологический анализ, структурный анализ, опрос, метод экспертных оценок, фокус-группа.
Результаты. Во-первых, обозначены педагогические способы реализации пациент-ориентированности в практиках высшего медицинского образования. Среди способов: актуализация вопросов продуктивного субъект-субъектного взаимодействия врача и пациента в содержании основных образовательных программ (ООП) высшего медицинского образования (ВМО) уровня специалитета в «сквозной» логике, при отражении этого аспекта в каждой из учебных дисциплин; включение в структуру ООП учебного курса, посвященного пациент-ориентированности в деятельности врача, который выступает дидактическим системообразующим элементом содержания ВМО в контексте реализации его аксиологического смысла – пациент-ориентированности.
Во-вторых, выявлены особенности понимания будущими врачами пациент-ориентированности в ее сущностной, смысловой и процессуально-деятельностной представленности, как-то: 1) обозначение значимости преимущественно двух ее характеристик – приоритета целостного подхода в работе с пациентом и важности эмоциональных аспектов и профессионально-коммуникативных навыков современного врача, наряду с недостаточной степенью готовности к их применению на практике; 2) слабая проявленность понимания пациент-ориентированности как совместной деятельности врача и пациента; 3) неориентированность внимания будущего врача на учет социального контекста заболеваний пациента и их лечения; 4) фрагментарность и нецелостность понимания пациент-ориентированности в плане актуализации педагогического действия врача при взаимодействии с пациентом; 5) непонимание образовательной ресурсности взаимодействия врача с пациентскими сообществами; 6) невыраженная образовательная потребность в углублении и расширении представлений о пациент-ориентированности.
В третьих, определены образовательные дефициты будущих врачей, связанные с реализацией ими пациент-ориентированности в будущей профессиональной деятельности, а именно: понимание оснований пациент-ориентированная парадигмы в современной медицине; знание и понимание исторических этапов эволюции взаимодействия пациента и врача: системное знание критериев и деятельностно-поведенческих проявлений пациент-ориентированности в работе современного врача; понимание принципов и способов продуктивного взаимодействия медицинского и пациентского сообществ; владение способами практического осуществления образовательного взаимодействия с пациентами.
В-четвертых, выявлены представления будущих врачей о педагогических условиях усиления пациент-ориентированности при реализации образовательных программ ВМО. Они отражают необходимость создания в вузе соответствующей среды, акцентуации вопросов пациент-ориентированности как в содержании ВМО, так и через включение коммуникативно-тренинговых форматов обучения способам пациент-ориентированного взаимодействия врача и пациента во всех полноте аспектов такой коммуникации (включая собственно коммуникативный, эмоциональный, образовательный).
Научная новизна. Доказано, что пациент-ориентированность выступает одним из актуальных социокультурных контекстов развития ВМО в России. Определены образовательные дефициты будущих врачей в контексте развития их компетенций, связанных с решением задач пациент-ориентированного здравоохранения. Разработаны дидактические способы развития ВМО в контексте отражения в нем пациент-ориентированного подхода.
Практическая значимость. Полученные научные результаты представляют практическую ценность для развития дидактики ВМО в части содержания ООП ВМО и его организационно-технологических характеристик, а также для обогащения программ ДПО педагогов ВМО.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Д. ПодкладоваРоссия
Подкладова Татьяна Дмитриевна – младший научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Лаборатория развития образования»
ResearcherID CAF-3852-2022
Томск
Л. Г. Смышляева
Россия
Смышляева Лариса Германовна – доктор педагогических наук, доцент, руководитель научно-образовательной лаборатории «Лаборатория развития образования»
ResearcherID A-8439-2017
Томск
А. О. Окороков
Россия
Окороков Александр Олегович – кандидат медицинских наук, доцент, проректор по учебной работе
Томск
И. И. Сошенко
Россия
Сошенко Инесса Игоревна – кандидат педагогических наук, научный сотрудник научно-образовательной лаборатории «Лаборатория развития образования»
ResearcherID AEA-6779-2022
Томск
Список литературы
1. Асмолов А., Гусельцева М. Генерирование возможностей: от человеческого капитала – к человеческому потенциалу [Электрон. ресурс] // Образовательная политика. 2019. № 4 (80). С. 6–16. Режим доступа: https://edpolicy.ranepa.ru/opportunity-generation (дата обращения: 01.06.2023).
2. Лебедева А. А., Леонтьев Д. А. Современные подходы к изучению качества жизни: от объективных контекстов к субъективным // Социальная психология и общество. 2022. Том 13, № 4. C. 142–162. DOI: 10.17759/sps.2022130409
3. Смирнова Т. В. Антропологический поворот в медицине: концептуальная парадигма биоэтики // Общество: философия, история, культура. 2021. № 8 (88). С. 44–47. DOI: 10.24158/fik.2021.8.6
4. Деев И. А., Барановская С. В., Бойков В. А., Грахов В. Н., Кравченко А. П., Кобякова О. С., Малахова С. В., Таранов А. А., Шибалков И. П. Декларация о пациент-ориентированном здравоохранении Томской области // Бюллетень сибирской медицины. 2019. № 18 (2). С. 175–180. DOI: 10.20538/1682-0363-2019-2-175-180
5. Мирошниченко А. Г., Смышляева Л. Г., Сошенко И. И., Подкладова Т. Д., Окороков А. О. Проектирование изменений в системе высшего медицинского образования: педагогические фокусировки и контексты // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2022. № 4 (34). С. 142–165. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-33-63
6. Шестак Н. В. Концепция повышения квалификации НПР в системе непрерывного медицинского образования [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 49–58. Режим доступа: https://vovr.elpub.ru/jour/article/view/125/75 (дата обращения: 01.06.2023).
7. Ratna H. The Importance of Effective Communication in Healthcare Practice // Harvard Public Health Review. 2019. № 23. Р. 1–6. Available from: https://www.jstor.org/stable/48546767 (date of access: 01.06.2023).
8. Cascio J. A educação em um mundo cada vez mais caótico // Boletim Técnico Do Senac. 2021. № 47 (1). Р. 101–105. DOI: 10.26849/bts.v47i1.879
9. Плащевая Е. В., Иванчук О. В. Медицинское образование: обзор тенденций развития // ЦИ-ТИСЭ. 2023. № 1. C. 121–130. DOI: 10.15350/2409-7616.2023.1.10
10. Тимченко Н. С., Бендрикова А. Ю., Дегтярев С. И., Логинова Н. С. Формирование и развитие профессионального мышления студентов медицинского вуза в контексте гуманитарного образования // Знание. Понимание. Умение. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2023. № 4. С. 29–41. DOI: 10.17805/zpu.2022.4.3
11. Моисеев В. И., Моисеева О. Н. Судьба медико-гуманитарного образования в России // Биоэтика. 2022. Т. 15, № 1. С. 24–32. DOI: 10.19163/2070-1586-2022-15-1-24-32
12. Мирошниченко А. Г., Смышляева Л. Г., Подкладова Т. Д., Сошенко И. И., Окороков А. О. Пациентское сообщество как актор развития практик медицинского образования в современной России // Образование и наука. 2022. Т. 23, № 10. С. 33–63. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-10-33-63
13. Зеер Э. Ф., Резер Т. М., Сыманюк Н. В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы // Образование и наука. 2023. № 25 (5). С. 12–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-12-48
14. Dijk S. W., Duijzer E. J., Wienold M. Role of active patient involvement in undergraduate medical education: A systematic review // BMJ Open. 2020. № 10 (7). article number: e037217. DOI: 10.1136/bmjopen-2020-037217
15. Wilcox M. V., Orlando M. S., Rand C. S., Record J., Christmas C., Ziegelstein R. C., Hanyok L. A. Medical students’ perceptions of the patient-centredness of the learning environment // Perspective Medical Education. 2017. № 6 (1). Р. 44–50. DOI: 10.1007/s40037-016-0317-х
16. Sacristán J. A., Artime E., Díaz-Cerezo S., Comellas M., Pérez-Carbonell L., Lizán L. The impact of patient support programs in Europe: A systematic literature review // Patient 2022. № 15. Р. 641–654. DOI: 10.1007/s40271-022-00582-y
17. Хохлов А. Л., Сычёв Д. А. Концепция пациентоориентированности в медицине и фармации // Пациентоориентированная медицина и фармация. 2023. № 1 (1). С. 1–4. DOI: 10.37489/2949-1924-0001
18. Park M., Giap T. T., Lee M., Jeong H., Jeong M., Go Y. Patient- and family-centered care interventions for improving the quality of health care: A review of systematic reviews // International Journal of Nursing Studies. 2018. № 87. Р. 69–83. DOI: 10.1016/j.ijnurstu.2018.07.006
19. Thompson S., Metcalfe K., Boncey K., Merriman C., Flynn L. C., Alg G. S., Bothwell H., Forde-Johnston C., Puffett E., Hardy C., Wright L., Beale J. Interprofessional education in geriatric medicine: Towards best practice. A controlled before-after study of medical and nursing students // BMJ Open. 2020. Vol. 10 (1). P. 018041. DOI: 10.1136/bmjopen-2017-018041
20. Morgan S., Yoder L. H. A concept analysis of person-centered care // Journal of Holistic Nursing. 2012. № 30 (1). Р. 6–15. DOI: 10.1177/0898010111412189
21. Мыльникова И. С. Военная метафора в языковой картине мира медицины: вчера, сегодня, завтра // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики (ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics). 2021. Вып. 3 (29). С. 153–175. DOI: 10.23951/2312-7899-2021-3-153-175
22. Вотчал Б. Е. Очерки клинической фармакологии. Москва: Медицина, 1965. 491 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006137331 (дата обращения: 01.06.2023).
23. Pereira C. M. A. d. S., Bernardes F. M., Minari A. G., Silva C. H. M. d., Paro H. B. M. d. S. Innovations in curriculum designs do not guarantee students’ patient-centered attitudes running title: Curricula and patient-centered attitudes // Revista Brasileira de Educação Médica. 2019. № 43 (4). P. 167–175. DOI:10.1590/1981-52712015v43n4rb20180198ingles
24. Anderson N. N., Gagliardi A. R. Unclear if future physicians are learning about patient-centred care: Content analysis of curriculum at 16 medical schools // Medical Teacher. 2021. № 43 (9). Р. 1085– 1091. DOI: 10.1080/0142159X.2021.1918332
25. Bleakley A. Patient-centred medicine in transition. The heart of the matter. Cham: Springer, 2014. 267 p. DOI: 10.1007/978-3-319-02487-5
26. Park M., Giap T. T., Kim E., Kim K., Ahn E., Yang N., Lee M. H., Jeong E. Nursing Students’ Orientation toward patient-centered care: Testing the effects of empathy and psychological capital using a mediation model // Journal Korean Academy of Nursing Administration. 2022. № 28 (4). P. 361–370. DOI: 10.11111/jkana.2022.28.4.361
27. Hearn J., Dewji M., Stocker C., Simons G. Patient-centered medical education: A proposed definition // Medical Teacher. 2019. № 41 (8). P. 934–938. DOI: 10.1080/0142159X.2019.1597258
28. Самойленко Н. В., Дьяченко Е. В. Образ пациента как составляющая образа мира студентов при обучении в медицинском вузе // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12, № 1. С. 122–138. DOI: 10.17759/psyedu.2020120109
29. Koopman W. J., LaDonna K. A. Is person-centred medical education an aim or an empty promise? // Medical Education. 2022. № 56 (5). P. 472–474. DOI: 10.1111/medu.1478
30. Gantayet-Mathur A., Chan K., Kalluri M. Patient-centered care and interprofessional collaboration in medical resident education: Where we stand and where we need to go // Humanities and Social Sciences Communications. 2022. № 9. DOI: 10.1057/s41599-022-01221-5
31. Бразовская Н. Г., Деев И. А., Кобякова О. С., Богайчук П. М., Яровой Н. Д., Шнайдер Г. В., Бойков В. А., Барановская С. В. Пациентоориентированный подход: анализ взаимосвязи оценки пациентами результативности медицинской помощи и условий её оказания // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. № 5 (65). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-5-1
32. Stagno S., Crapanzano K., Schwartz A. Keeping the patient at the center: Teaching about elements of patient-centered care // MedEdPORTAL. 2016. № 12. P. 10500. DOI: 10.15766/mep_2374-8265.10500
33. Krupat E., Rosenkranz S. L., Yeager C. M., Barnard K., Putnam S. M., Inui T. M. The practice orientations of physicians and patients: The effect of doctor-patient congruence on satisfaction // Patient Education & Counseling. 2000. № 39. P. 49–59. DOI: 10.1016/s0738-3991(99)00090-7
34. Krupat E., Hiam C. M., Fleming M. Z., Freeman P. Patient-centeredness and its correlates among first year medical students // The International Journal of Psychiatry in Medicine. 1999. № 29 (3). Р. 347–356. DOI: 10.2190/DVCQ-4LC8-NT7H-KE0L
35. Мануйлов Г. В., Горелова Г. Г., Рыльская Е. А., Морозова С. В., Васягина Н. Н. Рефлексивные процессы и социальная ориентация субъектов на этапах профессионализации (на примере подготовки к медицинской деятельности) // Образование и наука. 2020. № 22 (4). С. 43–63. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-4-43-63
36. Шашель В. А., Фирсова В. Н. Развитие коммуникативной компетенции врача как условия гармоничного общения в сфере «доктор–пациент» [Электрон. ресурс] // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции 30–31 марта 2022 г. Саратов: Издательский центр Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2022. С. 402–408. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48419042 (дата обращения: 01.06.2023).
37. Породенко В. А., Травенко Е. Н., Ломакина Г. В. Дискурсивное поле предиктивной, превентивной, персонализированной и партисипативной медицины в контексте подготовки врачебных кадров [Электрон. ресурс] // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции 30–31 марта 2022 г. Саратов: Издательский центр Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2022. С. 244–253. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48419042 (дата обращения: 01.06.2023).
38. Клименкова Н. Д., Макарова В. А., Соловьева В. А. Определение наличия когнитивных искажений в мышлении студентов медицинского университета [Электрон. ресурс] // Педагогическое взаимодействие: возможности и перспективы: материалы IV международной научно-практической конференции 30–31 марта 2022 г. Саратов: Издательский центр Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, 2022. С. 106–112. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_48419042_81383340.pdf (дата обращения: 01.06.2023).
39. VIII Всероссийский конгресс пациентов опубликовал итоговую резолюцию // Всероссийский союз пациентов России [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://vspru.ru/kongress/viii-vserossiyskiy-kongress-patsientov/2018/02/viii-vserossiyskiy-kongress-patsientov-opublikoval-itogovuiu-rezoliutsiiu (дата обращения: 01.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Подкладова Т.Д., Смышляева Л.Г., Окороков А.О., Сошенко И.И. Современные контексты развития высшего медицинского образования: пациент-ориентированность в понимании будущего врача. Образование и наука. 2023;25(9):44-79. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-44-79
For citation:
Podkladova T.D., Smyshliaeva L.G., Okorokov A.O., Soshenko I.I. Contemporary contexts of higher medical education development: Patient-centred care in medical students’ understanding. The Education and science journal. 2023;25(9):44-79. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-44-79