Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-118-155
Аннотация
Введение. Профессии врача, учителя, психолога, социального работника обладают определенным риском для сохранения психологического благополучия как специалистов, так и студентов социономического профиля подготовки в связи с их учебно-профессиональной деятельностью.
Цель исследования состоит в изучении факторов, способствующих формированию жизнестойких навыков студентов социономических направлений подготовки и способных обеспечить их психологическое благополучие в связи с будущей профессиональной деятельностью.
Методология и методики исследования. В качестве предметно-научных ориентиров выступили положения теории жизнестойкости С. Мадди, Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой и др., а также подходы позитивной психологии к изучению субъективного благополучия личности (К. Роджерс, М. Селигман). Применялись психодиагностические методики «Учебно-профессиональная жизнестойкость», «Шкала субъективного благополучие», «Опросник совладания со стрессом» (COPE). Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, корреляционного, регрессионного и конфирматорного факторного анализа. Участники исследования. Выборка представлена студентами педагогического, психологического, медицинского и социального направлений подготовки. Общее количество испытуемых – 282 человек в возрасте от 18 до 20 лет.
Результаты и научная новизна. Результаты позволяют уточнить знания об особенностях психологических факторов, с помощью которых обеспечивается субъективное благополучие студентов помогающих профессий. Выявлено, что основными предикторами субъективного благополучия студентов социономического профиля подготовки стали учебно-профессиональная жизнестойкость и конструктивные стили совладания с трудностями, которыми она достигается. При этом обнаружена дифференциация в выборе доминирующих конструктивных копингов у студентов разных профилей подготовки.
Практическая значимость. Полученные результаты позволяют уточнить понимание учебно-профессиональной жизнестойкости как предиктора психологического благополучия студентов помогающих профессий посредством продуктивных стилей совладания и наметить подходы к разработке и реализации программ развития учебно-профессиональной жизнестойкости студентов социономического профиля подготовки (педагогики и образования, психологии, социальной работы, медицины). Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке занятий по психологическим дисциплинам.
Ключевые слова
Об авторах
Е. А. ШмелеваРоссия
Шмелева Елена Александровна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики; профессор факультета физической культуры; профессор кафедры иностранных языков и профессиональных коммуникаций
ResearcherID H-7821-2016
Scopus Author ID 56375922700
Шуя
П. А. Кисляков
Россия
Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; главный научный сотрудник
ResearcherID E-4701-2016
Scopus Author ID 56348736600
Москва
А.-Л. С. Меерсон
Россия
Меерсон Айзек-Лейб Соломонович – преподаватель кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; научный сотрудник
ResearcherID 3730788
Москва
Ч. К. Фан
Вьетнам
Фан Чунг Киен – кандидат педагогических наук, декан факультета профессионального образования, доцент факультета социальных и гуманитарных наук
Ханой
Список литературы
1. Сорокоумова С. Н., Исаев В. П. Специфика профессиональной деятельности специалистов помогающих профессий [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 186–190. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-professionalnoy-deyatelnos-ti-spetsialistov-pomogayuschih-professiy (дата обращения: 15.06.2023).
2. Махнач А. В., Плющева О. А. Влияние факторов риска и защиты на профессиональную жизнеспособность специалистов помогающих профессий // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12, № 2. С. 8–21. DOI: 10.17759/jmfp.2023120201
3. Hawkins P., Shohet R. Supervision in the Helping Professions. 4th ed. Maidenhead: Open University Press, 2012. 304 p. Available from: https://archive.org/details/supervisioninhel0000hawk (date of access: 15.06.2023).
4. Justin M., Haroon Z., Khan M. A., Asad M. Hardiness, Coping Strategies and Professional Quality of Life among Practicing Clinical Psychologists // The Journal of Academic Social Sciences. 2023. Vol. 7, № 1. P. 124–136. DOI: 10.54692/ajss.2023.07011901
5. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Кольчугина Н. И., Фан Ч. К. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагога в образовательной среде // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 9. С. 143– 173. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-9-143-173
6. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Карасева Т. В., Силаева О. А., Прияткин Д. А. Жизнестойкость и копинг-стратегии медицинских работников в противодействии эмоциональному выгоранию (во время четвертой волны пандемии COVID-19 в России) // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2022. Т. 14, № 6. С. 226–262. DOI: 10.12731/2658-6649-2022-14-6-226-262
7. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Меерсон А. Л. С. Психологическая безопасность и коммуникативные трудности преподавателей и студентов при длительном онлайн-обучении // Высшее образование в России. 2023. Т. 32, № 1. С. 148–168. DOI: 10.31992/0869-3617-2023-32-1-148-168
8. Lei X. Y., Xiao L. M., Liu Y. N., Li Y. M. Prevalence of depression among chinese university students: a meta-analysis // PLoS One. 2016. Vol. 11. Article number e0153454. DOI: 10.1371/journal.pone.015345
9. Delara M., Woodgate R. L. Psychological distress and its correlates among university students: a cross-sectional study // Journal of Pediatric and Adolescent Gynecology. 2015. Vol. 28. P. 240–244. DOI: 10.1016/j.jpag.2014.08.012
10. Логинова М. В. Жизнестойкость как внутренний ключевой ресурс личности [Электрон. ресурс] // Вестник Московского университета МВД России. 2009. № 6. С. 19–22. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-kak-vnutrenniy-klyuchevoy-resurs-lichnosti (дата обращения: 15.06.2023).
11. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости [Электрон. ресурс]. Москва: Смысл, 2006. 63 с. Режим доступа: http://sz326.gov45.ru/rescentr/Леонтьев-Д.А.-Тест-жизнестойкости.pdf (дата обращения: 15.06.2023).
12. Дубовицкая Д. А., Уваров Е. А. Значение жизнестойкости в учебно-профессиональной деятельности студента [Электрон. ресурс] // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2019. № 2. С. 15–24. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/znachenie-zhiznestoykosti-v-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-studenta (дата обращения: 15.06.2023).
13. Григорьев П. Е., Васильева И. В. Связь жизнестойкости и эмоционального интеллекта у студентов медицинских специальностей [Электрон. ресурс] // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 445–448. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-zhiznestoykosti-i-emotsionalnogo-intellekta-u-studentov-meditsinskih-spetsialnostey (дата обращения: 15.06.2023).
14. Алексеенко С. Н., Дробот Е. В. Категории жизнестойкости и качества жизни у студентов медицинского вуза в сопряженности с самооценкой здоровья [Электрон. ресурс] // Земский врач. 2014. № 2 (23). С. 41–44. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-zhiznestoykos-ti-i-kachestva-zhizni-u-studentov-meditsinskogo-vuza-v-sopryazhennosti-s-samootsenkoy-zdorovya (дата обращения: 15.06.2023).
15. Логинова И. О., Сердюк Т. И., Живаева Ю. В. Исследование взаимосвязи характера мотивации достижения с показателями жизнестойкости у студентов медицинского вуза [Электрон. ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. Режим доступа: https://sci-ence-education.ru/ru/article/view?id=18306 (дата обращения: 15.06.2023).
16. Титова Е. И., Шумакова О. А., Наливайко Т. В., Шумаков В. А., Титова О. А. Особенности жизнестойкости и стилевой саморегуляции у студентов медицинского вуза [Электрон. ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2019. № 8. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2019/2753.htm (дата обращения: 15.06.2023).
17. Bordás A. Investigation of Resilience among Teachers and in Teacher Education // Central European Journal of Educational Researchю 2023. Vol. 5 (1). P. 24–36. DOI: 10.37441/cejer/2023/5/1/11119
18. Kovács E., Ceglédi T., Bordás A., Berei E., Hafičová H., Dubayova T. “Things I didn’t even know about myself until now.” Reflective research. Debrecen, Hungary: National Transit Employment Association, 2022. 210 p. DOI: 10.1108/S1479-36792022000043A008
19. Пашкин С. Б. и др. Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического вуза // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 374–388. DOI: 10.32744/pse.2021.6.25
20. Красная Е. В., Паттурина Н. П. Толерантность и жизнестойкость как жизненные ценности студентов творческих специальностей педагогического вуза [Электрон. ресурс] // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. № 1. Режим доступа: http://emissia.org/offline/2020/2820.htm (дата обращения: 15.06.2023).
21. Леоненко Н. О. Смысловая регуляция в психологической структуре жизнестойкости студентов педагогического вуза [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 149–154. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/smyslovaya-regulyatsiya-v-psi-hologicheskoy-strukture-zhiznestoykosti-studentov-pedagogicheskogo-vuza (дата обращения: 15.06.2023)
22. Дмитриева М. А. Крищенко Е. П., Павлова Т. В. Особенности жизнестойкости и самоотношения у студентов-психологов // Образовательные ресурсы и технологии. 2020. № 4 (33). С. 33–39. DOI: 10.21777/2500-2112-2020-4-33-39
23. Иванова А. Д. Особенности жизнестойкости у студентов-психологов [Электрон. ресурс] // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 2357–2360. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46403714 (дата обращения: 15.06.2023).
24. Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2013. № 1. С. 70–74. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prediktory-psihologicheskogo-blagopoluchiya-studentov (дата обращения: 15.06.2023).
25. Карапетян Л. В., Глотова Г. А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 2. С. 76–88. DOI: 10.11621/vsp.2018.02.76
26. Семенова Н. А., Серебрякова Т. А. Субъективное благополучие и счастье женщин, обучающихся в педагогическом вузе // Вестник Псковского государственного университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2018. № 8. С. 74–80. DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-10
27. Пилишвили Т. С., Савушкина А. И., Данилова А. Л., Соруко Торрес Н. К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 4. С. 126–156. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-4-126-156
28. Ломакина К. П., Зуева С. О. Субъективное благополучие в контексте профессиональной деятельности [Электрон. ресурс] // Материалы 68-й научно-практической конференции преподавателей и студентов: В 2 частях. Часть I. Благовещенск, 2018. С. 84–88. Режим доступа: https://bgpu.ru/newsfiles/5059_f1545014568871.pdf (дата обращения: 15.06.2023)
29. Березовская Р. А. Профессиональное благополучие: проблемы и перспективы психологических исследований // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 45. DOI: 10.54359/ ps.v9i45.489
30. Warr P. The measurement of well-being and other aspects of mental health // Journal of Occupational Psychology. 1990. Vol. 63 (3). P. 193–210. DOI: 10.1111/j.2044-8325.1990.tb00521.x
31. Шамионов Р. М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы [Электрон. ресурс]. Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. 296 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-subektivnogo-blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 15.06.2023).
32. Кудряшов А. А., Байгужина О. В., Байгужин П. А. Сравнительная характеристика параметров психологической безопасности студентов педагогического университета // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 1 (130). С. 181–189. DOI: 10.20323/1813_145X_2023_1_130_181_189
33. Newell J. M. An ecological systems framework for professional resilience in social work practice // Social Work. 2019. Vol. 65 (1). P. 65–73. DOI: 10.1093/sw/swz044
34. Araujo C., Siqueira M., Amaral L. Resilience of Brazilian health-care professionals during the pandemic // International Journal of Quality and Service Sciences. 2022. Vol. 14 (3). P. 383–401. DOI: 10.1108/IJQSS-08-2021-0111
35. Malandraki J. B. The case for addressing emotional resilience in graduate student training // Perspectives of the ASHA Special Interest Groups. 2022. Vol. 7 (1). P. 105–114. DOI: 10.1044/2021_PER-SP-21-00116
36. Hitchcock C., Hughes M., McPherson L., Whitaker L. The role of education in developing students’ professional resilience for social work practice: A systematic scoping review // British Journal of Social Work. 2020. Vol. 51 (7). P. 2361–2380. DOI: 10.1093/bjsw/bcaa054
37. Соколова М. В. Шкала объективного благополучия [Электрон. ресурс]. Ярославль. 1996 21 с. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-shkaly-subektivnogo-blagopoluchi-ya-v-rabote-kabineta-meditsinskoy-profilaktiki (дата обращения: 15.06.2023).
38. Moreno-Jiménez B., Rodríguez-Muñoz A., Hernández E. G., Blanco L. M. Development and validation of the Occupational Hardiness Questionnaire // Psicothema. 2014. Vol. 26 (2). P. 207–214. DOI: 10.7334/psicothema2013.49
39. Куфтяк Е. В., Косицина В. И. Оценка копинг-стратегий: адаптация экспресс-опросника COPE [Электрон. ресурс] // История, современность и перспективы развития психологии в системе Российской академии наук: Материалы Международной юбилейной научной конференции (Москва, 16–18 ноября 2022 г.). Москва: Институт психологии РАН, 2022. С. 348–349. Режим доступа: https://www.academia.edu/3145420/Диагностика_копинг_стратегий_адаптация_опросника_COPE (дата обращения: 15.06.2023)
40. Ермакова Е. С. Совладающее поведение, жизнестойкость, стрессоустойчивость и депрессия студентов вуза // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 142–159. DOI: 10.35231/18186653_2021_2_142
41. Калашник Г. А., Штаньков С. И. Оценка показателей жизнестойкости у студентов 5 курса ВГМУ им. Н.Н. Бурденко [Электрон. ресурс] // Молодежный инновационный вестник. 2018. Т. 7. № S1. С. 181–182. Режим доступа: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/4075 (дата обращения: 15.06.2023).
42. Юсупова К. М., Магомедова С. Р., Кубекова А. С. Связьличностных ресурсов, жизнестойкости и уровня притязаний у студентов медицинского университета // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2022. Т. 11. № 4А. С. 177–183. DOI: 10.34670/ AR.2022.46.57.013
43. Jarrad T., Dry M., Semmler C., Turnbull D., Chur‐Hansen A. The psychological distress and physical health of Australian psychology honours students // Australian Psychologist. 2019. Vol. 54 (4). P. 302–310. DOI: 10.1111/ap.12384
44. Hardy M. S., Calhoun L. G. Psychological Distress and the “Medical Student Syndrome” in Abnormal Psychology Students // Teaching of Psychology. 1997. Vol. 24 (3). P. 192–193. DOI: 10.1207/ s15328023top2403_10
45. Svetlak M., Sláma O. Existential distress in medical students matters: An exploratory pilot study of the occurrence of the existential distress phenomenon in Czech medical students [Preprint]. Research Square, 2023. DOI: 10.21203/rs.3.rs-2494514/v1
46. Wu Y., Yu W., Wu X. et al. Psychological resilience and positive coping styles among Chinese undergraduate students: a cross-sectional study // BMC Psychology. 2020. Vol. 8 (1). Article number 79. DOI: 10.1186/s40359-020-00444-y
47. Tugade M. M., Fredrickson B. L. Resilient individuals use positive emotions to bounce back from negative emotional experiences // Journal of Personality and Social Psychology. 2004. Vol. 86. P. 320–33. DOI: 10.1037/0022-3514.86.2.320
48. Mak W. W., Ng I. S., Wong C. C. Resilience: enhancing well-being through the positive cognitive triad // Journal of Counseling Psychology. 2011. Vol. 58 (4). P. 610–617. DOI: 10.1037/a0025195
49. Karreman A., Vingerhoets A. J. Attachment and well-being: the mediating role of emotion regulation and resilience // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 53. P. 821–826. DOI: 10.1016/j. paid.2012.06.014
50. Chow K. M., Tang W. K. F, Chan W. H. C., Sit W. H. J., Choi K. C., Chan S. Resilience and well-being of university nursing students in Hong Kong: a cross-sectional study // BMC Medical Education. 2018. Vol. 18. Article number 13. DOI: 10.1186/s12909-018-1119-0
51. Bore M., Pittolo C., Kirby D., Dluzewska T., Marlin S. Predictors of psychological distress and well-being in a sample of Australian undergraduate students // Higher Education Research and Development. 2016. Vol. 35 (5). P. 869–880. DOI: 10.1080/07294360.2016.1138452
52. Zeng G., Hou H., Peng K. Effect of growth mindset on school engagement and psychological well-being of Chinese primary and middle school students: the mediating role of resilience // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 29 (7). Article number 1873. DOI: 10.3389/FPSYG.2016.01873
53. Смирнова Е. В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов – будущих специалистов социономического типа // Национальная ассоциация ученых. 2015. № 2-8 (7). С. 149–152.
54. Рассказова Е. И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации [Электронный ресурс] // Гуманитарные проблемы современной психологии. Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 124–126. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznestoykost-i-vybor-buduschego-v-protsesse-reabilitatsii (дата обращения: 15.06.2023)
55. Johnson B., Down B., Le Cornu R., Peters J., Sullivan A., Pearce J., Hunter J. Conditions that support early career teacher resilience. Refereed paper presented at ‘Teacher education for a sustainable future’, the annual conference of the annual conference of the Australian Teacher Education Association (ATEA). Townsville, 2010. DOI: 10.1080/13540602.2014.937957
56. Mansfield C. F., Beltman S., Broadley T., Weatherby-Fell N. Building resilience in teacher education: An evidenced informed framework // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 54. P. 77–87. DOI: 10.1016/j.tate.2015.11.016
57. Middleton T. Resilience in Practitioners Working in the Field of SEND. Cham: Springer, 2020. 220 p. Available from: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-49236-6 (date of access: 15.06.2023).
58. Wang Y. Building Teachers’ Resilience: Practical Applications for Teacher Education of China // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article number 738606. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.738606
59. Bordás A. A reziliencia vizsgálata pedagógusok körében és a pedagógusképzésben // Pedagógusképzés. 2020. Vol. 19 (47). P. 5–28. DOI: 10.37205/TEL-hun.2020.3-4.01
60. Beltman S. Understanding and Examining Teacher Resilience from Multiple Perspectives // In: C. F. Mansfield (Eds.) Cultivating Teacher Resilience, International Approaches, Applications and Impact. Springer Nature Singapore Pte Ltd., 2021. P. 11–26. DOI: 10.1007/978-981-15-5963-1_2 (date of access: 15.06.2023).
61. Tugade M. M., Fredrickson B. L. Regulation of positive emotions: emotion regulation strategies that promote resilience // Journal of Happiness Studies. 2007. Vol. 8. P. 311–333. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10902-006-9015-4 (date of access: 15.06.2023).
62. Rios-Risquez M. I., Garcia-Izquierdo M., Sabuco-Tebar E. A., Carrillo-Garcia C., Martinez-Roche M. E. An exploratory study of the relationship between resilience, academic burnout and psychological health in nursing students // Contemporary Nurse. 2016. Vol. 52. P. 430–439. DOI: 10.1080/10376178.2016.1213648
Рецензия
Для цитирования:
Шмелева Е.А., Кисляков П.А., Меерсон А.С., Фан Ч.К. Влияние учебно-профессиональной жизнестойкости на субъективное благополучие студентов социономического профиля: роль стилей совладания. Образование и наука. 2023;25(9):118-155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-118-155
For citation:
Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Meyerson I.S., Phan T.K. Influence of academic-professional hardiness on the subjective well-being of students in socionomic professions. The Education and science journal. 2023;25(9):118-155. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-118-155