Значение невербального поведения при взаимодействии учителя с учеником в классах с изучением немецкого как иностранного языка
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-156-170
Аннотация
Введение. Язык невербальной коммуникации – первый язык, который осваивают дети, а взрослые помогают овладеть им. Это одно из важнейших направлений в учебных заведениях, так как педагогу невозможно эффективно передавать информацию, не используя невербальные подсказки. Изучая иностранный язык, человек должен уметь взаимодействовать с другими с помощью как словесных, так и невербальных сигналов.
Цель статьи – подчеркнуть важность невербального поведения при взаимодействии учителя с учеником в классах с изучением немецкого языка как иностранного и проанализировать различные методы и стимулирующие факторы невербального общения, которые преподаватели используют на своих занятиях.
Методология и методы исследования. Девять невербальных утверждений, связанных с коммуникацией, были оценены путем опроса 34 преподавателей немецкого языка как иностранного, преподающих в Иордании, в Немецко-иорданском университете прикладных наук в Мадабе, Университете Иордании и в языковой школе Language Generation Centre в Аммане.
Результаты и научная новизна. Исследование показало, что преподаватели немецкого языка как иностранного использовали невербальное поведение как сознательно, так и бессознательно и считали зрительный контакт важным инструментом, который можно использовать в классе. Преподаватели контролировали ход своего урока, поддерживая правильную осанку и используя свой тон голоса: это были важные инструменты для прекращения срывов в классе. Кроме того, они применяли мимику и физические жесты, чтобы выразить и прояснить свои эмоции, и они считали, что невербальные сигналы имеют решающее значение для эффективного обучения с точки зрения как учителя, так и учащегося. Они также рассматривали близость и дистанцию как очень важный инструмент взаимодействия между учителем и учеником.
Практическая значимость. Благодаря изучению использования методов невербального общения в классе и их результаты с точки зрения учителей текущее исследование вносит вклад в совокупность знаний, ранее доступных по невербальному общению и обучению иностранному языку. Это обеспечит более практическое понимание использования этих инструментов. Учителя, которые в своих классах внедрили методы невербального общения, могут пролить некоторый свет на их применимость в различных условиях, которые не были освещены в других исследовательских статьях. В настоящей работе описаны методы невербального общения, которые учителя немецкого используют в своих классах и считают эффективными. Дается ответ на вопрос о том, намеренно или ненамеренно учителя используют методы невербального общения в классе, и обсуждаются многочисленные обоснования их применения.
Ключевые слова
Об авторах
А. ДарагмиИордания
Дарагми Ала – преподаватель Центра немецкого языка
Мадаба
Р. Асали-ван дер Вал
Иордания
Асали-ван дер Вал Рената – доцент факультета иностранных языков
Амман
Список литературы
1. Hargie O. Die Kunst der Kommunikation: Forschung, Theorie, Praxis. Göttingen, Germany: Verlag Hans Huber; 2013. 692 p. (In German)
2. Scheunpflug A. Nonverbale Kommunikation und Geschlecht. In: Rosenbusch H. S., Schober O. (Eds.). Körpersprache und Pädagogik. Das Handbuch 4. Hohengehren: Baltmannsweiler Verlag; 2004. p. 99–137. (In German)
3. Rosenbusch H. S. Nonverbale Kommunikation im Unterricht – Die stille Sprache im Klassenzimmer. In: Rosenbusch H. S. (Ed.). Körpersprache in der schulischen Erziehung: Pädagogische und fachdida-ktische Aspekte nonverbaler Kommunikation. Hohengehren: Baltmannsweiler Verlag; 2004. p. 138–176. (In German)
4. Riggio R. E., Riggio H. R. Face and body in motion: Nonverbal communication. In: Encyclopedia of body image and human appearance. Academic Press; 2012. p. 425–430. DOI: 10.1016/B978-0-12-384925-0.00068-7
5. Caswell C., Neil S. Körpersprache im Unterricht. Techniken nonverbaler Kommunikation in Schule und Weiterbildung. Münster: Daedalus Verlag Joachim Herbst; 2003. 238 p. (In German)
6. Ghorzang S., Omari M. S., Yahyazai M. The importance of nonverbal communication in teaching. Ilkogretim Online. 2021; 20 (6): 3043–3051.
7. Ellgring H. Nonverbale Kommunikation [Internet]. n.d. [cited 2022 Aug 04]. p. 7–48. Available from: https://opus.bibliothek.uni-wuerzburg.de/opus4-wuerzburg/frontdoor/deliver/index/docId/4373/file/Ellgring_Nonverbale_Kommunikation_Kopie.pdf (In German)
8. Molcho S. Alles über Körpersprache. Sich selbst und andere besser verstehen. München: Mosaik Verlag; 2002. 224 p. (In German)
9. Argyle M. Körpersprache und Kommunikation. Das Handbuch zur nonverbalen Kommunikation [Internet]. Hamburg: Junfermann Verlag Paderborn; 2002 [cited 2023 Mar 31]. Available from: http://www.ciando.com/img/books/extract/3873878747_lp.pdf (In German)
10. Košinár J. Körperkompetenzen und Interaktion in pädagogischen Berufen. Konzepte–Training–Praxis. Bad Heilbrunn: Julius Klinkhardt Verlag; 2009. 216 p. (In German)
11. Timpner C., Eckert R. Körpersprache in der schulischen Kommunikation. Carl-Auer Systeme Verlag; 2016. p. 9–44. (In German)
12. Keller G. Disziplinmanagement in der Schulklasse. Wie Sie Unterrichtsstörungen vorbeugen und bewältigen. Bern: Hans Huber Verlag; 2010. p. 7–91. (In German)
13. Gröschner A. Körpersprache im Unterricht. Perspektiven einer kommunikationsorientierten Bildungsforschung mithilfe von Unterrichtsvideos. Zeitschrift für Bildungsforschung [Internet]. 2007 [cited 2023 Mar 31]; 4 (2): 21. Available from: https://www.pedocs.de/volltexte/2014/4614/pdf/bf_2007_2_Groeschner_Koerpersprache_Unterricht.pdf (In German)
14. Barth C. B. Kompetentes Diagnostizieren von Lernvoraussetzungen in Unterrichtssituationen. Eine theoretische Betrachtung zur Identifikation bedeutsamer Voraussetzungen [inaugural dissertation on the Internet]. Weingarten: Pädagogische Hochschule Weingarten; 2010 [cited 2023 Mar 31]. p. 1–400. Available from: https://hsbwgt.bsz-bw.de/frontdoor/deliver/index/docId/50/file/Dissertation_Barth_Veroeffentlichung.pdf (In German)
15. Brophy J., Evertson C. The Texas teacher effectiveness project: Presentation of non-linear relationships and summary discussion. Austin: Research and Development Center for Teacher Education (ERIC ED 099345); 1974 [cited 2023 March 31]. 395 p. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED099345.pdf
16. Seligman C. R., Tucker G. R., Lambert W. E. The effects of speech style and other attributes on teachers’ attitudes toward pupils. Language in Society. 1972; 1 (1): 131–142.
17. Bates J. E. Effects of children’s nonverbal behavior upon adults. Child Development. 1976; 47 (4): 1079–1088. DOI: 10.2307/1128445
18. Ulich D., Mayring P. Psychologie der Emotionen. Stuttgart: Kohlhammer Verlag; 2003. 221 p. (In German)
19. Gille M. Wahrnehmung emotionaler Stimuli bei Patientinnen mit Essstörungen und Depression [inaugural dissertation on the Internet]. Freiburg: Albert–Ludwigs Universität Freiburg; 2010 [cited 2023 Mar 31]. Available from: https://freidok.uni-freiburg.de/dnb/download/8570 (In German)
20. Heilmann C. M. Körpersprache richtig verstehen und einsetzen. München: Ernst Reinhardt Verlag; 2011. 137 p. (In German)
21. Ekman P. Gefühle lesen. Wie Sie Emotionen erkennen und richtig interpretieren. Berlin: Springer Verlag Berlin – Heidelberg; 2010. 409 p. (In German)
22. Holstermann N. Interesse von Schülerinnen und Schülern an biologischen Themen: Zur Bedeutung von hands-on Erfahrungen und emotionalem Erleben [dissertation on the Internet]. Göttingen: Georg-August-Universität zu Göttingen; 2009 [cited 2023 Mar 31]. Available from: https://docplayer.org/29531281-Interesse-von-schuelerinnen-und-schuelern-an-biologischen-themen-zur-be-deutung-von-hands-on-erfahrungen-und-emotionalem-erleben.html (In German)
23. Silvia P. J. What is interesting? Exploring the appraisal structure of interest. Emotion [Internet]. 2005 [cited 2023 Mar 31]; 5: 89–102. Available from: https://libres.uncg.edu/ir/uncg/f/P_Silvia_What_2005.pdf
24. Gläser-Zikuda M. Emotionen und Lernstrategien in der Schule. Eine empirische Studie mit Qualitativer Inhaltsanalyse [abridged and revised version of the dissertation]. Weinheim: Beltz/DSV; 2001. 259 p. (In German)
25. Frenzel A. C., Götz T., Pekrun R. Emotionen. In: Wild E., Möller J. (Eds.). Pädagogische Psychologie [Internet]. Heidelberg: Springer Berlin; 2009 [cited 2023 Mar 31]. p. 205–231. Available from: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-540-88573-3_9 DOI: 10.1007/978-3-540-88573-3_9 (In German)
26. Daraghmi A. Einfluss auf die Lehrer-Lerner Interaktion durch das nonverbale Verhalten der Lehrkraft [unpublished master’s thesis]. Madaba: Deutsch–Jordanische Fachhochschule; 2018. p. 3–106. (In German)
27. Ekman P., Friesen W. V. Unmasking the face. A guide to recognizing emotions from facial expressions [Internet]. Cambridge: Malor Books, Los Altos CA; 2003 [cited 2023 Mar 31]. 212 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/232553185_Unmasking_the_Face_A_Guide_to_Recog-nizing_Emotions_From_Facial_Clues
28. Feniger-Schaal R., Hart Y., Lotan N., Koren-Karie N., Noy L. The body speaks: Using the mirror game to link attachment and non-verbal behavior. Frontiers in Psychology. 2018; 9: 1560.
Рецензия
Для цитирования:
Дарагми А., Асали-ван дер Вал Р. Значение невербального поведения при взаимодействии учителя с учеником в классах с изучением немецкого как иностранного языка. Образование и наука. 2023;25(9):156-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-156-170
For citation:
Daraghmi A., Asali-van der Wal R. The significance of non-verbal behaviour in teacher-learner interaction in GFL classes. The Education and science journal. 2023;25(9):156-170. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-156-170