Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Публикационная активность студентов российских вузов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196

Аннотация

Введение. Исследование публикационной активности студентов выступает важным элементом изучения их научно-исследовательской культуры. Внимание авторов сосредоточено на студенческих публикациях в отечественных высокорейтинговых журналах, отражающих включенность обучающихся во «взрослую» вузовскую науку и вносящих в нее серьезный вклад.
Актуальность изучения проблемы обусловлена ее неразработанностью как в теоретическом, так и в эмпирическом плане и одновременно значимостью для университетских научно-воспитательных практик.
Цель статьи – рассмотрение особенностей публикационной активности студентов российских вузов в сегменте высокорейтинговых журналов – раскрывается посредством решением исследовательских вопросов: через изучение вовлеченности студентов в публикационную деятельность; характеристику количественных показателей публикационной активности студентов в высокорейтинговых изданиях; выявление специфики публикационной активности студентов в зависимости от принадлежности к разным областям научного знания, уровня подготовки и иных показателей.
Методология, методы и методики. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного в 2023 г. с помощью методов онлайн-опроса студентов российских вузов, локализованных во всех федеральных округах (n = 3032 чел.), а также контент-анализа российских высокорейтинговых журналов (индексируемых в RSCI, WoS, Scopus). Результаты и выводы авторского исследования сопоставлены с отечественными и зарубежными исследованиями по схожей тематике.
Результаты. Основными результатами исследования является характеристика места публикационной активности в общей структуре научно-исследовательской деятельности студентов. Показано, что, несмотря на то что подготовка статей – одна из самых популярных форм НИРС, небольшое число студентов вовлечено в молодежную науку на постоянной основе. Сделан вывод о том, что авторы публикаций в высокорейтинговых изданиях, представляют собой особую группу студенчества, отличающуюся когнитивной и мотивационной готовностью к подобной деятельности.
В качестве результата в статье представлены такие особенности публикационной активности выделенной группы студентов, как гендерная асимметрия (преобладание среди авторов студенток), множественное авторство (большое количество авторов совместно написанной статьи), нарастание степени публикационной активности от младших курсов к старшим, от бакалавриата (специалитета) к магистратуре. Дискутируется вопрос об этической стороне студенческих публикаций. Он обосновывается как перспективное направление исследований.
Обсуждаются различные факторы успешности студенческих публикаций в сегменте высокорейтинговых журналов. Среди них – включенность в практики НИР на регулярной основе, наличие научного наставника. В заключении рассматриваются возможности использования различных теоретических рамок для интерпретации публикационной активности студентов.
Научная новизна исследования состоит во введении в научных оборот новых эмпирических данных, репрезентирующих общероссийскую ситуацию с публикационной активностью студентов первых двух ступеней образования (бакалавриата/специалитета и магистратуры), а также их интерпретации в сравнительной перспективе с зарубежными исследованиями.
Практическое значимость статьи состоит в возможности использования результатов и выводов исследования в разработке вузовских программ вовлечения студентов в НИР и научного наставничества.

Об авторах

Н. В. Шаброва
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Шаброва Нина Васильевна – кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социологии и технологий 

Екатеринбург



П. А. Амбарова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Амбарова Полина Анатольевна – доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и технологий

Екатеринбург



Список литературы

1. Scholtz D. Improving writing practices of students’ academic literacy development // Journal for Language Teaching. 2016. Vol. 50, № 2. P. 37–55. DOI: 10.4314/jlt.v50i2.2

2. Гамидова Л. В. Организационно-методические аспекты преподавания академического письма в языковом вузе на междисциплинарной основе // Вопросы методики преподавания в вузе. 2021. Т. 10, №37. С. 16–29. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.37.02

3. Беляева Е. Г. Methodological model of teaching academic writing to undergraduate students // Focus on Language Education and Research. 2022. Vol. 3? № 1. C. 36–51. DOI: 10.35213/2686-7516-2022-3-1-36-51

4. Абрамова И. Е., Ананьина А. В. Системный подход к обучению академическому письму: практический опыт // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 7. С. 105–116. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-7-105-116

5. Campbell M. Teaching academic writing in higher education // Education Quarterly Reviews. 2019. Vol. 2, № 3. P. 608–614. DOI: 10.31014/aior.1993.02.03.92

6. Короткина И. Б.Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 10. С. 64–74. DOI: 10.31992/0869-3617-2018-27-10-64-74

7. Savarese C., Understanding writing center use among community college students. Hempstead: Hofstra University, 2020. 30 р.

8. Uysal H. H., Selvi B. Writing centers as a solution to the problems of international scholars in writing for publication // International Online Journal of Education and Teaching. 2021. Vol. 8, № 1. Р. 288–309. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1286514.pdf (date of access: 30.04.2023).

9. Базанова Е. М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. 2015. № 8-9. С. 135–143.

10. Gottlieb L. N. The quality of student papers // Canadian Journal of Nursing Research Archive. 2002. Vol. 34, № 4. P. 3–6.

11. Tsigaris P. Formalized journal-style review process: Improving the quality of students’ work // Frontiers of Education. 2021. Vol. 6. Article no. 701978. DOI: 10.3389/feduc.2021.701978

12. Ананьина А. В. Студенческая научная статья в контексте академического письма (по материалам журнала «StudArctic Forum») // Непрерывное образование: XXI век. 2022. Вып. 3 (39). DOI: 10.15393/j5.art.2022.7845

13. Кирюшина М. А., Алексеева Я. И., Рудаков В. Н. Преподавательские практики сотрудников вузов и научных организаций: информационный бюллетень. Москва: НИУ ВШЭ, 2023. 40 с.

14. Юрченко И. Ю. Публикация статей студентов: наука или погоня за рейтингом? (на материале историографии казачества 2016–2017 гг.) // Вестник НМС. 2018. № 11. С. 174–182.

15. Aquino-Canchari C. R., Osco-Mueras A. J., Santivañez-Isla L. A., Huamán Castillón K. M. Accessibility to student publication in dental journals in the world // Brazilian Journal of Oral Sciences. 2022. Vol. 21. Article no. e226694. DOI: 10.20396/bjos.v21i00.8666694

16. Jensen E., Yordanova D., Denhard L., Zazzi K., Mejia J., Shar T., Iseman J., Hoeniges T., Mitchell M. Engaging undergraduate student-athletes in research and publication opportunities // The Sport Journal. 2022. Available from: https://thesportjournal.org/article/engaging-undergraduate-student-ath-letes-in-research-and-publication-opportunities/ (date of access: 30.04.2023).

17. Parker S. M., Vona-Davis L. C., Mattes M. D. Factors predictive of publication among medical students participating in school-sponsored research programs // Cureus. 2021. Vol. 13, № 9. Article no. e18176. DOI: 10.7759/cureus.18176

18. Wilton A., Pananwala H. Publication in the Australian medical student journal is associated with future academic success: a matched-cohort study // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22. Article no. 586. DOI: 10.1186/s12909-022-03607-0

19. Al-Busaidi I. S., Wells C. I., Wilkinson T. J. Publication in a medical student journal predicts short- and long-term academic success: a matched-cohort study // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19, № 1. Article no. 271. DOI: 10.1186/s12909-019-1704-x

20. Waaijer C. J. F., Ommering B. W. C., van der Wurff L. J., van Leeuwen T. N., Dekker F. W. Scientific activity by medical students: the relationship between academic publishing during medical school and publication careers after graduation // Perspectives on Medical Education. 2019. Vol. 8. P. 223–229. DOI: 10.1007/s40037-019-0524-3

21. Markin D. A., Yakovenko N. S., Varnavskaia E. V. Analysis of student publication activity in the field of medical sciences [Электрон. ресурс] // Молодежный инновационный бюллетень. 2019. Т. 8, № 2. С. 562–563. Режим доступа: https://www.new.vestnik-surgery.com/index.php/2415-7805/article/view/5763 (дата обращения: 02.05.2023).

22. Васильева Е. В., Настаушева Т. Л., Кулакова Е. Н., Неверов А. В. Публикационная активность будущих педиатров: анализ текущей практики // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2022. № 2. С. 114–120. DOI: 10.21508/1027-4065-2022-67-2-114-120

23. Bazhenov R. I. Arranging student scientific research as an educational technology: The experience of regional universities of Russia // Education Research International. 2019. Vol. 2019. Article ID: 8358954. DOI: 10.1155/2019/8358954

24. Канаева Л. В. Причины и коррекция публикационных девиаций в «студенческой науке» // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 112–119.

25. Kim N. J., Kim M. K. Teacher’s perceptions of using an artificial intelligence-based educational tool for scientific writing // Frontiers of Education. 2022. Vol. 7. Article no. 755914. DOI: 10.3389/feduc.2022.755914

26. Babl F. E., Babl M. P. Generative artificial intelligence: Can ChatGPT write a quality abstract? // Emergency Medicine Australasia. Available from: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.1111/1742-6723.14233 (date of access: 02.05.2023). DOI: 10.1111/1742-6723.14233

27. Щеглова И. А., Дремова О. В. Внеучебная деятельность как фактор академической успешности студентов: информационный бюллетень. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 36 с.

28. Коган Е. А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе // Человеческий капитал. 2020. № 8. С. 179–187.

29. Assar A., Matar S. G., Hasabo E. A. et al. Knowledge, attitudes, practices and perceived barriers towards research in undergraduate medical students of six Arab countries // BMC Medical Education. 2022. Vol. 22, № 1. Article no. 44. DOI: 10.1186/s12909-022-03121-3

30. Ferguson L. M., Yonge O., Myrick F. Students’ involvement in faculty research: Ethical and methodological issues // International Journal of Qualitative Methods. 2004. Vol. 3, № 4. Р. 56–68. DOI: 10.1177/160940690400300405

31. Riantoputra C. D. Multiple authorship: Gold mines or booby traps? // Makara Human Behavior Studies in Asia. 2019. Vol. 23, № 1. Article no. 1. DOI: 10.7454/hubs.asia.1310719

32. Macfarlane B. The ethics of multiple authorship: power, performativity and the gift economy // Studies in Higher Education. 2015. Vol. 42, № 7. Р. 1194–1210. DOI: 10.1080/03075079.2015.1085009

33. Schoenherr J. R. Social-cognitive barriers to ethical authorship // Frontiers in Psychology. 2015. № 6. Article no. 877. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00877

34. Nasser R. N., Alkhateeb H. Students learning about research through the process of publishing academic papers in Qatar // Near and Middle Eastern Journal of Research in Education. 2013. Vol. 2013, № 1. DOI: 10.5339/nmejre.2013.1

35. Putsche L., Storrs D., Lewis A., Haylett J. The development of a mentoring program for university undergraduate women // Cambridge Journal of Education. 2008. Vol. 38, № 4. Р. 513–528. DOI: 10.1080/03057640802482322

36. Stockemer D., Reidy T., Teodoro A., Gerba G. Student publishing in peer reviewed journals: Evidence from the International Political Science Review // Learned Publishing. 2022. Vol. 35, № 3. Р. 341–349. DOI: 10.1002/leap.1468


Рецензия

Для цитирования:


Шаброва Н.В., Амбарова П.А. Публикационная активность студентов российских вузов. Образование и наука. 2023;25(9):171-196. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196

For citation:


Shabrova N.V., Ambarova P.A. Publication activity of Russian university students. The Education and science journal. 2023;25(9):171-196. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-171-196

Просмотров: 410


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)