Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75
Аннотация
Введение. Интенсификация социокультурных и технологических трансформаций способствует постоянному переосмыслению практик профориентационной работы в контексте изменений в восприятии современными школьниками ценностей профессий и формировании осознанного выбора траектории своего профессионального развития.
Цель исследования состояла в анализе реализуемых педагогическими вузами форм и форматов профориентационной деятельности, определении наиболее эффективных из них с точки зрения повышения мотивации и интереса к педагогической профессии, уровня осознанности выбора профессии педагога у абитуриентов.
Методология, методы и методики. В данном исследовании проблема эффективности вузовских форматов профориентационной деятельности рассматривается с точки зрения методологии средового и культурологического подходов, определяющих наличие связей социокультурного и образовательного пространства в качестве факторов влияния на становление и развитие личности в социальной системе, изменяющейся под влиянием внешних объективных факторов.
Эмпирическое исследование строилось на основе смешанного дизайна. С целью верификации и триангуляции получаемых в исследовании результатов осуществлялась экспертная оценка представленности различных форм профориентации, реализуемых педагогическими вузами, с одной стороны, и исследование восприятия эффективности профориентационных мероприятий студентами первого курса, с другой. Выборку респондентов составили 1628 студентов первого курса в возрасте от 16 до 44 лет, обучающихся по программам бакалавриата в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в очном и заочном формате. Респондентам предлагалось оценить частоту участия и степень влияния профориентационных мероприятий на выбор профессии на предшествующем поступлению в вуз этапе, а также ответить на вопросы, определяющие характер выбора профессии.
Эмпирические данные подверглись обработке посредством частотного, сравнительного и многомерного анализа с использованием медианного теста, критерия c2 Пирсона, факторного анализа.
Результаты. Определены основные форматы профориентационных мероприятий, реализуемых педагогическими вузами. Анализ содержания мероприятий показывает, что педагогические вузы реализуют различные профориентационные практики во взаимодействии с региональными системами образования, направленные на привлечение в сферу педагогического образования региона наиболее подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов.
Выявлено, что наиболее часто студенты, поступившие в педагогический вуз, участвовали в традиционных профориентационных мероприятиях, тогда как форматы профориентации, предполагающие активные методы работы с оптантами, представлены в их опыте в наименьшей степени.
Определены три типа профориентационных мероприятий, где наиболее пассивная роль отводится оптантам в рамках презентационной профориентации, возможность проявить себя появляется в рамках предпрофессиональной педагогической подготовки, а наибольшую субъектность оптанта актуализируют мероприятия, подразумевающие его вовлечение в педагогическую деятельность.
Студенты, характеризующиеся высоким уровнем вовлеченности в профориентационные мероприятия, склонны выше оценивать влияние активных методов профориентации на выбор профессии, имеют более выраженную мотивацию выбора педагогической деятельности.
Научная новизна. В данном исследовании профориентационные мероприятия были изучены посредством применения смешанного дизайна, верификации и триангуляции получаемых результатов, что позволило эмпирически обосновать их типологию и определить характер их воздействия на профессиональное самоопределение абитуриентов.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в целях повышения качества профориентационной работы педагогических вузов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке региональных программ развития, программ развития педагогических вузов и образовательных организаций.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ТарасовРоссия
Тарасов Сергей Валентинович – член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского института педагогических проблем образования, ректор университета,
Scopus Author ID 15066603100; ResearcherID GWU-7076- 2022;
Санкт-Петербург.
Е. Б. Спасская
Россия
Спасская Елена Борисовна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры дошкольной педагогики, начальник Управления межрегионального сотрудничества в сфере образования,
Санкт-Петербург.
Список литературы
1. Snoek M. Educating quality teachers: How teacher quality is understood in the Netherlands and its implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. 2021. Vol. 44. № 3. P. 309–327. DOI: 10.1080/02619768.2021.1931111
2. Phunsapphaisan T. How to improve initial teacher education in Thailand: a review of literature // International academic multidisciplinary research conference in Los Angeles 2019. 2019. P. 107–113. Available from: http://icbtsproceeding.ssru.ac.th/index.php/ICBTSLOSANGELES/article/view/402 (date of access: 11.07.2023).
3. Reid H., West L. Negotiating professional and personal biographies in a liquid world: Creating space for reflexive innovation in career counselling // British Journal of Guidance and Counselling. 2016. № 44 (5). P. 562–575. DOI: 10.1080/03069885.2016.1145014
4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9–28. DOI: 10.17853/1994-5639-2017-8-9-28
5. Kamal N. N. M., Mohd Adnan A. H., Yusof A. A., Ahmad M. K., Mohd Kamal M. A. Immersive interactive educational experiences – adopting Education 5.0, Industry 4.0 learning technologies for Malaysian Universities // Proceedings of the International Invention, Innovative & Creative (InIIC) Conference, Series 2019. Jan Malacca, Malaysia, 2019. P. 190–196. Available from: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3511172 (date of access: 08.07.2023).
6. Bakshi A. J., Goss S. Trends related to ethics, technology, counselling and careers // British Journal of Guidance & Counselling. 2019. Vol 47 (3). P. 265‒273. DOI: 10.1080/03069885.2019.1630603
7. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации [Электрон. ресурс] // Педагогика. 2020. № 84 (12). С. 73–86. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45694966 (дата обращения: 05.07.2023).
8. Kıral E. Challenges Faced by Prospective Teachers in Universities and Solution Proposals // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (5). P. 839–850. DOI: 10.12973/ijese.2016.408a
9. Raduan N. A., Na S. I. An integrative review of the models for teacher expertise and career development // European Journal of Teacher Education. 2020. Vol. 43. № 3. P. 428–451. DOI: 10.1080/02619768.2020.1728740
10. McLean L., Taylor M., Jimenez M. Career choice motivations in teacher training as predictors of burnout and career optimism in the first year of teaching // Teaching and Teacher Education. 2019. Vol. 85. P. 204–214. DOI: 10.1016/j.tate.2019.06.020
11. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов [Электрон. ресурс]. Москва: Академический проект, Фонд «Мир», 2015. 336 c. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=25760042 (дата обращения: 06.07.2023).
12. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования [Электрон. ресурс] // Научный диалог. 2017. № 1. C. 266–279. Режим доступа: https://www.nauka-dialog.ru/jour/article/view/289/0 (дата обращения: 15.07.2023).
13. Heinrichs K., Wuttke E. Occupational Exploration in German Secondary Schools: What it is, How Schools Foster it, and How Students Perceive this Support // In: J. Seifried, E. Wuttke (eds.). Transitions in Vocational Education. Opladen, Berlin, Toronto: Barbara Budrich Publishers, 2013. P. 37–55. Available from: https://books.google.ru/books?hl=ru&lr=&id=_iVpDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA37&dq=Occupational+Exploration+in+German+Secondary+Schools:+What+it+is,+How+Schools+-Foster+it,+and+How+Students+Perceive+this+Support+&ots=Mem5LQaILD&sig=gZPvsbyxhI_Biomu6whpKSj1ADw&redir_esc=y#v=onepage&q=Occupational%20Exploration%20in%20German%20Secondary%20Schools%3A%20What%20it%20is%2C%20How%20Schools%20Foster%20it%2C%20and%20How%20Students%20Perceive%20this%20Support&f=false (date of access: 03.07.2023).
14. Пряжников Н. С., Гусев А. Н., Тюрин К. Г., Мясникова Л. А. Содержательные модели профессионального самоопределения в проектировании игровых онлайн технологий [Электрон. ресурс] // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2017. № 3. С. 66–79. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32251616 (дата обращения: 05.07.2023).
15. Billett S., Dymock D., Hodge S., Choy S., Le A.H. Shaping Young People’s Decision-Making About Post-School Pathways: Institutional and Personal Factors // In: S. Billett, B. E. Stalder, V. Aarkrog, S. Choy, S. Hodge, & A. H. Le (eds.) The standing of vocational education and the occupations It Serves: Current concerns and strategies for enhancing that standing. Springer International Publishing, 2022. P. 103–136. DOI: 10.1007/978-3-030-96237-1_6
16. Romero-Rodríguez S., García-Jiménez E., Moreno-Morilla C., Mateos-Blanco T., Stalder B. E., Kersh N. Career guidance: A key factor in success pathways in VET (Andalusia, Spain) // In C. Nägele, B. E. Stalder, & N. Kersh (eds.) Trends in vocational education and training research: Proceedings of the European Conference on Educational Research (ECER). 2020. Vol. 3. P. 248–257. DOI: 10.5281/zenodo.400704
17. Федосова И. В. Развитие профессиональной ориентации школьников в России на современном этапе [Электрон. ресурс] // Физика в школе. 2018. № S2. С. 257–262 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32577465&ysclid=loo0jkatdt91689117 (дата обращения: 05.06.2023).
18. Perillo P. Transition in Education. Internship and Vocational Guidance Counselling for Educators // R&E-SOURCE. Open Online Journal for Research and Education. 2015. Special Issue #2. Available from: https://journal.ph-noe.ac.at/index.php/resource/article/view/201 (date of access: 11.07.2023).
19. Морозова Е. В. Системный подход в профессиональной ориентации школьников [Электрон. ресурс] // Современный мир и психология: Статьи XI Московской научно-практической конференции «Студенческая наука». Москва, 2017. С. 176–181. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=32432345&pff=1 (дата обращения: 06.07.2023).
20. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения [Электрон. ресурс]. 4-е изд. Москва: Издательский центр «Академия», 2010. 304 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=20090299 (дата обращения: 06.07.2023).
21. Шаехов М. Р., Давлетшина Л. А., Кондратьева Н. Б. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся республики Татарстан: системный подход [Электрон. ресурс] // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. № 3 (43). С. 111–117 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47173105&ysclid=lnwu9sht87859576687 (дата обращения: 10.07.2023).
22. Лыжин А. И., Шаров А. А. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 105–112. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10314
23. Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах [Электрон. ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 27. С. 64–68. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29333335&ysclid=lnwub3p0hr160989685. (дата обращения: 10.07.2023).
24. Мычко Е. И. Педагогический класс как форма регионального школьно-университетского партнерства [Электрон. ресурс] // Глобальный научный потенциал. 2021. № 3. С. 23–26 Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=45764912&ysclid=lnwuc1a5qf607314746. (дата обращения: 06.07.2023).
25. Никулина Ю. Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. 2020. № 10 (4). С. 1263–1280. DOI: 10.18334/epp.10.4.100895
26. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (1). С. 151–165. DOI: 10.17853/1994-5639-2015-1-151-165
27. Bakioglu A., Sarikaya A. K. University-school partnership: feedback and assessment // Journal of Qualitative Research in Education. 2022. Vol. 32. P. 269–290. DOI: 10.14689/enad.32.789
28. Тарасов С. В. Личность педагога в современной образовательной среде // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. № 2. С. 315–327. DOI: 10.35231/18186653_2021_2_315
29. Тарасов С. В. Педагогические основы становления мировосприятия школьников: взаимодействие с образовательной средой: монография [Электрон. ресурс]. Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2012. 239 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/kbvqtu?ysclid=lnwud8h0c5611324803 (дата обращения: 11.07.2023).
30. Ирсалиев С. А., Камзолдаев М. Б., Ташибаева Д. Н., Копеева А. Т. Аналитический отчет «Учителя Казахстана: почему молодые люди выбирают эту профессию и что их мотивирует оставаться в ней?» [Электрон. ресурс]. Астана: Общественное объединение «Центр анализа и стратегии «Белес», 2019. 126 с. Режим доступа: https://beles-cas.kz/images/teacher.pdf (дата обращения: 11.07.2023).
31. Yuksel-Sahin F., Hotaman D. Vocational guidance aid in the orientation to teaching profession and teacher education // European Journal of Social Sciences. 2009. Vol. 10. P. 25–35. DOI: 10.1007/s13384-017-0234-y
32. See B. H., Munthe E., Ross S. A., Hitt L., El Soufi N. Who Becomes a Teacher and Why? // Review of Education. 2022. Vol. 10. № 3. Article number e3377. DOI: 10.1002/rev3.3377
33. Gagnon É., Ratelle C. F., Guay F., Duchesne S. Developmental trajectories of vocational exploration from adolescence to early adulthood: The role of parental need supporting behaviors // Journal of Vocational Behavior. 2019. Vol. 115. Article number 103338. DOI: 10.1016/j.jvb.2019.103338
34. Koçak O., Ak N., Erdem S. S., Sinan M., Younis M. Z., Erdoğan A. The Role of Family Influence and Academic Satisfaction on Career Decision-Making Self-Efficacy and Happiness // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2021. Vol. 18. № 11. Article number 5919. DOI: 10.3390/ijerph18115919
Рецензия
Для цитирования:
Тарасов С.В., Спасская Е.Б. Роль профориентационной деятельности педагогического вуза в профессиональном самоопределении абитуриентов. Образование и наука. 2023;25(10):45-75. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75
For citation:
Tarasov S.V., Spasskaya E.B. The role of career guidance activities of a pedagogical university in the professional self-determination of applicants. The Education and science journal. 2023;25(10):45-75. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-45-75