Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 25, № 10 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

12-44 612
Аннотация

Введение. В последние десятилетия педагогическое образование как особая отрасль профессионального образования призвано решать качественно новую задачу, связанную с удовлетворением кадрового запроса интенсивно расширяющейся инклюзивной образовательной практики.

Цель исследования, материалы которого представлены в статье, заключалась в раскрытии сущностных характеристик формирования инклюзивных диспозиций учителя в контексте его профессионально-личностного становления в процессе вузовского обучения в системе педагогического образования.

Методология, методы и методики. Исследование в целом базировалось в методологическом плане на инклюзивной образовательной философии в ее воплощении в компетентностном подходе к вузовской подготовке учителя инклюзивной школы как педагога-профессионала нового типа. В своей эмпирической части оно строилось на основе количественной методологии с применением корреляционного дизайна.

Итоговую выборку респондентов составили 1122 студента магистратуры и старших курсов бакалавриата, осваивающих разные по предметной направленности образовательные программы общепедагогического профиля, из 33 городов России. На основе информированного согласия они заполняли онлайн-формы (Yandex Form), включавшие комплекс из 4 авторских и адаптированных опросников и тестов.

Полученные эмпирические данные обрабатывались путем частотного, сравнительного и многомерного анализа, с использованием медианного теста, коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Анализ структуры профессиональных диспозиций и внутренней согласованности сконструированных шкал осуществлялся с помощью коэффициента альфа Кронбаха и конфирматорного факторного анализа, статистический анализ – с использованием программы IBM SPSS Statistics v. 23 и модуля Amos.

Результаты. Выявлена структура взаимосвязей компонентов инклюзивных диспозиций с показателями общих профессиональных диспозиций учителя, на основе чего установлено, что инклюзивные диспозиции не могут рассматриваться вне контекста общих профессиональных диспозиций учителя, будучи их неотъемлемой составляющей или содержательным компонентом, чем и определяется значимость инклюзивных диспозиций как ресурса профессионально-личностного становления педагога в целом.

Зафиксирована асинхронность формирования инклюзивных диспозиций будущих учителей в процессе их вузовской подготовки, которая обнаруживается в более предпочтительном, нежели у будущих учителей-предметников, статусе будущих специалистов психолого-педагогического профиля и учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

Констатирована гетерогенность инклюзивных диспозиций будущих учителей в их соотнесенности с разными нозологическими группами детей с ограниченными возможностями здоровья как потенциальных субъектов школьной инклюзии, что проявляется в редуцированности этих диспозиций применительно к детям с поведенческими нарушениями в сравнении с аналогичными диспозициями, касающимися детей с сенсорными, двигательными и коммуникативными нарушениями.

Сделан вывод о недостаточной эффективности решения задачи формирования инклюзивных диспозиций у будущих учителей в рамках традиционно организованной вузовской подготовки педагогических кадров.

Научная новизна. Результаты исследования в теоретическом плане значимы тем, что продвигают к пониманию глубинных закономерностей становления инклюзивной готовности педагога с учетом ее диспозиционных предикторов.

Практическая значимость. Полученные эмпирические материалы могут быть положены в основу модернизации педагогического образования в части совершенствования личностно-ориентированной вузовской подготовки педагогических кадров к работе в условиях инклюзии.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

45-75 500
Аннотация

Введение. Интенсификация социокультурных и технологических трансформаций способствует постоянному переосмыслению практик профориентационной работы в контексте изменений в восприятии современными школьниками ценностей профессий и формировании осознанного выбора траектории своего профессионального развития.

Цель исследования состояла в анализе реализуемых педагогическими вузами форм и форматов профориентационной деятельности, определении наиболее эффективных из них с точки зрения повышения мотивации и интереса к педагогической профессии, уровня осознанности выбора профессии педагога у абитуриентов.

Методология, методы и методики. В данном исследовании проблема эффективности вузовских форматов профориентационной деятельности рассматривается с точки зрения методологии средового и культурологического подходов, определяющих наличие связей социокультурного и образовательного пространства в качестве факторов влияния на становление и развитие личности в социальной системе, изменяющейся под влиянием внешних объективных факторов.

Эмпирическое исследование строилось на основе смешанного дизайна. С целью верификации и триангуляции получаемых в исследовании результатов осуществлялась экспертная оценка представленности различных форм профориентации, реализуемых педагогическими вузами, с одной стороны, и исследование восприятия эффективности профориентационных мероприятий студентами первого курса, с другой. Выборку респондентов составили 1628 студентов первого курса в возрасте от 16 до 44 лет, обучающихся по программам бакалавриата в рамках УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» в очном и заочном формате. Респондентам предлагалось оценить частоту участия и степень влияния профориентационных мероприятий на выбор профессии на предшествующем поступлению в вуз этапе, а также ответить на вопросы, определяющие характер выбора профессии.

Эмпирические данные подверглись обработке посредством частотного, сравнительного и многомерного анализа с использованием медианного теста, критерия c2 Пирсона, факторного анализа.

Результаты. Определены основные форматы профориентационных мероприятий, реализуемых педагогическими вузами. Анализ содержания мероприятий показывает, что педагогические вузы реализуют различные профориентационные практики во взаимодействии с региональными системами образования, направленные на привлечение в сферу педагогического образования региона наиболее подготовленных и профессионально ориентированных абитуриентов.

Выявлено, что наиболее часто студенты, поступившие в педагогический вуз, участвовали в традиционных профориентационных мероприятиях, тогда как форматы профориентации, предполагающие активные методы работы с оптантами, представлены в их опыте в наименьшей степени.

Определены три типа профориентационных мероприятий, где наиболее пассивная роль отводится оптантам в рамках презентационной профориентации, возможность проявить себя появляется в рамках предпрофессиональной педагогической подготовки, а наибольшую субъектность оптанта актуализируют мероприятия, подразумевающие его вовлечение в педагогическую деятельность.

Студенты, характеризующиеся высоким уровнем вовлеченности в профориентационные мероприятия, склонны выше оценивать влияние активных методов профориентации на выбор профессии, имеют более выраженную мотивацию выбора педагогической деятельности.

Научная новизна. В данном исследовании профориентационные мероприятия были изучены посредством применения смешанного дизайна, верификации и триангуляции получаемых результатов, что позволило эмпирически обосновать их типологию и определить характер их воздействия на профессиональное самоопределение абитуриентов.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в целях повышения качества профориентационной работы педагогических вузов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке региональных программ развития, программ развития педагогических вузов и образовательных организаций.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

76-108 533
Аннотация

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования выступили положения холистического подхода, который позволил исследовать проблему обеспечения качества подготовки трудовых ресурсов во всех ракурсах, определить подходы к прогнозированию и планированию развития системы профессионального образования целостно. Разностороннее изучение проблемы управления качеством профессионального образования осуществлялось с помощью методов анализа научной и научно-методической литературы, международной практики, включая европейскую модель обеспечения качества профессионального образования и обучения, национальных и отраслевых программ развития; опросных методов (анкетирования, интервьюирования) и форсайт-сессий с участием представителей учреждений образования, работодателей и отраслевых органов государственного управления. Для достижения цели исследования проведен анализ существующей системы обеспечения качества профессионального образования посредством опроса 17 представителей Республиканского института профессионального образования (далее – РИПО) и Министерства образования Республики Беларусь, 21 представитель главных управлений по образованию областных исполнительных комитетов, в подчинении которых функционируют опрошенные колледжи, 532 руководителя из 266 учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – колледж), в форсайт-сессиях приняли участие 75 представителей секторов машиностроение, строительство, сельское хозяйство. Результаты опроса и форсайт-сессий стали источником информации для разработки структуры и содержания стратегии совершенствования системы управления качеством профессионального образования в Республике Беларусь.

Результаты. В процессе исследования выявлены проблемные вопросы в системе управления качеством профессионального образования, требующие совершенствования: сложившаяся практика обеспечения качества профессионального образования, выраженная исключительно функциями контроля выполнения требований государства проверяемых при аккредитации учреждений образования и специальностей с периодичностью раз в пять лет; отсутствие в планах развития колледжей критериев и показателей, позволяющих определить эффективность образовательной деятельности с учетом требований государства, перспективных ожиданий работодателей и обучающихся из числа различных целевых групп (выпускники школ, взрослое население, лица с ограничениями психофизического развития); разновекторность в целеполагании участников образовательных отношений и представлений о качестве образования. Теоретически обоснована и разработана стратегия совершенствования системы управления качеством профессионального образования, включая комплекс критериев и показателей качества профессионального образования в условиях его модернизации.

Научная новизна. Эмпирическим путем выделены и сформулированы основополагающие идеи холистического подхода к управлению качеством профессионального образования в условиях его модернизации. Дополнены положения системно-деятельностного подхода мотивационно-ценностным и смысловым компонентом применительно к деятельности участников образовательных отношений в процессе моделирования и внедрения целостной системы управления качеством профессионального образования. Разработан комплекс индикаторов, декомпозированный на критерии и показатели качества профессионального образования.

Практическая значимость. Разработанные методологические основы и стратегия совершенствования системы управления качеством профессионального образования, включая комплекс критериев и показателей, будут использованы Министерством образования и региональными органами управления образованием в процессе сбора и обработки данных об эффективности образовательной деятельности учреждений профессионального образования Республики Беларусь в режиме реального времени. Последующее применение разработанных подходов будет способствовать принятию управленческих решений по обеспечению и гарантии качества профессионального образования на уровне учреждения образования, местных и республиканских органов государственного управления с учетом ожиданий обучающихся и работодателей.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

109-132 305
Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема отбора содержания подготовки будущих преподавателей общетехнических дисциплин, доказывается, что в условиях многовекторного технического развития, турбулентности, связанной с переходом к многополярному мироустройству, содержание этой подготовки должно быстро меняться. Поэтому важен не столько заданный инвариант этого содержания, сколько методология его формирования в быстроменяющихся условиях.

Цель – постановка проблемы создания методологии по отбору содержания подготовки преподавателей общетехнических дисциплин.

Методология, методы и методики. Разрабатываемые основы методологии отбора содержания, оптимального для подготовки преподавателя общетехнических дисциплин, строятся на положениях, прежде всего, деятельностного и компетентностного подхода, а также его дальнейшего развития в трансфессиональном и транспрофессиональном подходах. Эмпирическая база получена с использованием анкетирования (дистанционного) преподавателей технических дисциплин из 26 вузов. Использовались следующие теоретические методы: ретроспективный анализ условий, наложивших специфический отпечаток на менталитет преподавателей общетехнических дисциплин нашего времени; анализ научно-методической литературы по проблеме сочетания предметно-профессиональной и педагогической подготовки преподавателя общетехнических дисциплин; анализ дисциплин из программ профессиональной подготовки отечественных вузов.

Результаты. Анализ программ профессиональной подготовки технических и педагогических вузов позволил сравнить их между собой и сопоставить дисциплины общепрофессионального блока и курсов по выбору с основными актуальными направлениями технического развития РФ в текущих условиях. Был определен имеющийся содержательный ландшафт профессиональной деятельности будущего преподавателя общетехнических дисциплин и представлены возможности для изменения его содержания как в технических, так и педагогических вузах с целью более точного его соответствия имеющимся задачам технического развития государства. С использованием ретроспективного анализа описан исторически сложившийся «портрет» преподавателя общетехнических дисциплин, акцентированный на его проблемах. В качестве основных выделены следующие: «физико-технический снобизм» как нежелание выходить в педагогическое и гуманитарное поле профессиональной деятельности из физико-технического содержания своего предмета; как следствие, низкий уровень методических знаний и умений; отсутствие у молодых преподавателей эрудиции в технических областях, выходящих за рамки узкопрофессиональных, как следствие неудачная реализация компетентностного подхода в системе обучения высшем образования; низкая профессиональная самооценка, возникающая вследствие отношения в вузе к общетехническим как к второстепенным.

Научная новизна заключается в том, что впервые проведенный анализ дисциплин общепрофессионального модуля и курсов по выбору технических и педагогических вузов РФ позволил выявить их соотношение с основными направлениями развития науки, технологий и техники.

Практическая значимость. Проведенное исследование позволило поставить вопросы, возникающие при отборе содержания подготовки преподавателей общетехнических дисциплин, что, вероятно, должно стать основой для формулировки принципов отбора содержания этой подготовки, составляющих его методологию.

133-152 492
Аннотация

Введение. Было доказано, что игровые бизнес-симуляторы, которые широко используются в преподавании в последние годы, помогают студентам развивать командную работу и навыки решения проблем.

Цель исследования – оценить, как сплоченность команды и отношение к обмену знаниями связаны с намерениями создавать организационный климат и обмениваться знаниями.

Методология, методы и методики. Используя игровую среду обучения, авторы изучили отношения и намерения студентов, касающиеся обмена знаниями. В рамках исследования анкеты были направлены 202 студентам бизнес-колледжей в Хошимине, Вьетнам. Оценка методом бутстрепа использовалась для проверки всех гипотез с использованием модели структурных уравнений (SEM).

Результаты. Результаты исследования показали, что: 1) организационный климат положительно повлиял на сплоченность команды, а также на отношение к обмену знаниями, позитивно воздействующее на намерения обмениваться знаниями; 2) организационный климат был положительно связан с отношением к обмену знаниями и намерениями обмениваться знаниями; 3) сплоченность команды была положительно связана с отношением к обмену знаниями и намерениями обмениваться знаниями; 4) существует значительная связь между организационным климатом и намерениями обмениваться знаниями через посредничество сплоченности команды и отношения к обмену знаниями.

Научная новизна. Исследование помогает изучить взаимосвязи между четырьмя переменными, которые были упомянуты выше.

Практическая значимость. Результаты исследования показывают, что преподаватели должны устанавливать стандарты оценивания и побуждать учащихся выражать свое мнение. Кроме того, крайне важно создать хорошую атмосферу и повысить сплоченность в классе, для того чтобы формировать положительное отношение к обмену знаниями и намерения студентов использовать эти навыки.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

153-182 347
Аннотация

Введение. Увеличение репродуктивных решений молодежи в виде осознанной бездетности, отложенного родительства, малодетности, и их роль в неоптимистичном демографическом прогнозе государства актуализируют научные исследования факторов и условий возникновения установок на деторождение. Субъективные факторы, определяющие репродуктивные планы, не менее важны, чем объективные (материальные, социальные). В субъективной картине потенциального родительства большое значение имеют представления о стрессогенности родительской роли, высокие требования к которой транслируются на уровне общественных ожиданий и формируют практики интенсивного воспитания, а также устойчивое отношение к восприятию отцовства и материнства задолго до появления детей.

Цель исследования состояла в изучении особенностей представлений студенческой молодежи о стрессогенности и интенсивности родительской роли в контексте гендерного фактора и репродуктивных планов.

Методология, методы и методики. Выборка состояла из 364 бездетных студентов (М = 19,43 лет). Для достижения цели исследования выборка была разделена по половому признаку (218 девушек и 146 юношей) и по ориентации на рождение детей: на бездетность (n = 32); на многодетность (n = 75); на малодетность (n = 257). Использовались методы и методики: авторская анкета; методика «Шкала родительского стресса» («Parental Stress Scale» J. O. Berry & W. H. Jones, 1995), русскоязычная версия в адаптации Ю. В. Мисиюк, И. В. Тихоновой, 2022; методика «Опросник установок на интенсивное родительство» (Intensive Parenting Attitudes Questionnaire, M. Liss, H. H. Schiffrin, V. H. Mackintosh, H. Miles-McLean M. J. Erchull, 2013 в адаптации Ю. В. Мисиюк, 2022); авторский вариант полуструктурированного интервью (изучающего представления молодых людей о стрессорах родительской жизни в разные периоды развития ребенка и интенсивности стресса). Использовались методы статистической обработки.

Результаты. Выявлена специфика представлений о стрессогенности и интенсивности родительства, родительских стрессах в разные периоды жизни детей и их содержания в зависимости от ориентации на деторождение и гендерных ролей. Студенты ориентации «чайлд-фри» воспринимают родительскую роль как связанную с высоким уровнем родительского стресса, не приносящую удовлетворения, дефицитную с точки зрения ресурсов, несущую угрозу потери контроля над собственной жизнью, предъявляющую высокие требования в том числе к необходимости стимулировать развитие детей. Студенты, ориентированные на многодетность, демонстрируют сбалансированное с точки зрения ресурсов и затрат представление о стрессогенности родительства. Ориентированные на малодетность, имеют представление об умеренной стрессогенности родительства, но указывают на такие возможные признаки родительского стресса как «потеря контроля» и «родительские стрессоры».

Девушки оценивают стрессогенность родительской роли выше, чем юноши, ожидают меньший уровень удовлетворенности, высокий уровень стресса в периоды раннего и дошкольного возраста ребенка. Девушки демонстрируют выраженность установок на эссенциализм, а юноши на детоцентризм. Эссенциализация родительства усиливает влияние на представления о стрессогенности родительства, в то время как установка на получение удовольствия от родительства может являться фактором протекции.

Научная новизна. Впервые изучены характеристики и показана взаимосвязь стрессогенности родительской роли и установок на интенсивность в воспитании детей в представлениях потенциальных родителей – студенческой молодежи. Представленные результаты раскрывают особенности восприятия напряженности родительской роли, насыщенности ее стресс-факторами с учетом пола и ориентации на деторождение.

Практическая значимость. Полученные результаты способствуют пониманию закономерностей и факторов формирования представлений о стрессогенности родительства, его роли в репродуктивных планах студенческой молодежи. Могут быть использованы для обоснования программ по воспитанию, психологическому сопровождению в образовательных организациях.

183-204 529
Аннотация

Введение. В многочисленных современных исследованиях показана важность пространственных способностей (ПС) для успешности обучения и эффективности профессиональной деятельности, особенно в сферах STEM (связанных с наукой, техникой, инжинирингом и математикой). ПС понимаются как предрасположенность и умение мысленно оперировать объектами: создавать, вызывать, хранить и изменять их образы в пространстве и отношениях. Диагностика ПС в образовательных контекстах позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения студента в зависимости от уровня способностей. Исследования, посвященные подходам к диагностике способностей, сегодня актуальны во всем мире. Разработка новых инструментов, психометрическая адаптация инструментария к специфическим группам, особенно в образовательной сфере, – одна из ключевых задач в психологическом сопровождении студентов с целью адаптивного обучения и профессионального самоопределения. Недавно разработанная батарея пространственных способностей (OSSAB) прошла психометрическую проверку, стандартизацию и нормирование для подросткового возраста. Батарея включает тесты на механическое мышление, складывание бумаги, сборку моделей и вращение фигур. Батарея показала хорошие психометрические характеристики (высокую надежность и валидность, дискриминативность, низкую избыточность), она находится в открытом доступе и бесплатна для использования. Адаптация батареи для студенческого возраста позволяет обеспечить преемственность в обучении и устраняет дефицит в диагностическом инструментарии для старших возрастов.

Цель. Целью настоящего исследования было оценить структуру и психометрические свойства батареи при тестировании студентов вузов и сравнить их с данными, полученными для подростковой выборки, на которой была разработана батарея OSSAB, а также изучить связи между ПС и результатами обучения.

Методология, методы и методики. В исследовании приняли участие 772 студента университетов (возраст от 18 до 26 лет, средний возраст (SD) = 19,55 (1,51), 63,1 % женщин). Участники предоставили информацию о своем возрасте, поле, специальности, академической успеваемости и выполнили ряд тестов, включающих OSSAB.

Результаты. Результаты выполнения OSSAB сходны с теми, которые были показаны в предыдущих исследованиях у подростков. OSSAB продемонстрировала адекватные психометрические свойства инструмента на студенческой выборке: отсутствие эффектов пола и потолка; низкую избыточность; умеренную или высокую внутреннюю согласованность; высокую дискриминативную способность по специальностям; высокую внешнюю валидность. Результаты показали, что около 6 % студентов продемонстрировали очень высокий уровень ПС (более чем на 1,5 SD выше среднего), а около 8 % студентов – очень низкий уровень ПС (менее чем на 1,5 SD ниже среднего). Кроме того, показатели OSSAB были связаны с выбором профиля обучения и результатами экзаменов с небольшим и средним размером эффекта.

Научная новизна. В нашем исследовании представлены психометрические нормы для короткого открытого онлайн-инструмента для оценки пространственных способностей у студентов вузов.

Практическая значимость. Батарея OSSAB может быть использована при подготовке индивидуальных рекомендаций для студентов (например, о тренировках ПС), для выявления пространственно одаренных студентов, а также при проведении исследований в условиях университета.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)