Система управления качеством профессионального образования Республики Беларусь: стратегия совершенствования
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-76-108
Аннотация
Методология, методы и методики. Методологической основой исследования выступили положения холистического подхода, который позволил исследовать проблему обеспечения качества подготовки трудовых ресурсов во всех ракурсах, определить подходы к прогнозированию и планированию развития системы профессионального образования целостно. Разностороннее изучение проблемы управления качеством профессионального образования осуществлялось с помощью методов анализа научной и научно-методической литературы, международной практики, включая европейскую модель обеспечения качества профессионального образования и обучения, национальных и отраслевых программ развития; опросных методов (анкетирования, интервьюирования) и форсайт-сессий с участием представителей учреждений образования, работодателей и отраслевых органов государственного управления. Для достижения цели исследования проведен анализ существующей системы обеспечения качества профессионального образования посредством опроса 17 представителей Республиканского института профессионального образования (далее – РИПО) и Министерства образования Республики Беларусь, 21 представитель главных управлений по образованию областных исполнительных комитетов, в подчинении которых функционируют опрошенные колледжи, 532 руководителя из 266 учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования (далее – колледж), в форсайт-сессиях приняли участие 75 представителей секторов машиностроение, строительство, сельское хозяйство. Результаты опроса и форсайт-сессий стали источником информации для разработки структуры и содержания стратегии совершенствования системы управления качеством профессионального образования в Республике Беларусь.
Результаты. В процессе исследования выявлены проблемные вопросы в системе управления качеством профессионального образования, требующие совершенствования: сложившаяся практика обеспечения качества профессионального образования, выраженная исключительно функциями контроля выполнения требований государства проверяемых при аккредитации учреждений образования и специальностей с периодичностью раз в пять лет; отсутствие в планах развития колледжей критериев и показателей, позволяющих определить эффективность образовательной деятельности с учетом требований государства, перспективных ожиданий работодателей и обучающихся из числа различных целевых групп (выпускники школ, взрослое население, лица с ограничениями психофизического развития); разновекторность в целеполагании участников образовательных отношений и представлений о качестве образования. Теоретически обоснована и разработана стратегия совершенствования системы управления качеством профессионального образования, включая комплекс критериев и показателей качества профессионального образования в условиях его модернизации.
Научная новизна. Эмпирическим путем выделены и сформулированы основополагающие идеи холистического подхода к управлению качеством профессионального образования в условиях его модернизации. Дополнены положения системно-деятельностного подхода мотивационно-ценностным и смысловым компонентом применительно к деятельности участников образовательных отношений в процессе моделирования и внедрения целостной системы управления качеством профессионального образования. Разработан комплекс индикаторов, декомпозированный на критерии и показатели качества профессионального образования.
Практическая значимость. Разработанные методологические основы и стратегия совершенствования системы управления качеством профессионального образования, включая комплекс критериев и показателей, будут использованы Министерством образования и региональными органами управления образованием в процессе сбора и обработки данных об эффективности образовательной деятельности учреждений профессионального образования Республики Беларусь в режиме реального времени. Последующее применение разработанных подходов будет способствовать принятию управленческих решений по обеспечению и гарантии качества профессионального образования на уровне учреждения образования, местных и республиканских органов государственного управления с учетом ожиданий обучающихся и работодателей.
Ключевые слова
Об авторе
В. Н. ГолубовскийБеларусь
Голубовский Валерий Николаевич – кандидат педагогических наук, доцент, ректор института
Минск
Список литературы
1. Панасюк В. П., Третьякова Н. В. Качество образования: инновационные тенденции и управление: монография. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 201 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0635-8 (дата обращения: 10.09.2023).
2. Моисеев А. М., Поташник М. М., Ямбург Е. А., Матрос Д. Ш., Хомерики О. Г. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и метод. пособие. Москва: Педагогическое общество России, 2006. 448 с.
3. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе: учеб. пособие. Москва: Российское педагогическое агентство, 1998. 354 с. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/417646 (дата обращения: 10.09.2023).
4. Батышев С. Я., Новиков А. М. Профессиональная педагогика: учеб. для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Москва: Из-во ЭГВЕС, 2009. 456 с. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/books/prof_ped.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
5. Дудин М. Н. Общественно-политический дискурс, качество жизни и протестная активность населения [Электрон. ресурс] // Экономические отношения. 2022. Т. 12, № 1. С. 121–148. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48095607 (дата обращения 27.08.2023).
6. Дятлов С. А. Энейро-сетевая экономика: формирование новых сегментов глобального рынка [Электрон. ресурс] // Современные технологии управления. № 2 (74). Номер статьи: 7401. Режим доступа: https://sovman.ru/article/7401/ (дата обращения: 11.03.2023).
7. Егорова А. А., Ужегов А. О. Повышение качества жизни населения индустриальных регионов: возможности применения тройной спирали // Вестник Челябинского государственного университета. 2022. № 11 (469). С. 69–80. DOI: 10.47475/1994-2796-2022-11107
8. Сиваков Ю. Л. Поведенческая экономика и социальная ответственность бизнеса с учетом современных особенностей развития белорусского общества // Вести Института предпринимательской деятельности, 2021. № 2 (24). С. 3–11. Режим доступа: http://uoipd.by/files/files/vesti-ipd/1(24)2021.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
9. Талер Р. Новая поведенческая экономика. Почему люди нарушают правила традиционной экономики и как на этом заработать. Москва: Изд-во «Эксмо», 2018. 384 с.
10. Шваб К. Четвертая промышленная революция. Москва: Изд-во «Эксмо», 2016. 208 с. Режим доступа: http://ncrao.rsvpu.ru/sites/default/files/library/k._shvab_chetvertaya_promyshlennaya_revolyuciya_2016.pdf (дата обращения: 10.09.2023).
11. Харари Ю. Н. 21 урок для XXI века. Москва: Синдбад, 2021. 416 с. Режим доступа: https://knizhnik.org/juval-harari/dvadtzat-odin-urok-dlja-xxi-veka/1 (дата обращения: 10.09.2023).
12. Юрова Н. В., Палагина А. Ж. Условия развития человеческого потенциала в транснациональных компаниях [Электрон. ресурс] // Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XVII Междунар. науч. конф., посвящ. 97-летию образования Бел. гос. ун-та, 26 окт. 2018 г., г. Минск, Беларусь. Минск: БГУ, 2018. С. 234–235. Режим доступа: https://elib.bsu.by/handle/123456789/215763 (дата обращения: 11.03.2023).
13. McGrath S., Yamada S. Skills for development and vocational education and training: Current and emergent trends // International Journal of Educational Development. 2023. Vol. 102. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2023.102853
14. Rodríguez J. V., Rodado D. N., Borrero T. C., Parody A. Multidimensional indicator to measure quality in education // International Journal of Educational Development. 2022. Vol. 89. DOI: 10.1016/j.ijedudev.2021.102541
15. Allais S., Wedekind V. Targets, TVET and transformation // Grading Goal Four: Tensions, threats, and opportunities in the sustainable development goal on quality education. Brill, 2020. Р. 322–338. DOI: 10.1163/9789004430365_015
16. Wilson-Clark G., Saha S. Transitions from school to work. UNICEF technical note // UNICEF. 2019. Available from: https://www.unicef.org/media/60366/file/Transitions-from-school-to-work-2019.pdf (date of access: 10.09.2023).
17. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Маркелова Ю. В. Тенденции развития профессионального образования и обучения: контекст ЕС // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 3. С. 113–121. DOI: 10.24411/2307-4264-2019-10315
18. Hoffman N., Schwartz R. Gold standard: The Swiss vocational education and training system, international comparative study of vocational education systems. Washington: National Center on Education and the Economy, 2015. 34 p. Available from: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED570868.pdf (date of access: 25.07.2021).
19. Елохов А. М., Арбузова Т. А. Стратегическое управление портфелем проектов: монография. Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2023. 168 с. Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/mono/Elohov-Arbuzova-Strategicheskoe-upravlenie-portfelem-proektov.pdf (дата обращения: 11.08.2023).
20. Ризванов Д. А. Методологические основы поддержки принятия решений при управлении ресурсами в сложных системах // Вестник ИжГТУ имени М. Т. Калашникова. 2018. Т. 21, № 4. C. 200–207. DOI: 10.22213/2413-1172-2018-4-200-207
21. Munastiwi E. The management model of vocational education quality assurance using ‘holistic skills education (Holsked)’ // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. № 204. P. 218–230. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815047928 (date of access: 10.10.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Голубовский В.Н. Система управления качеством профессионального образования Республики Беларусь: стратегия совершенствования. Образование и наука. 2023;25(10):76-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-76-108
For citation:
Golubovsky V.N. Quality management system in vocational education of the Republic of Belarus: Improvement strategy. The Education and science journal. 2023;25(10):76-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-76-108