Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Апробация короткой онлайн-батареи пространственных способностей (OSSAB) для тестирования студентов университетов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-183-204

Аннотация

Введение. В многочисленных современных исследованиях показана важность пространственных способностей (ПС) для успешности обучения и эффективности профессиональной деятельности, особенно в сферах STEM (связанных с наукой, техникой, инжинирингом и математикой). ПС понимаются как предрасположенность и умение мысленно оперировать объектами: создавать, вызывать, хранить и изменять их образы в пространстве и отношениях. Диагностика ПС в образовательных контекстах позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения студента в зависимости от уровня способностей. Исследования, посвященные подходам к диагностике способностей, сегодня актуальны во всем мире. Разработка новых инструментов, психометрическая адаптация инструментария к специфическим группам, особенно в образовательной сфере, – одна из ключевых задач в психологическом сопровождении студентов с целью адаптивного обучения и профессионального самоопределения. Недавно разработанная батарея пространственных способностей (OSSAB) прошла психометрическую проверку, стандартизацию и нормирование для подросткового возраста. Батарея включает тесты на механическое мышление, складывание бумаги, сборку моделей и вращение фигур. Батарея показала хорошие психометрические характеристики (высокую надежность и валидность, дискриминативность, низкую избыточность), она находится в открытом доступе и бесплатна для использования. Адаптация батареи для студенческого возраста позволяет обеспечить преемственность в обучении и устраняет дефицит в диагностическом инструментарии для старших возрастов.

Цель. Целью настоящего исследования было оценить структуру и психометрические свойства батареи при тестировании студентов вузов и сравнить их с данными, полученными для подростковой выборки, на которой была разработана батарея OSSAB, а также изучить связи между ПС и результатами обучения.

Методология, методы и методики. В исследовании приняли участие 772 студента университетов (возраст от 18 до 26 лет, средний возраст (SD) = 19,55 (1,51), 63,1 % женщин). Участники предоставили информацию о своем возрасте, поле, специальности, академической успеваемости и выполнили ряд тестов, включающих OSSAB.

Результаты. Результаты выполнения OSSAB сходны с теми, которые были показаны в предыдущих исследованиях у подростков. OSSAB продемонстрировала адекватные психометрические свойства инструмента на студенческой выборке: отсутствие эффектов пола и потолка; низкую избыточность; умеренную или высокую внутреннюю согласованность; высокую дискриминативную способность по специальностям; высокую внешнюю валидность. Результаты показали, что около 6 % студентов продемонстрировали очень высокий уровень ПС (более чем на 1,5 SD выше среднего), а около 8 % студентов – очень низкий уровень ПС (менее чем на 1,5 SD ниже среднего). Кроме того, показатели OSSAB были связаны с выбором профиля обучения и результатами экзаменов с небольшим и средним размером эффекта.

Научная новизна. В нашем исследовании представлены психометрические нормы для короткого открытого онлайн-инструмента для оценки пространственных способностей у студентов вузов.

Практическая значимость. Батарея OSSAB может быть использована при подготовке индивидуальных рекомендаций для студентов (например, о тренировках ПС), для выявления пространственно одаренных студентов, а также при проведении исследований в условиях университета.

Об авторах

К. В. Барцева
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Барцева Ксения Викторовна – аспирант, младший научный сотрудник факультета психологии,

Санкт-Петербург.



М. В. Лиханов
Пекинский нормальный университет; Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Лиханов Максим Владимирович – кандидат филологических наук, сотрудник Государственной ключевой лаборатории когнитивной нейронауки и обучения Пекинского нормального университета

Пекин;

Санкт-Петербург.



Е. Л. Солдатова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Солдатова Елена Леонидовна – доктор психологических наук, профессор,

Санкт-Петербург.



Э. С. Цигеман
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Цигеман Элина Сергеевна – аспирант, младший научный сотрудник,

Санкт-Петербург.



Е. А. Аленина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Аленина Евгения Алексеевна – аспирант, младший научный сотрудник,

Санкт_Петербург.



Ю. В. Ковас
Голдсмитс, Университет Лондона
Великобритания

Ковас Юлия Владимировна – доктор генетики и психологии, профессор, профессор Университета,

Лондон.



Список литературы

1. Rimfeld K., Shakeshaft N., Malanchini M., Rodic M., Selzam S., Schofield K., et al. Phenotypic and genetic evidence for a unifactorial structure of spatial abilities. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2017; 114: 201607883. DOI: 10.1073/pnas.1607883114

2. Atit K., Power J. R., Pigott T., Lee J., Geer E. A., Uttal D. H., et al. Examining the relations between spatial skills and mathematical performance: A meta-analysis. Psychonomic Bulletin & Review. 2022; 29: 699–720. DOI: 10.3758/s13423-021-02012-w

3. Harle M., Towns M. A review of spatial ability literature, its connection to chemistry, and implications for instruction. Journal of Chemical Education. 2011; 88 (3): 351–360. DOI: 10.1021/ed900003n

4. Hegarty M., Keehner M., Cohen C., Montello D. R., Lippa Y. The role of spatial cognition in medicine: Applications for selecting and training professionals. In: Allen G. L. (Ed.). Applied spatial cognition: From research to cognitive technology. US: Lawrence Erlbaum Associates Publishers; 2007. p. 285–315.

5. Berkowitz M., Gerber A., Thurn C. M., Emo B., Hoelscher C., Stern E. Spatial abilities for architecture: Cross sectional and longitudinal assessment with novel and existing spatial ability tests. Frontiers in Psychology. 2021; 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.609363

6. Jones S., Burnett G. Spatial ability and learning to program. Human Technology: An Interdisciplinary Journal on Humans in ICT Environments. 2008; 4 (1): 47–61. DOI: 10.17011/ht/urn.200804151352

7. Bockmon R., Cooper S., Gratch J., Zhang J., Dorodchi M. Can students’ spatial skills predict their programming abilities? In: Proceedings of the 2020 ACM Conference on Innovation and Technology in Computer Science Education. New York, NY, USA: Association for Computing Machinery; 2020. p. 446–451. DOI: 10.1145/3341525.3387380

8. Shea D., Lubinski D., Benbow C. Importance of assessing spatial ability in intellectually talented young adolescents: A 20-year longitudinal study. Journal of Educational Psychology. 2001; 93: 604–614. DOI: 10.1037/0022-0663.93.3.604

9. Kell H. J., Lubinski D., Benbow C. P., Steiger J. H. Creativity and technical innovation: Spatial ability’s unique role. Psychological Science. 2013; 24 (9): 1831–1836. DOI: 10.1177/0956797613478615

10. Uttal D. H., Meadow N. G., Tipton E., Hand L. L., Alden A. R., Warren C., et al. The malleability of spatial skills: A meta-analysis of training studies. Psychological Bulletin. 2013; 139 (2): 352–402. DOI: 10.1037/a0028446

11. Hawes Z. C. K., Gilligan-Lee K. A., Mix K. S. Effects of spatial training on mathematics performance: A meta-analysis. Developmental Psychology. 2022; 58 (1): 112. DOI: 10.1037/dev0001281

12. Andryukhina L. M., Guzanov B. N., Anakhov S. V. Engineering thinking: Vectors of development in the context of transformation of scientific picture of the world. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2023; 25 (8): 12–48. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-8-12-48 (In Russ.)

13. Shemshack A., Spector J. M. A systematic literature review of personalized learning terms. Smart Learning Environments. 2020; 7 (1): 33. DOI: 10.1186/s40561-020-00140-9

14. Baturin N. A. Modern psychodiagnostics in Russia: Overcoming the crisis and solving new problems. Psihologija. Psihofiziologija = Psychology. Psychophysiology [Internet]. 2010 [cited 2023 Oct 16]; 40 (216): 4–12. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-psihodiagnostika-rossii-preodolenie-krizisa-i-reshenie-novyh-problem (In Russ.)

15. Wai J., Lubinski D., Benbow C. P. Spatial ability for STEM domains: Aligning over 50 years of cumulative psychological knowledge solidifies its importance. Journal of Educational Psychology. 2009; 101 (4): 817–835. DOI: 10.1037/a0016127

16. Lakin J. M., Wai J. Spatially gifted, academically inconvenienced: Spatially talented students experience less academic engagement and more behavioural issues than other talented students. British Journal of Educational Psychology. 2020; 90 (4): 1015–1038. DOI: 10.1111/bjep.12343

17. Kell H., Lubinski D. Spatial ability: A neglected talent in educational and occupational settings. Roeper Review. 2013; 35: 219–230. DOI: 10.1080/02783193.2013.829896

18. Carroll J. B. Human cognitive abilities: A survey of factor-analytic studies. New York: Cambridge University Press; 1993. 832 p.

19. Krapohl E., Rimfeld K., Shakeshaft N. G., Trzaskowski M., McMillan A., Pingault J.-B., et al. The high heritability of educational achievement reflects many genetically influenced traits, not just intelligence. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2014; 111 (42): 15273–15278. DOI: 10.1073/pnas.1408777111

20. Sala G., Aksayli N. D., Tatlidil K. S., Tatsumi T., Gondo Y., Gobet F. Near and far transfer in cognitive training: A second-order meta-analysis. Collabra: Psychology. 2019; 5 (1): 18. DOI: 10.1525/collabra.203

21. Gilligan K. A., Thomas M. S. C., Farran E. K. First demonstration of effective spatial training for near transfer to spatial performance and far transfer to a range of mathematics skills at 8 years. Developmental Science. 2020; 23 (4): e12909. DOI: 10.1111/desc.12909

22. Sorby S., Veurink N., Streiner S. Does spatial skills instruction improve STEM outcomes? The answer is ‘yes.’ Learning and Individual Differences. 2018; 67: 209–222. DOI: 10.1016/j.lindif.2018.09.001

23. Veurink N., Sorby S. Longitudinal study of the impact of requiring training for students with initially weak spatial skills. European Journal of Engineering Education. 2019; 44 (1-2): 153–163. DOI: 10.1080/03043797.2017.1390547

24. Kondratjeva O., Gorbunova E. V., Hawley J. D. Academic momentum and undergraduate student attrition: Comparative analysis in US and Russian universities. Comparative Education Review. 2017; 61 (3): 607–633. DOI: 10.1086/692608

25. Sorby S., Casey B., Veurink N., Dulaney A. The role of spatial training in improving spatial and calculus performance in engineering students. Learning and Individual Differences. 2013; 26: 20–29. DOI: 10.1016/j.lindif.2013.03.010

26. Zhu C., Leung C. O.-Y., Lagoudaki E., Velho M., Segura-Caballero N., Jolles D., et al. Fostering spatial ability development in and for authentic STEM learning. Frontiers in Education. 2023; 8. DOI: 10.3389/feduc.2023.1138607

27. Sorby S. A. Developing spatial thinking. 1st edition. Clifton Park, NY: Delmar Cengage Learning; 2011. 224 p.

28. Sala G., Tatlidil K. S., Gobet F. Video game training does not enhance cognitive ability: A comprehensive meta-analytic investigation. Psychological Bulletin. 2018; 144 (2): 111–139. DOI: 10.1037/bul0000139 PMID: 29239631

29. Dilling F., Vogler A. Fostering spatial ability through computer-aided design: A case study. Digital Experiences in Mathematics Education. 2021; 7 (2): 323–336. DOI: 10.1007/s40751-021-00084-w

30. Vorstenbosch M. A. T. M., Klaassen T. P. F. M., Donders A. R. T. (Rogier), Kooloos J. G. M., Bolhuis S. M., Laan R. F. J. M. Learning anatomy enhances spatial ability. Anatomical Sciences Education. 2013; 6 (4): 257–262. DOI: 10.1002/ase.1346

31. Kolvoord B., Keranen K., Rittenhouse S. The geospatial semester: Concurrent enrollment in geospatial technologies. Journal of Geography. 2019; 118 (1): 3–10. DOI: 10.1080/00221341.2018.1483961

32. Julià C., Antolì J. Ò. Enhancing spatial ability and mechanical reasoning through a STEM course. International Journal of Technology and Design Education. 2018; 28 (4): 957–983. DOI: 10.1007/s10798-017-9428-x

33. Eliot J. Classification of figural spatial tests. Perceptual and Motor Skills. 1980; 51 (3): 847–851. DOI: 10.2466/pms.1980.51.3.847

34. Eliot J. A classification of object and environmental spatial tests. Perceptual and Motor Skills. 1984; 59 (1): 171–174. DOI: 10.2466/pms.1984.59.1.171

35. Malanchini M., Rimfeld K., Shakeshaft N. G., McMillan A., Schofield K. L., Rodic M., et al. Evidence for a unitary structure of spatial cognition beyond general intelligence. npj Science of Learning. 2020; 5 (1): 1–13. DOI: 10.1038/s41539-020-0067-8

36. Likhanov M., Maslennikova E., Costantini G., Budakova A., Esipenko E., Ismatullina V., et al. This is the way: Network perspective on targets for spatial ability development programmes. British Journal of Educational Psychology. 2022; 92 (4): 1597–1620.

37. Malanchini M., Rimfeld K., Gidziela A., Cheesman R., Allegrini A. G., Shakeshaft N., et al. Pathfinder: A gamified measure to integrate general cognitive ability into the biological, medical, and behavioural sciences. Molecular Psychiatry. 2021; 26 (12): 7823–7837. DOI: 10.1038/s41380-021-01300-0

38. Spiers H. J., Coutrot A., Hornberger M. Explaining world-wide variation in navigation ability from millions of people: Citizen science project Sea Hero Quest. Topics in Cognitive Science. 2023; 15 (1): 120–138. DOI: 10.1111/tops.12590

39. Homepage – Cambridge Cognition [Internet]. n.d. [cited 2023 Sep 21]. Available from: https://cambridgecognition.com/

40. CogniFit [Internet]. Kak uznat’, zdorov li moj mozg? = How do I know if my brain is healthy? [Internet]. n.d. [cited 2023 Sep 21]. Available from: https://www.cognifit.com/us/ru/cognitive-assessment/cognitive-test (In Russ.)

41. Budakova A. V., Likhanov M. V., Toivainen T., Zhurbitskiy A. V., Sitnikova E. O., Bezrukova E. M., et al. Measuring spatial ability for talent identification, educational assessment, and support: Evidence from adolescents with high achievement in science, arts, and sports. Psychology in Russia: State of the Art. 2021; 14 (2): 59–85. DOI: 10.11621/pir.2021.0205

42. Esipenko E., Maslennikova E. P., Budakova A., Sharafieva K., Victoria I., Feklicheva I., et al. Comparing spatial ability of male and female students completing humanities vs. technical degrees. Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11: 37–49. DOI: 10.11621/pir.2018.0403

43. Likhanov M. V., Ismatullina V. I., Fenin A. Y., Wei W., Rimfeld K., Maslennikova E. P., et al. The factorial structure of spatial abilities in Russian and Chinese students. Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11 (4): 96–114. DOI: 10.11621/PIR.2018.0407

44. Likhanov M., Tsigeman E., Kovas Y. Online Short Spatial Ability Battery (OSSAB): Psychometric norms for high school students. Sibirskij psihologicheskij zhurnal = Siberian Journal of Psychology. 2021; 78: 117–129. DOI: 10.17223/17267080/78/7

45. Field A. P. Discovering statistics using SPSS: And sex, drugs and rock “n” roll. 3rd ed. Los Angeles: SAGE Publications; 2009. 821 p.

46. Tavakol M., Dennick R. Making sense of Cronbach’s alpha. International Journal of Medical Education. 2011; 2: 53–55. DOI: 10.5116/ijme.4dfb.8dfd

47. Resing W. C. M., Blok J. B. De classificatie van intelligentiescores: Voorstel voor een eenduidig systeem. Psycholoog. 2002; 37 (5): 244–249. (In Dutch)

48. Kovas Y., Haworth C. M. A., Dale P. S., Plomin R. The genetic and environmental origins of learning abilities and disabilities in the early school years. Monographs of the Society for Research in Child Development. 2007; 72 (3): vii, 1–144. DOI: 10.1111/j.1540-5834.2007.00439.x

49. Voronin I. A., Ovcharova O. N., Bezrukova E. M., Kovas Y. V. Cognitive and non-cognitive predictors of the Unifed State Exam performance of students from schools with regular and advanced mathematical curricula. Psychology in Russia: State of the Art. 2018; 11 (4): 177–199. DOI: 10.11621/pir.2018.0412

50. Rodic M., Tikhomirova T., Kolienko T., Malykh S., Bogdanova O., Zueva D. Y., et al. Spatial complexity of character-based writing systems and arithmetic in primary school: A longitudinal study. Frontiers in Psychology. 2015; 6. DOI: 10.3389/fpsyg.2015.00333

51. Toivainen T., Pannini G., Papageorgiou K. A., Malanchini M., Rimfeld K., Shakeshaft N., et al. Prenatal testosterone does not explain sex differences in spatial ability. Scientific Reports. 2018; 8 (1): 13653. DOI: 10.1038/s41598-018-31704-y

52. Tsigeman E. S., Likhanov M. V., Budakova A. V., Akmalov A., Sabitov I., Alenina E., et al. Persistent gender differences in spatial ability, even in STEM experts. Heliyon. 2023; 9 (4): e15247. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e15247

53. Yoon S. Y., Mann E. L. Exploring the spatial ability of undergraduate students: Association with gender, STEM majors, and gifted program membership. Gifted Child Quarterly. 2017; 61 (4): 313–327. DOI: 10.1177/0016986217722614

54. Bessudnov A., Kurakin D., Malik V. The myth about universal higher education: Russia in the international context. Voprosy obrazovanija = Educational Studies Moscow. 2017; 3: 83–109. DOI: 10.17323/1814-9545-2017-3-83-109

55. Bessudnov A., Malik V. Socio-economic and gender inequalities in educational trajectories upon completion of lower secondary education in Russia Voprosy obrazovanija = Educational Studies Moscow. 2016; 1: 135–167. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-1-135-167

56. Likhanov M., Bogdanova O., Alenina E., Kolienko T., Kovas Y. No evidence of a positive effect of learning Chinese language as an L2 on spatial ability. Scientific Reports. 2023; 13 (1): 1262. DOI: 10.1038/s41598-022-26738-2

57. Bediou B., Adams D. M., Mayer R. E., Tipton E., Green C. S., Bavelier D. Meta-analysis of action video game impact on perceptual, attentional, and cognitive skills. Psychological Bulletin. 2018; 144 (1): 77–110. DOI: 10.1037/bul0000130

58. Voyer D., Jansen P. Motor expertise and performance in spatial tasks: A meta-analysis. Human Movement Science. 2017; 54: 110–124. DOI: 10.1016/j.humov.2017.04.004

59. Davies C., Uttal D. Map use and the development of spatial cognition. In: Plumert J., Spencer J. (Eds.). The emerging spatial mind. New York: Oxford University Press; 2007. p. 219–247. DOI: 10.1093/acprof:oso/9780195189223.003.0010

60. Webb R. M., Lubinski D., Benbow C. P. Spatial ability: A neglected dimension in talent searches for intellectually precocious youth. Journal of Educational Psychology. 2007; 99 (2): 397–420. DOI: 10.1037/0022-0663.99.2.397

61. Judd N., Klingberg T. Training spatial cognition enhances mathematical learning in a randomized study of 17,000 children. Nature Human Behaviour. 2021; 5: 1548–1554. DOI: 10.1038/s41562-021-01118-4

62. Maeda Y., Yoon S. Y. A meta-analysis on gender differences in mental rotation ability measured by the Purdue Spatial Visualization Tests: Visualization of Rotations (PSVT:R). Educational Psychology Review. 2013; 25 (1): 69–94. DOI: 10.1007/s10648-012-9215-x


Рецензия

Для цитирования:


Барцева К.В., Лиханов М.В., Солдатова Е.Л., Цигеман Э.С., Аленина Е.А., Ковас Ю.В. Апробация короткой онлайн-батареи пространственных способностей (OSSAB) для тестирования студентов университетов. Образование и наука. 2023;25(10):183-204. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-183-204

For citation:


Bartseva K.V., Likhanov M.V., Soldatova E.L., Tsigeman E.S., Alenina E.A., Kovas Y. Applicability of the Online Short Spatial Ability Battery to university students testing. The Education and science journal. 2023;25(10):183-204. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-10-183-204

Просмотров: 530


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)