Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-56-67

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки качества профессиональной подготовки в системе высшего образования. Цели публикации – выявление противоречий внедрения компетентностной модели обучения в высшей школе и обоснование механизма совершенствования подготовки специалистов в соответствии с профессиональными и федеральными государственными образовательными стандартами. 

Методы. В исследовании, предпринятом автором, использовались метод сравнительного анализа профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов по педагогическому образованию и метод прогностического анализа развития современной образовательной ситуации. 

Результаты. Сформулированы основные проблемные аспекты оценки качества современного профессионального образования. Выявлены следующие противоречия: а) между содержанием профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов; б) необходимостью сближения обучения с условиями профессиональной деятельности и отсутствием механизмов создания и оперативной коррекции профессиональной модели поведения; в) предметным структурированием основных образовательных программ и метапредметностью формируемых на их основе компетенций; г) требованием повышения качества образования и отсутствием четких критериев его определения; д)актуальностью разработки иосвоения новых методик обучения и неготовностью педагогов к этому. 

Научная новизна исследования заключается в обосновании идеи профессиональной подготовки на основе модели профессионального поведения, ориентированной на поэтапное профессиональное становление личности. Перечислен комплекс мер совершенствования процесса формирования и оценки качества профессионального образования, которые включают механизмы согласования на всех этапах профессиональной подготовки: при разработке профессиональных и образовательных стандартов, основных образовательных программ, учебных планов, оценке качества профессиональной подготовки. 

Практическая значимость. Продемонстрирована возможная методика оценки компетенций, приобретаемых студентами посредством интерактивных методов обучения. Представлена качественно-количественная оценочная таблица формируемых компетенций. Показаны недостатки данной методики, которые требуют продолжения работы по совершенствованию процедур измерения качества подготовки специалистов.

Об авторе

Ирина Никитична Емельянова

Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики Института психологии и педагогики Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ).



Список литературы

1. Абрамова С. В., Бояров Е. Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций у студентов // Психология обучения. 2011. No 3.

2. Борисова Е.В., Бобрышев Е.Б. Методика совершенствования системы оценки и управления качеством профессиональной подготовки // Качество. Инновации. Образование. 2009. No 11. С. 2–7.

3. Гуськова М.В. Аттестация студентов на основе новых стандартов профессионального образования // Высшее образование сегодня. 2011. No 8. С. 10–12.

4. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. No . 2. С. 1–18.

5. Звонников В. И. Подготовка кадров в перспективе XXI века: заметки на бегу // Высшее образование сегодня. 2014. No 2. С. 41–47.

6. Звонников В. И., Челкышева М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учебное пособие. Москва: Университетская книга. 2009.

7. Караваева Е. В., Богословский В. А., Харитонов Д. В. Принципы оценивания уровня освоения компетенций по образовательным программам ВПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. No 18. С. 155–162.

8. Коновалов Ю. О. К вопросу о мониторинге сформированности компетенций в системе высшего профессионального образования: из опыта работы российских и зарубежных вузов // Высшее образование сегодня. 2012. No 6. С. 14–18.

9. Новолодская С. Л. Использование интерактивных методов в поликультурном образовании будущих менеджеров в сфере сервиса и туризма // Вектор науки. Серия: Педагогика, психология. 2011. No . 1. С. 133–135.

10. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. No 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электрон. ресурс] // ИА «ГАРАНТ». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/70435556/#ixzz30YqFzN00.

11. Шемет О. В. Оценка качества компетентностно-ориентированного высшего профессионального образования // Педагогика. 2010. No 8. С. 116– 119.

12. Ямбург Е. А. С учителя нельзя требовать того, чему его никто не учил // Вестник образования России [Электрон. ресурс]. 2013. No 15. Режим доступа: http://www.vestniknews.ru.

13. Baartman L. K. J., Bastiaens T. J., Kirschner P. A. Evaluating assessment quality in competence-based education // A qualitative comparison of two frameworks. Educational Research Review. 2007. Vol. 2. No 2. Р. 114–129.

14. Prince M. Does active learning work? A review of the research // Journal of engineering education. 2004. Vol. 93. No 3. Р. 223–231.

15. Roberts M. C., Borden K. A., Christiansen M. D. Fostering a Culture Shift: Assessment of Competence in the Education and Careers of Professional Psychologists Professional Psychology // Research and Practice. 2005. Vol. 36. No 4. Р. 355–361.


Для цитирования:


Емельянова И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ. Образование и наука. 2015;1(1):56-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-56-67

For citation:


Emelyanova I.N. PROFESSIONAL EDUCATION QUALITY DEVELOPMENT AND ITS ASSESSMENT IN COMPETENCE-BASED MODEL OF LEARNING. The Education and science journal. 2015;1(1):56-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-56-67

Просмотров: 1230


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)