Сценарии прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-54-81
Аннотация
Введение. В ситуации нестабильности и неопределенности во всем мире, неоднозначности информации о вероятности будущих событий очень важно вооружить молодого человека навыкам видения своего будущего, качественно новыми характеристиками для его обеспечения, востребованными компетенциями, соответствующими потребностям общества и будущего работника – сегодняшнего студента. Решение стоящих перед профессиональным образованием задач видится в новой архитектуре образования, основным инструментом которой является конструирование обучающимися своей четкой траектории обучения и развития, реализующейся в сценариях профессионального будущего, представляющих прогнозирование событийной деятельности обучающегося, разворачиваемой во времени и пространстве. Сценарии прогнозирования профессионального будущего предназначены для регуляции выбора стратегии и тактик поведения в соответствии с личностными смыслами и целями, детерминирующими направленность деятельности обучающегося с учетом факторов, влияющих на их выстраивание. Прогнозирование профессионального будущего, определяющее социально-профессиональную успешность субъектов учебной и профессиональной деятельности, – актуальная научная и практическая задача, стоящая сегодня перед образованием.
Цель исследования состоит в разработке сценариев профессионального будущего как базовой основы для построения обучающимся своей личной траектории профессионального развития в процессе обучения в образовательной организации и за ее пределами – на рабочем месте.
Методология, методы и методики. Ведущей идеей исследования является концепция прогнозирования профессионального будущего, которая базируется на соотнесении знаний и представлений о будущей профессиональной деятельности с рефлексией собственных профессионально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций. Базовой идеей исследования стала концепция персонализированного образования, она обеспечивает векторы развития субъекта деятельности и его переход из актуального состояния в желаемое путем проектирования логики продвижения по собственной траектории профессионального становления.
В качестве ведущего подхода к прогнозированию профессионального будущего применен когнитивный подход как происходящий в сознании человека процесс познания своей профессиональной деятельности, неразрывно связанный с когнитивными категориями: интересами, установками, знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями человека. Осознание своего будущего строится на соотнесении знаний о профессиональной деятельности с рефлексией своих личностных смыслов, значимых качеств, установок и ценностных ориентаций, которые являются сущностью когнитивной деятельности человека.
Ведущий метод – сценарный. Сценарий как метод и как эффективный инструмент планирования личной траектории профессионального развития определяет направленность и временную перспективу жизненных планов и тем самым обеспечивает предсказуемость и осмысленность действий в подготовке к неопределенному будущему. При разработке структуры типового сценария прогнозирования профессионального будущего обучающегося были применены методы проектирования, моделирования, прогнозирования, обобщения и классификации.
Результаты. Автором разработана структура типового сценария прогнозирования профессионального будущего обучающегося. Установлено, что данная структура состоит из четырех содержательных блоков: 1) желаемый образ профессионального будущего обучающегося; 2) анализ потенциала обучающегося в соответствии с желаемым образом; 3) процесс перехода субъекта из актуального состояния в желаемое (реализация траектории развития, контроль); 4) оценка результатов (анализ достижений, причин и последствий изменений; корректировка вектора развития). Каждый блок представлен сценарными структурами и теми результатами, которые необходимо получить в процессе его реализации.
Научная новизна проведенного исследования заключается в построении и упорядочивании личных профессиональных программ обучающегося с учетом таких параметров, которые отражают связь мыслительных представлений о будущем с формой, доступной для непосредственного наблюдения.
Практическая значимость. Предлагаемая типовая структура сценария прогнозирования профессионального будущего предназначена обучающимся, которые осмысленно подходят к своему будущему и хотят целенаправленно продвигаться к его достижению. Полученные результаты будут способствовать персонализации обучения за счет построения обучающимися своего сценария развития, самореализации, что позволит повысить учебную и профессиональную успешность. В исследовании поставлены конкретные задачи перед образовательными организациями и работодателями, реально заинтересованными в профессиональной подготовке успешных специалистов и ориентированными на долговременное и перспективное сотрудничество.
Ключевые слова
Об авторе
В. С. ТретьяковаРоссия
Третьякова Вера Степановна – доктор филологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Института психолого-педагогического образования,
Екатеринбург.
Список литературы
1. Кармин А. С, Новикова Е. С. Культурология. Санкт-Петербург: Питер, 2006. 464 с.
2. Линдгрен М., Бандхольд Х. Сценарное планирование: связь между будущим и стратегией [Электрон. ресурс] / Пер. с англ. И. Ильиной. Москва: Олимп-Бизнес, 2009. 256 с. Режим доступа: https://baguzin.ru/wp/wp-content/uploads/2014/04/Матс-Линдгрен-Ханс-Бандхольд.-Сценарноепланирование-связь-между-будущим-и-стратегией.pdf (дата обращения: 08.06.2023).
3. Martin J. Self-Regulated Learning, Social Cognitive Theory, and Agency // Educational Psychologist. 2004. № 39. P. 135–145.
4. Зеер Э. Ф. Персонализированная учебная деятельность как фактор подготовки обучающихся к профессиональному будущему // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 1. С. 104–114.
5. DeLorenzo R. Game changer: a dramatic journey to a digital personal competency system // Educational politics. 2019. № 3. С. 158–163.
6. Devine J. Personalized Learning Together. Open education 2030. JRC-IPTS Call for Vision Papers. Part II: School Education. 2014. Available from: http://blogs.ec.europa.eu/openeducation2030/files/2013/05/Devine-OE-SE-2030-fin.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
7. Marzano R. J. et al. Handbook for Personalized Competency-Based Education. Bloomington: Marzano Research. 217. 242 р. Available from: https://www.marzanoresources.com/handbook-personalized-competency-based-education.html (дата обращения: 08.06.2023).
8. Norford J. S., Marzano R. J. Personalized Competency-Based Education: Creating a Cohesive and Coherent System. Available via MARZANO Research. 2016. 18 р. Available from: http://soltreemrls3.s3-website-us-west-2.amazonaws.com/marzanoresearch.com/media/documents/Personalized_CBE_Whitepaper_September_2016.pdf (дата обращения: 08.06.2023).
9. Robinson K. Teaching methodology: Creative teaching critical for information. 2012. Available from: https://www.dawn.com/news/719811/teaching-methodology-creative-teaching-critical-for-information-age (дата обращения: 15.04.2023).
10. Третьякова В. С. Речевая коммуникация: гармония и конфликт. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2009. 214 с.
11. Ван Вэньцзя. Понятие «сценарий» в когнитивном и лингвокультурологическом освещении // Когнитивные и лингвокультурологические аспекты исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. С. 21–28.
12. Шалина И. В. Уральское городское просторечие: культурные сценарии. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. 444 с.
13. Карманчиков А. И. Логика педагогического прогнозирования. Монография. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. 83 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/8937/2012219.pdf?sequence=1 (дата обращения: 31.07.2023).
14. Келли Дж. Психология личности. Теория личностных конструктов [Электрон. ресурс] / Пер. с англ. и научная редакция А. А. Алексеева. Санкт-Петербург: Речь, 2000. 249 с. Режим доступа: https://studfile.net/preview/6208238/page:4 (дата обращения: 31.07.2023).
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 258–263.
16. Блинов В. И., Сергеев И. С., Сатдыков А. И., Есенина Е. Ю., Куртеева Л. Н. Структура и параметры сценариев развития среднего профессионального образования в Российской Федерации до 2035 года: От нормативного моносценария к стратегическому управлению на основе веера сценариев. Москва: Перо. 2021. 73 с.
17. Bishop P. Baseline Analysis: The Epistemology of Scenario Support // World Futures Review. 2017. Vol. 9, iss. 2. P. 83–92. DOI: 10.1177/1946756717705962
18. Dator J. Four Essays and One Book // World Futures Review. 2017. Vol. 9, iss. 2. P. 65–71. DOI: 10.1177/1946756717708913
19. Изотова Л. Е., Киселева Е. С., Романов Д. А. Особенности SWOT-анализа компетенций и личностно-профессиональных качеств [Электрон. ресурс] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2016. № 5 (135). С. 105–110. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-swot-analiza-kompetentsiy-i-lichnostno-professionalnyh-kachestv/viewer (дата обращения: 31.07.2023).
20. Safir K. B. The Scenario-Based Approach (S.B.A) as a New Approach to Prevent School Violence: Theories vs. Real World Contextualized Situations // European Journal of Education and Pedagogy. 2022. Vol. 3, iss. 5. DOI: 10.24018/ejedu.2022.3.5.438
21. Петрова В. Н. Образ будущего и профессиональная успешность // Вестник СанктПетербургского университета. 2007. Вып. 4. С. 251–260.
22. Третьякова В. С. Прогнозирование профессионального будущего как инновационная технология управления профессиональным становлением // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. № 1. С. 112–126. DOI: 10.52944/PORT.2022.48.1.007
23. Третьякова В. С., Кайгородова А. Е. Новый образовательный формат профессионального становления: персонализированная образовательная траектория обучающегося // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 1 (51). С. 10–21. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-1-10-21
24. Федина Н. В., Дормидонтов Р. А., Елисеев В. К. Основные тенденции и приоритеты в исследованиях когнитивных и некогнитивных предикторов академической успешности в России и за рубежом // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 6. С. 7–31. DOI: 10.15293/2658-6762.2206.01
25. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
26. Pinquart M., Juang L. P., Silbereisen R. K. Self-efficacy and successful school-to-work transition: A longitudinal study // Journal of Vocational Behavior. 2003. Vol. 63. P. 329–346. DOI: 10.1016/S0001-8791(02)00031-3
27. Allphin M. A. Meta-analysis on Non-Cognitive Predictors of College Student Academic Performance // Academic Advising Commons. 2020. Vol. 1090. Available from: https://ideaexchange.uakron.edu/honors_research_projects/1090 (дата обращения: 31.07.2023).
28. Cermak B. J. Analyzing Non-Cognitive Predictors of Secondary and Postsecondary Academic Achievement // Purdue University Graduate School. Thesis Draft Cermak Reformat. 2020. DOI: 10.25394/PGS.13369568.v1
29. Cho K. W., Serrano D. M. Noncognitive Predictors of Academic Achievement Among Nontradi-tional and Traditional Ethnically Diverse College Students // The Journal of Continuing Higher Education. 2020. Vol. 68, iss. 3. Р. 190–206. DOI: 10.1080/07377363.2020.1776557
30. Duckworth A. L., Quirk A., Gallop R., Hoyle R. H., Kelly D. R., Matthews M. D. Cognitive and noncognitive predictors of success // PNAS Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America. 2019. Vol. 116, iss. 47. Р. 23499–23504. DOI: 10.1073/pnas.1910510116
Рецензия
Для цитирования:
Третьякова В.С. Сценарии прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи. Образование и наука. 2024;26(1):54-81. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-54-81
For citation:
Tretyakova V.S. Scenario forecasting for students’ professional future. The Education and science journal. 2024;26(1):54-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-54-81