Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 26, № 1 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

12-53 776
Аннотация

                Введение. Освоение студентами методологических основ научных исследований играет в профессиональном образовании важную роль, обеспечивая научную оснащенность профессионального мышления и готовность научно обосновывать практическую деятельность специалиста, формируя механизм интеллектуального и личностного саморазвития. Однако хотя сегодня издается многочисленная учебная литература, вводятся образовательные дисциплины, посвященные методологии науки и научных исследований, в большинстве создаваемых студентами учебно-научных продуктов (курсовые проекты, выпускные квалификационные работы и др.) методологические положения формулируются с ошибками, организация исследований, интерпретация и оформление их результатов неудовлетворительны. Это свидетельствует о наличии проблемы поиска способов повышения методологической грамотности, методологической компетентности, методологической культуры студентов и обусловливает острую актуальность исследований, в которых изучаются причины такой ситуации, разрабатываются способы повышения методологической компетентности студентов, освещается и обобщается опыт обучения методологическим знаниям, предлагаются способы совершенствования учебного процесса. Особенно значимо решение этой проблемы для специалистов гуманитарного профиля, имеющих дело с влиянием на сознание и личность человека, включенных в социальное регулирование поведения людей, в частности, для педагогов и психологов.

                Целями данной статьи являются: 1) обоснование теоретического подхода к научно-методическому обеспечению процесса овладения студентами методологическими основами научных исследований как к освоению научно-методологического знания (НМЗ) на основе анализа научной и учебно-методической литературы, практики преподавания дисциплин, направленных на изучение методологических аспектов психолого-педагогических исследований; 2) обозначение основных ориентиров совершенствования способов поддержки формирования НМЗ на примерах из эмпирических исследований его освоения студентами в образовательном процессе, из обобщения практического опыта авторов.

                Методология, методы и методики. Методологической основой исследования являются подходы отечественных ученых к методологическим основам науки и научных исследований как к целостному знанию, в котором на философском, общенаучном, конкретно-научном, методическом уровнях разрабатываются принципы, нормы, методы и научно-познавательной деятельности. В качестве теоретических методов исследования применялись анализ, обобщение, систематизация; использовались такие эмпирические методы, как тестирование, опрос, включенное наблюдение, обобщение опыта. Для доказательства положений, выдвинутых авторами, сформулированы четыре эмпирически верифицируемые гипотезы, две из которых подтвердились, одна подтвердилась частично, одна (об отсутствии связи между непосредственными и дистанционными формами с формированием НМЗ) не подтвердилась. При математико-статистической интерпретации отдельных результатов исследования (корреляционный и дисперсионный виды анализа) использовался статистический пакет IBM SPSS, версия 23.

                Результаты. Намечены ориентиры поддержки освоения студентами научно-методологического знания в учебном процессе: опора на создание обучаемым проекта исследования; постановка обучаемых в позицию независимого исследователя; выработка понимания у обучаемых содержания и объема ключевых понятий исследования, его единства и целостности; особое внимание преобразованию информации и представлению ее в различных формах.

                Научная новизна. Предложено и обосновано представление об изучении методологических основ исследований как освоении научно-методологического знания, вооружающего исследователя арсеналом ориентиров, средств и способов действий, обеспечивающих максимально возможное приближение к истине в поиске нового научного знания.

                Практическая значимость. Предложенные подходы к освоению НМЗ могут использоваться в практике изучения дисциплин, посвященных методологическим основам исследований в социально-гуманитарных науках, в поддержке выполнения студентами курсовых проектов и выпускных квалификационных работ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

54-81 449
Аннотация

                Введение. В ситуации нестабильности и неопределенности во всем мире, неоднозначности информации о вероятности будущих событий очень важно вооружить молодого человека навыкам видения своего будущего, качественно новыми характеристиками для его обеспечения, востребованными компетенциями, соответствующими потребностям общества и будущего работника – сегодняшнего студента. Решение стоящих перед профессиональным образованием задач видится в новой архитектуре образования, основным инструментом которой является конструирование обучающимися своей четкой траектории обучения и развития, реализующейся в сценариях профессионального будущего, представляющих прогнозирование событийной деятельности обучающегося, разворачиваемой во времени и пространстве. Сценарии прогнозирования профессионального будущего предназначены для регуляции выбора стратегии и тактик поведения в соответствии с личностными смыслами и целями, детерминирующими направленность деятельности обучающегося с учетом факторов, влияющих на их выстраивание. Прогнозирование профессионального будущего, определяющее социально-профессиональную успешность субъектов учебной и профессиональной деятельности, – актуальная научная и практическая задача, стоящая сегодня перед образованием.

                Цель исследования состоит в разработке сценариев профессионального будущего как базовой основы для построения обучающимся своей личной траектории профессионального развития в процессе обучения в образовательной организации и за ее пределами – на рабочем месте.

                Методология, методы и методики. Ведущей идеей исследования является концепция прогнозирования профессионального будущего, которая базируется на соотнесении знаний и представлений о будущей профессиональной деятельности с рефлексией собственных профессионально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций. Базовой идеей исследования стала концепция персонализированного образования, она обеспечивает векторы развития субъекта деятельности и его переход из актуального состояния в желаемое путем проектирования логики продвижения по собственной траектории профессионального становления.

                В качестве ведущего подхода к прогнозированию профессионального будущего применен когнитивный подход как происходящий в сознании человека процесс познания своей профессиональной деятельности, неразрывно связанный с когнитивными категориями: интересами, установками, знаниями, убеждениями, ценностными ориентациями человека. Осознание своего будущего строится на соотнесении знаний о профессиональной деятельности с рефлексией своих личностных смыслов, значимых качеств, установок и ценностных ориентаций, которые являются сущностью когнитивной деятельности человека.

                Ведущий метод – сценарный. Сценарий как метод и как эффективный инструмент планирования личной траектории профессионального развития определяет направленность и временную перспективу жизненных планов и тем самым обеспечивает предсказуемость и осмысленность действий в подготовке к неопределенному будущему. При разработке структуры типового сценария прогнозирования профессионального будущего обучающегося были применены методы проектирования, моделирования, прогнозирования, обобщения и классификации.

                Результаты. Автором разработана структура типового сценария прогнозирования профессионального будущего обучающегося. Установлено, что данная структура состоит из четырех содержательных блоков: 1) желаемый образ профессионального будущего обучающегося; 2) анализ потенциала обучающегося в соответствии с желаемым образом; 3) процесс перехода субъекта из актуального состояния в желаемое (реализация траектории развития, контроль); 4) оценка результатов (анализ достижений, причин и последствий изменений; корректировка вектора развития). Каждый блок представлен сценарными структурами и теми результатами, которые необходимо получить в процессе его реализации.

    Научная новизна проведенного исследования заключается в построении и упорядочивании личных профессиональных программ обучающегося с учетом таких параметров, которые отражают связь мыслительных представлений о будущем с формой, доступной для непосредственного наблюдения.

                Практическая значимость. Предлагаемая типовая структура сценария прогнозирования профессионального будущего предназначена обучающимся, которые осмысленно подходят к своему будущему и хотят целенаправленно продвигаться к его достижению. Полученные результаты будут способствовать персонализации обучения за счет построения обучающимися своего сценария развития, самореализации, что позволит повысить учебную и профессиональную успешность. В исследовании поставлены конкретные задачи перед образовательными организациями и работодателями, реально заинтересованными в профессиональной подготовке успешных специалистов и ориентированными на долговременное и перспективное сотрудничество.

82-102 580
Аннотация

                Введение. Жизнестойкость относится к способности отдельных лиц, групп или сообществ адаптироваться к неблагоприятным или стрессовым ситуациям, таким как насилие, бедность, стихийные бедствия или болезни, и восстанавливаться после них.

                Цель статьи – проанализировать влияние социальной работы на повышение жизнестойкости уязвимых групп факультета гуманитарных и социальных наук Технического университета Манаби в течение академического периода 2023-A, выявить факторы, влияющие на развитие жизнестойкости в этих группах, и оценить эффективность стратегий вмешательства, реализуемых специалистами по социальной работе.

                Методология, методы и методики. Работа выполнена в рамках количественной парадигмы. Дизайн соответствует неэкспериментальному исследованию. В исследовании приняли участие 259 студентов, которые обучаются на специалистов по социальной работе. Выборка состояла из 70 студентов, принадлежащих к уязвимым группам. Была применена анкета из 15 пунктов. Были проведены множественный регрессионный анализ и дисперсионный анализ ANOVA.

                Результаты. Среди результатов следует отметить, что стратегии вмешательства, реализованные специалистами по социальной работе, были эффективными. Это оказывает положительное влияние на повышение жизнестойкости уязвимых групп, а также на социально-экономические и культурные факторы. Стратегии вмешательства в социальной работе, такие как социально-экономические и культурные факторы, важны для повышения жизнестойкости уязвимых групп.

                Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что повышение жизнестойкости посредством инклюзивности играет фундаментальную роль в социальной работе и выступает в качестве основы, укрепляющей социальную работу.

                Практическая значимость. Важно учитывать социально-экономические и культурные факторы при разработке и реализации этих стратегий, поскольку они могут влиять на эффективность последних. Также важно продолжать исследования факторов, влияющих на развитие жизнестойкости в уязвимых группах, для разработки и внедрения более эффективных и устойчивых образовательных стратегий вмешательства.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

103-132 635
Аннотация

                Введение. Современное воспитательное пространство, как и пространство социализации, включает два взаимосвязанных мира – реальный (физический) и виртуальный (цифровой). В этом смешанном (гибридном) пространстве, используя его средства, осуществляют свою самореализацию подростки. Одним из таких средств выступают виртуальные сообщества (общности, использующие для взаимодействия цифровую платформу, цифровые устройства и информационно-коммуникационные технологии). Согласно прогнозам, в ближайшее время взаимодействие в сообществах с использованием цифровых двойников, искусственного интеллекта станет необходимым условием успешной деятельности. Однако педагоги, не имея опыта взросления в условиях цифрового мира, не всегда могут объективно оценить роль его факторов в развитии подростков.

                Цель. Исследовать влияние виртуальных сообществ на самореализацию подростков в смешанном пространстве, определить условия, обеспечивающие их позитивное влияния, и на этой основе обосновать принципы педагогического сопровождения конструктивного взаимодействия в виртуальных сообществах.

                Методология, методы и методики. Исследование базировалось на культурно-исторической теории (Л. С. Выготский), согласно которой виртуальные сообщества рассматривались как средство самореализации подростка в условиях культуры цифрового общества, оперируя которым в процессе собственной деятельности и взаимодействии с носителями культуры, он проходит социализацию (овладевает культурой) в смешанном пространстве. Конструктивный подход задал ракурс на выявление принципов педагогического сопровождения использования подростками данного средства самореализации.

                Сбор данных проводился в форме онлайн-опроса с использованием интернет-cервиса Yandex Forms в 2022 году. В опросе приняли участие 2995 школьников Челябинской области в возрасте от 13 до 17 лет. Методами математической обработки данных выступили: D-критерий Сомерса, V-критерий Крамера, CHAID (Chi Squared Automatic Interaction Detection) анализ.

                Результаты. Большинство подростков (87 %) вовлечены в виртуальные сообщества разного типа (учебные, познавательные, развлекательные). Участие в виртуальных сообществах имеет прямую связь с включенностью в разные виды деятельности и удовлетворенностью самореализацией (при вовлеченности в несколько типов виртуальных сообществ, умеренном времени проведения в них, участии в учебных виртуальных сообществах). Виртуальные сообщества обладают воспитательным потенциалом, а его реализация, обеспечивающая конструктивное взаимодействие и самореализацию подростков, требует педагогического сопровождения.

                Научная новизна. Доказано, что виртуальные сообщества взаимосвязаны с самореализацией подростков. Определены условия конструктивного влияния виртуальных сообществ на самореализацию подростков и принципы, обеспечивающие реализацию их воспитательного потенциала (проактивности, полисубъектности, продуктивного онлайн-оффлайн взаимодействия). Спрогнозировано, что стратегия цифровой трансформации воспитания должна взять ориентир на переход от обеспечения доступности и безопасности подростка в виртуальной среде, к управлению им виртуальными сообществами в целях своего саморазвития, самореализации.

                Практическая значимость. Результаты полезны для разработки программ воспитания, и реализации воспитательной деятельности в реалиях цифрового мира.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

133-170 789
Аннотация

                Введение. Биологические циклы существуют на протяжении различных временных интервалов. Циркадные ритмы являются наиболее полно изученными и оказывают значительное влияние на индивидов. Эти ритмы в физиологических показателях подвержены циклическим изменениям в действиях человека и окружающей среде в течение 24 часов.

                Цель. Цель данной статьи – проанализировать связь факторов биоритма с результативностью учащихся, учитывая исследования в области хронобиологии в отношении образовательной сферы.

                Методология, методы и методики. Настоящий систематический обзор обобщает 34 работы, посвященные качеству сна, образу жизни и циркадным предпочтениям в их связи с академической, физической и когнитивной работоспособностью студентов в их повседневной жизни, с использованием модели PRISMA.

                Результаты. В нашем обзоре привдено множество исследований, подтверждающих значительное влияние сна и циркадных предпочтений на академическую, психомоторную и когнитивную работоспособность студента. Эти два фактора играют ключевую роль в ритмичности жизни студента.

                Научная новизна. Это исследование представляет новый междисциплинарный метод, который применяет результаты изучения биологических ритмов к образованию, показывая, как они влияют на обучение и работоспособность студентов. Соединяя хронобиологию с образовательной теорией, он открывает новые пути для исследований и расширяет наше понимание связи между циркадными ритмами студентов и их академическими, когнитивными и физическими результатами, представляя значительный прогресс в том, как образовательная сфера связана с хронопсихологией.

                Практическая значимость. Педагогические специалисты могут использовать полученные результаты для более глубокого понимания того, как хронобиологические факторы могут влиять на успеваемость учащихся, тем самым повышая их осведомленность о продуктивности студентов и потенциально выявляя более эффективные способы ее улучшения.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

171-201 668
Аннотация

                Введение. Цифровая трансформация высшего образования в России повлекла за собой пересмотр подходов к языковой подготовке выпускников вузов.

                Цель исследования – смоделировать Цифровой кампус, прописав его сервисы и функционал, для языковой подготовки студентов в эпоху цифровой трансформации образования.

                Методология, методы и методики. Ведущим методологическим подходом был выбран стратегический подход, который в рамках данного исследования рассматривается в качестве потенциальная возможность реализации языкового образования в вузе с использованием «Цифрового кампуса» как важного инструмента цифровой трансформации вузов. Исследование проводилось в три этапа с привлечением студентов 2–3 курсов Тольяттинского государственного университета (113 участников) и обучающихся старших классов школ г. Тольятти (157 участника), с июля 2022 по январь 2023 года. Использованы эмпирические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, синтез; метод моделирования. Этап 1 – сбор и анализ информации, представленной на сайтах Опорных вузов, на предмет выделения показателей цифровой трансформации вузов. Этап 2 – анкетирование абитуриентов на выявление их отношения к поступлению в вуз, а также студентов и абитуриентов на предмет мотивированности к изучению иностранного языка через цифровые инструменты. Этап 3 – моделирование Цифрового кампуса, его сервисов и функционала для языковой подготовки студентов.

                Результаты. Определено авторское понимание цифрового кампуса как пространства на основе информационных и образовательных цифровых ресурсов и технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникационных технологий и программного обеспечения, организационно-методического обеспечения, объединяющее участников процесса обучения (преподавателей, абитуриентов и студентов, выпускников, предприятия/бизнес) для удаленной образовательной деятельности и бизнес операций в соответствии с персонализированным запросом. Проанализированы и сгруппированы доступные данные, размещаемые учебными заведениями на своих веб-сайтах на предмет цифровой трансформации. Наиболее представленными являются сервисы: дополнительное профессиональное образование, применение интерактивных форм взаимодействия с абитуриентами через среду, онлайн-сопровождение карьерного роста студентов и выпускников, проектный офис. Сервисы по реализации персонализированной образовательной траектории и фиксации цифровых следов по учебному процессу менее выражены. Результаты анкетирования: общая готовность к взаимодействию «абитуриент – вуз» через онлайн среду и небольшое расхождение мнений школьников и студентов относительно изучения иностранного языка через цифровые решения. Смоделирован Цифровой кампус и его функционал. Каждый из сервисов кампуса: личный кабинет слушателя (абитуриенты/студенты), личный кабинет преподаватели, личный кабинет работодателя (предприятия/бизнес) имеет свой интерфейс и доступ к функциональным единицам: Трудоустройство и проекты, Конструктор курсов, Экспертиза программ, Интеллектуальный набор, Система электронного обучения, Управление ресурсами, Языковые курсы, что создает единое информационно-образовательное пространство для языковой подготовки студентов.

                Научная новизна. Систематизированы подходы к пониманию цифровой трансформации высшего образования, аналитически представлены показатели применения вузами цифровых решений, дано авторское определение Цифрового кампуса. Теоретическая значимость статьи заключается в обобщении и аналитическом представлении существующих подходов и тенденций цифровой трансформации высшего образования.

                Практическая значимость. Смоделированный Цифровой кампус является возможным инструментом реализации языкового образования и, в отличие от обычного сайта университета, позволяет в реальном времени взаимодействовать всем участникам образовательного процесса: университету, как платформе сотрудничества и реализации образовательных проектов; бизнесу, как основному заказчику конкурентоспособного специалиста; и студенту, владеющему иностранным языком, готовому решать проектные задачи работодателя. Перспективами исследования является детализация сервисов и функциональных единиц Цифрового кампуса инженерных специальностей.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

202-225 712
Аннотация

                Введение. Уровень удовлетворенности работой и отношение педагогов в системе специального образования к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья существенно влияют на отношение к работе учителей-студентов. Позитивные и довольные педагоги в системе специального образования служат образцом для подражания, вдохновляя учителей-студентов и оказывая на них положительное влияние. С другой стороны, если педагоги в системе специального образования недовольны или придерживаются негативного отношения, это может отбить у учителей-студентов охоту продолжать карьеру в системе специального образования. Таким образом, повышение удовлетворенности работой и положительное отношение педагогов в системе специального образования имеет решающее значение для создания благоприятной среды, которая побуждает учителей-студентов принимать вызовы и получать удовольствие от работы с детьми с ограниченными возможностями.

                Цель. Настоящее исследование было направлено на измерение уровня удовлетворенности работой педагогов в системе специального образования, их отношения к работе с детьми с ограниченными возможностями и его влияния на отношение учителей-студентов.

                Методология и методы исследования. Авторы разработали анкету для измерения уровня удовлетворенности работой, а также шкалу для измерения отношения к работе с детьми с ограниченными возможностями в выборке, валидность и надежность которой были проверены. Выборка исследования включала 71 педагога в системе специального образования и 71 студента-учителя, которые проходят обучение у педагогов в системе специального образования. Чтобы узнать, в какой степени на отношение учителей-студентов влияет удовлетворенность педагогов и их отношение к работе с детьми с ограниченными возможностями, был использован множественный линейный регрессионный анализ.

                Результаты. Средние значения и стандартные отклонения использовались для анализа результатов исследования, которые проявились при среднем уровне производительности по шкале «отношение», поскольку средние значения находились в диапазоне 2,49–4,20 со средним арифметическим 3,49. Метод пошаговой регрессии позволил ввести прогнозируемые переменные в уравнение регрессии пошагово, что привело к двум статистически значимым прогностическим моделям на уровне значимости α ≤ 0,05. Первая модель, включающая удовлетворенность учителей работой и отношение учителей-студентов к работе с детьми с ОВЗ, объяснила 7% общей дисперсии. Вторая модель, которая также учитывала отношение учителей, объяснила значительно большую часть дисперсии, составляя 64% от общей объясненной дисперсии прогностической модели отношения учителей к работе с детьми с ОВЗ.

                Научная новизна. Результаты исследования подчеркивают значительное влияние удовлетворенности и отношения педагогов в системе специального образования к своей работе с детьми с ОВЗ на отношение к работе у учителей-студентов. Исследование способствует пониманию факторов, формирующих перспективы учителей-студентов, и подчеркивает важность повышения удовлетворенности работой и позитивного отношения среди учителей специального образования для создания благоприятной учебной среды.

                Практическая значимость исследования заключается в том, что оно дает ценную информацию для области специального образования и подготовки учителей. Изучая удовлетворенность работой и отношение педагогов в системе специального образования к работе с детьми с ОВЗ и их влияние на студентов-учителей, исследование дает информацию об образовательной практике и политике. Повышение удовлетворенности работой и положительное отношение педагогов в системе специального образования имеет решающее значение для создания благоприятной среды и совершенствования программ подготовки учителей. Эти знания могут служить руководством для разработки стратегий по улучшению подготовки будущих педагогов и повышению качества услуг специального образования для детей с ОВЗ. В целом результаты исследования вносят свой вклад в эту область и имеют практическое значение для улучшения образовательного опыта и результатов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)