Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Жизнестойкость уязвимых университетских групп: анализ стратегий вмешательства в социальную работу с точки зрения социальной инклюзивности

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-82-102

Аннотация

                Введение. Жизнестойкость относится к способности отдельных лиц, групп или сообществ адаптироваться к неблагоприятным или стрессовым ситуациям, таким как насилие, бедность, стихийные бедствия или болезни, и восстанавливаться после них.

                Цель статьи – проанализировать влияние социальной работы на повышение жизнестойкости уязвимых групп факультета гуманитарных и социальных наук Технического университета Манаби в течение академического периода 2023-A, выявить факторы, влияющие на развитие жизнестойкости в этих группах, и оценить эффективность стратегий вмешательства, реализуемых специалистами по социальной работе.

                Методология, методы и методики. Работа выполнена в рамках количественной парадигмы. Дизайн соответствует неэкспериментальному исследованию. В исследовании приняли участие 259 студентов, которые обучаются на специалистов по социальной работе. Выборка состояла из 70 студентов, принадлежащих к уязвимым группам. Была применена анкета из 15 пунктов. Были проведены множественный регрессионный анализ и дисперсионный анализ ANOVA.

                Результаты. Среди результатов следует отметить, что стратегии вмешательства, реализованные специалистами по социальной работе, были эффективными. Это оказывает положительное влияние на повышение жизнестойкости уязвимых групп, а также на социально-экономические и культурные факторы. Стратегии вмешательства в социальной работе, такие как социально-экономические и культурные факторы, важны для повышения жизнестойкости уязвимых групп.

                Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что повышение жизнестойкости посредством инклюзивности играет фундаментальную роль в социальной работе и выступает в качестве основы, укрепляющей социальную работу.

                Практическая значимость. Важно учитывать социально-экономические и культурные факторы при разработке и реализации этих стратегий, поскольку они могут влиять на эффективность последних. Также важно продолжать исследования факторов, влияющих на развитие жизнестойкости в уязвимых группах, для разработки и внедрения более эффективных и устойчивых образовательных стратегий вмешательства.

Об авторах

Д. Х. Мендоза Веласко
Технический университет Манаби
Эквадор

Мендоза Веласко Дерлинг Хосе – доктор педагогических наук, профессор-исследователь, Портовьехо.

Scopus Author ID 57205188813, ResearcherID N-1162-2018.



Л. М. Алава Баррейро
Технический университет Манаби
Эквадор

Алава Баррейро Лейла Мария – профессор-исследователь, научный сотрудник исследовательского отдела,

Портовьехо.



Т. К. Морейра Чика
Технический университет Манаби
Эквадор

Морейра Чика Татьяна Катиуска – профессор-исследователь, научный сотрудник исследовательского отдела,

Портовьехо.



Е. М. Альсивар Медранда
Технический университет Манаби
Эквадор

Альсивар Медранда Ева Маргарита – профессор-исследователь, научный сотрудник исследовательского отдела,

Портовьехо.



С. А. Ромеро Чавес
Технический университет Манаби
Эквадор

Ромеро Чавес Сандра Ауксилиадора – профессор-исследователь, научный сотрудник исследовательского отдела,

Портовьехо.



Список литературы

1. Cedeño D., Lannin D. G., Russell L., Yazedjian A., Kanter J. B., Mimnaugh S. The effectiveness of a financial literacy and job-readiness curriculum for youth from low-income households. Citizenship, Social and Economics Education. 2021; 20 (3): 197–215. DOI: 10.1177/204717342110517

2. He L., Mu L., Jean J. A., Zhang L., Wu H., Zhou T., Bu H. Contributions and challenges of public health social work practice during the initial 2020 COVID-19 outbreak in China. The British Journal of Social Work. 2022; 52 (8): 4606–4621. DOI: 10.1093/bjsw/bcac077

3. Cejas Martínez M., Navarro Cejas M., Aldaz Hernández S., Yánez C., Mendoza Velazco D. Human talent and its impact on the quality of service in the rural community-based tourism sector. Analysis and theoretical perspectives. Journal of Environmental Management and Tourism. 2022; 13 (1): 223–231. DOI: 10.14505/jemt.v13.1(57).20

4. Mendoza D., Flores E., Salvador J., Paz J., Sanchez M. Attitudes of Ecuadorian secondary school teaching staff towards online STEM development in 2022. International Journal of Learning, Teaching and Educational Research. 2022; 21 (7): 59–81. DOI: 10.26803/ijlter.21.7.4

5. Navarro M., Casado F., Mendoza J., Cejas M., Mendoza D. Attitudinal analysis of women’s political participation in Ecuador: Social and legal perspectives. Journal of Educational and Social Research. 2022; 12 (6): 12. DOI: 10.36941/jesr-2022-0141

6. Pinos K. M. C., Robles D. M. A., Agila L. E. V., Mendoza D., Sánchez J. Importance of reflective practice in the teaching profession during the COVID-19 pandemic. Journal of Educational and Social Research. 2023; 13 (2): 1. DOI: 10.36941/jesr-2023-0027

7. Vanderley I., Vanderley M., Santana A., Scorsolini-Comin F., Brandão Neto W., Monteiro E. Factors related to the resilience of adolescents in contexts of social vulnerability: An integrative review. Enfermería Global. 2020; 19 (59): 582–621. DOI: 10.6018/eglobal.411311

8. Reyes-Reyes A., Infante-Xibillé C. A. Resiliencia en adultos: Una revisión teórica. Terapia Psicológica. 2015; 33 (3): 209–222. DOI: 10.4067/S0718-48082015000300009 (In Spanish)

9. Lavee E., Dallal E., Strier R. Families in poverty and noncitizenship: An intersectional perspective on economic exclusion. Journal of Family Issues. 2022; 43 (7): 1922–1945. DOI: 10.1177/0192513X211030020

10. Contreras García F., González Alvarado T. E. Business resilience and social inclusion: A critical reflection on internal marketing. Mercados y Negocios. 2021; 22 (43): 77–96. DOI: 10.32870/myn.v0i43.7630

11. Jadue G., Galindo A., Navarro L. Factores protectores y factores de riesgo para el desarrollo de la resiliencia encontrados en una comunidad educativa en riesgo social. Estudios Pedagógicos. 2005; 31 (2): 43–55. DOI: 10.4067/S0718-07052005000200003 (In Spanish)

12. Benito-Gomez M., Flores Rojas K. Designing and implementing parenting interventions with Latino immigrant families: Challenges and strategies. Families in Society. 2020; 101 (4): 528–538. DOI: 10.1177/1044389419897529

13. Low C., Shah B. Refugee women’s volunteering as resistance practices to micro-aggressions and social exclusion in the UK. Social Inclusion. 2023; 11 (2): 69–79. DOI: 10.17645/si.v11i2.6309

14. Mellberg C., Minas R., Korpi T., Andersson L. Effective local governance assisting vulnerable groups: The case of youth not in employment, education or training (NEETs) in Sweden. International Journal of Social Welfare. 2023; 32: 20–31. DOI: 10.1111/ijsw.12527

15. Munford R., Sanders J. Transformative practice: Social work practice with vulnerable young people. European Journal of Social Work. 2021; 24 (4): 720–731. DOI: 10.1080/13691457.2020.1819205

16. Hunt X., Shakespeare T., Vilyte G., Melendez-Torres G. J., Henry J., Bradshaw M., et al. Effectiveness of social inclusion interventions for anxiety and depression among adolescents: A systematic review. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2023; 20 (3): 1895. DOI: 10.3390/ijerph20031895

17. Hanna S. M. The practice of family therapy: Key elements across models. New York: Routledge; 2018. 440 p.

18. Bertrand M., Demps D. Youth participatory action research findings as mirror material: Implications for advancing educational equity through formative interventions. Mind, Culture, and Activity. 2018; 25 (2): 151–163. DOI: 10.1080/10749039.2018.1434798

19. Mayorga E., Rosales A. Conocimiento, colectividad y curación: Understanding and addressing Latinx youth mental health and wellness through PAR entremundos. The Urban Review. 2019; 51 (4): 559–581. DOI: 10.1007/s11256-019-00532-3

20. Cabanyes Truffino J. Resiliencia: una aproximación al concepto. Revista de Psiquiatría y Salud Mental. 2010; 3 (4): 145–151. DOI: 10.1016/j.rpsm.2010.09.003 (In Spanish)

21. Cejas Martínez M. F., Mendoza Velazco D. J., Navarro Cejas M., Morales Corozo J. P. Pedagogical leadership within the framework of human talent management: A comprehensive approach from the perspective of higher education in Ecuador. Integratsiya obrazovaniya = Integration of Education. 2021; 25 (1): 8–21. DOI: 10.15507/1991-9468.102.025.202101.008-021

22. Mendoza Velazco D. J., Cejas N. M., Cejas Martinez M. F., Vinueza Naranjo P. G., Falcón V. V. Digital andragogical competences of Ecuadorian higher education teachers during the COVID-19 pandemic. European Educational Research Journal. 2021; 10 (3): 1341–1358. DOI: 10.12973/eu-jer.10.3.1341

23. Bec A., Char-lee J. M., Moyle B. D. Community resilience to change: Development of an index. Social Indicators Research. 2019; 142 (3): 1103–1128. DOI: 10.1007/s11205-018-1960-x

24. Peterson L. T., Gricus M. A qualitative exploratory study of family inclusion in assertive community treatment: Challenges and possibilities. Families in Society. 2023; 104 (2): 111–124. DOI: 10.1177/10443894221074670

25. Redondo-Sama G., Matulic V., Munté-Pascual A., de Vicente I. Social work during the COVID-19 crisis: Responding to urgent social needs. Sustainability. 2020; 12 (20): 8595. DOI: 10.3390/su12208595

26. Ruiz-Fernández M. D., Ortiz-Amo R., Andina-Díaz E., Fernández-Medina I. M., Hernández-Padilla J. M., Fernández-Sola C., Ortega-Galán Á. M. Emotions, feelings, and experiences of social workers while attending to vulnerable groups: A qualitative approach. Healthcare. 2021; 9 (1): 87. DOI: 10.3390/healthcare9010087

27. Navarro M., Cejas M., Mendoza D., Silvia A., Venegas G. Las plataformas virtuales y la percepción de los estudiantes universitarios en la educación superior ecuatoriana durante la pandemia COVID-19. Revista Iberica de Sistemas y Tecnologias de Informacion [Internet]. 2021 [cited 2023 May 23]; 43: 647–663. Available from: http://www.risti.xyz/issues/ristie43.pdf

28. Mendoza D., Cejas M., Rivas G., Varguillas C. Anxiety as a prevailing factor of performance of university mathematics students during the COVID-19 pandemic. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2021; 23 (2): 94–113. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-2-94-113

29. Pari Condori A., Mendoza Velazco D. J., Auccahuallpa Fernández R. GeoGebra as a technological tool in the process of teaching and learning geometry. In: Information and Communication Technologies. TICEC 2020. Communications in Computer and Information Science. Vol. 1307. Cham: Springer; 2020. DOI: 10.1007/978-3-030-62833-8_20

30. Sciortino G. A blueprint for inclusion: Talcott Parsons, the societal community and the future of universalistic solidarities. The American Sociologist. 2020; 52: 159–177. DOI: 10.1007/s12108-020-09470-0


Рецензия

Для цитирования:


Мендоза Веласко Д.Х., Алава Баррейро Л.М., Морейра Чика Т.К., Альсивар Медранда Е.М., Ромеро Чавес С.А. Жизнестойкость уязвимых университетских групп: анализ стратегий вмешательства в социальную работу с точки зрения социальной инклюзивности. Образование и наука. 2024;26(1):82-102. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-82-102

For citation:


Mendoza Velazco D.J., Alava Barreiro L.M., Moreira Chica T.K., Alcivar Medranda E.M., Romero Chávez S.A. Resilience in vulnerable university groups: An analysis of social work intervention strategies from the perspective of social inclusion. The Education and science journal. 2024;26(1):82-102. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-82-102

Просмотров: 618


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)