Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Цифровой кампус как инструмент языковой подготовки студентов в эпоху цифровизации образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-171-201

Аннотация

                Введение. Цифровая трансформация высшего образования в России повлекла за собой пересмотр подходов к языковой подготовке выпускников вузов.

                Цель исследования – смоделировать Цифровой кампус, прописав его сервисы и функционал, для языковой подготовки студентов в эпоху цифровой трансформации образования.

                Методология, методы и методики. Ведущим методологическим подходом был выбран стратегический подход, который в рамках данного исследования рассматривается в качестве потенциальная возможность реализации языкового образования в вузе с использованием «Цифрового кампуса» как важного инструмента цифровой трансформации вузов. Исследование проводилось в три этапа с привлечением студентов 2–3 курсов Тольяттинского государственного университета (113 участников) и обучающихся старших классов школ г. Тольятти (157 участника), с июля 2022 по январь 2023 года. Использованы эмпирические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение, синтез; метод моделирования. Этап 1 – сбор и анализ информации, представленной на сайтах Опорных вузов, на предмет выделения показателей цифровой трансформации вузов. Этап 2 – анкетирование абитуриентов на выявление их отношения к поступлению в вуз, а также студентов и абитуриентов на предмет мотивированности к изучению иностранного языка через цифровые инструменты. Этап 3 – моделирование Цифрового кампуса, его сервисов и функционала для языковой подготовки студентов.

                Результаты. Определено авторское понимание цифрового кампуса как пространства на основе информационных и образовательных цифровых ресурсов и технологий, средств вычислительной техники, телекоммуникационных технологий и программного обеспечения, организационно-методического обеспечения, объединяющее участников процесса обучения (преподавателей, абитуриентов и студентов, выпускников, предприятия/бизнес) для удаленной образовательной деятельности и бизнес операций в соответствии с персонализированным запросом. Проанализированы и сгруппированы доступные данные, размещаемые учебными заведениями на своих веб-сайтах на предмет цифровой трансформации. Наиболее представленными являются сервисы: дополнительное профессиональное образование, применение интерактивных форм взаимодействия с абитуриентами через среду, онлайн-сопровождение карьерного роста студентов и выпускников, проектный офис. Сервисы по реализации персонализированной образовательной траектории и фиксации цифровых следов по учебному процессу менее выражены. Результаты анкетирования: общая готовность к взаимодействию «абитуриент – вуз» через онлайн среду и небольшое расхождение мнений школьников и студентов относительно изучения иностранного языка через цифровые решения. Смоделирован Цифровой кампус и его функционал. Каждый из сервисов кампуса: личный кабинет слушателя (абитуриенты/студенты), личный кабинет преподаватели, личный кабинет работодателя (предприятия/бизнес) имеет свой интерфейс и доступ к функциональным единицам: Трудоустройство и проекты, Конструктор курсов, Экспертиза программ, Интеллектуальный набор, Система электронного обучения, Управление ресурсами, Языковые курсы, что создает единое информационно-образовательное пространство для языковой подготовки студентов.

                Научная новизна. Систематизированы подходы к пониманию цифровой трансформации высшего образования, аналитически представлены показатели применения вузами цифровых решений, дано авторское определение Цифрового кампуса. Теоретическая значимость статьи заключается в обобщении и аналитическом представлении существующих подходов и тенденций цифровой трансформации высшего образования.

                Практическая значимость. Смоделированный Цифровой кампус является возможным инструментом реализации языкового образования и, в отличие от обычного сайта университета, позволяет в реальном времени взаимодействовать всем участникам образовательного процесса: университету, как платформе сотрудничества и реализации образовательных проектов; бизнесу, как основному заказчику конкурентоспособного специалиста; и студенту, владеющему иностранным языком, готовому решать проектные задачи работодателя. Перспективами исследования является детализация сервисов и функциональных единиц Цифрового кампуса инженерных специальностей.

Об авторах

О. Н. Брега
Тольяттинский государственный университет
Россия

Брега Ольга Николаевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики перевода,

Тольятти.



Г. В. Круглякова
Тольяттинский государственный университет
Россия

Круглякова Галина Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и практики перевода,

Тольятти.



Список литературы

1. Benhamdi S. Personalized recommender system for e-Learning environment // Education and Information Technologies. 2017. № 22 (4). P. 1455–1477. DOI: 10.1007/s10639-016-9504-y

2. Li H., Majumdar R., Yang Y., Ogata H. Design of a self-reflection model in GOAL to support students’ reflection // ICCE 2020 – 28th International Conference on Computers in Education, Proceedings. 2020. № 1. P. 330–335. Available from: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-85099434115&origin=inward&txGid=dc185238a486e102bdc18837f6961f04 (date of access: 10.08.2023).

3. Baig M. I., Shuib L., Yadegaridehkordi E. Big data in education: a state of the art, limitations, and future research directions // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2020. № 17. P. 44. DOI: 10.1186/s41239-020-00223-0

4. Black S. Development, interest, self-direction and the teaching of information literacy // Communications in Information Literacy. 2018. № 12 (2). P. 203–214. DOI: 10.15760/comminfolit

5. Kukulska-Hulme A. et al. Innovation Report 10. Exploring new forms of teaching, learning and assessment, to guide educators and policy makers // Innovating pedagogy. United Kingdom, The Open University, 2022. Available from: https://www.researchgate.net/publication/362068821_INNOVATING_PEDAGOGY_2022_Exploring_new_forms_of_teaching_learning_and_assessment_to_guide_educators_and_policy_makers (date of access: 10.08.2023).

6. Smith M., McCurrach D. The usage of virtual reality in task-based language teaching // The 28th Korea TESOL International Conference: Re-envisioning ELT Altogether, All Together. 2021. P. 163–165. DOI: 10.5281/zenodo.5595431

7. Martin F., Polly D., Ritzhaupt A. Bichronous Online Learning: Blending Asynchronous and Synchronous Online Learning // Educause Review. 2020. Available from: https://er.educause.edu/articles/2020/9/bichronous-online-learningblending-asynchronous-and-synchronous-onlinelearning (date of access: 10.08.2023).

8. Conrad D., Openo J. Assessment strategies for online learning. Engagement and authenticity // Revista Latinoamericana de Difusión Científica. 2021. № 3 (5). P. 105–108. DOI:10.38186/difcie.35.09

9. Бекова С. К., Вилкова К. А., Джафарова З. И. Онлайн без паники. Модели и эффективность внедрения массовых онлайн-курсов в российских университетах [Электрон. ресурс] // Современная аналитика образования. 2020. Экспресс-выпуск 11. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/408115423.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

10. Taylor D., Yeung M., Bashet A. Personalized and Adaptive Learning. 2021. Available from https://www.researchgate.net/publication/349968589_Personalized_and_Adaptive_Learning (date of access: 20.12.2023).

11. Jihae S. Self-directed learning in music teacher education: Perspectives from pre-service music teachers in South Korea // Malaysian Journal of Music. 2020. № 9. P. 29–41. DOI: 10.37134/mjm.vol9.3.2020

12. Burns M. Background paper prepared for the 2023 Global Education // Monitoring Report: Technology and education. UNESCO, 2021. Available from: https://www.unesco.org/gem-report/en (date of access: 10.08.2023).

13. Fojtik R. Problems of distance education // International Journal of Information and Communication Technologies in Education. 2018. № 7. P. 14–23. DOI: 10.2478/ijicte-2018-0002

14. Colin S. Distance learning during the Coronavirus Pandemic: Equity and access questions for school leaders. 2020. Available from: https://www.forbes.com/sites/colinseale/2020/03/17/distance-learning-during-thecoronavirus-pandemic-equity-and-access-questions-for-school-leaders/#2b9c651c1d4d (date of access: 10.08.2023).

15. Rinella H. L., Putnam A. l. The study strategies of small liberal arts college students before and after COVID-19 // PLOS ONE. 2022. № 17 (12). DOI: 10.1371/journal.pone.0278666

16. Slama R. B., Choukir J. Faculty members’ productivity and research funding: Intrinsic and/or extrinsic motivations // Advanced and applied sciences. 2019. № 6 (4). P. 130–142. Available from: http://science-gate.com/IJAAS/Articles/2019/2019-6-4/1021833ijaas201904015.pdf (date of access: 10.08.2023).

17. Yesner R. The future of higher education: Digital transformation is critical to learner and institution success // IDC Research, Inc., 2020. 33 p. Available from: https://www.ecampusnews.com/files/2020/10/IDC_The-Future-of-Higher-Education.pdf (date of access: 10.08.2023).

18. Fergusson L., Van der Laan L., Imran S., Ormsby G. The development of work-integrated learning ecosystems: an Australian example of cooperative education // International Journal of Work-Integrated Learning. 2021. № 22 (1). P. 25–40. Available from: https://www.ijwil.org/files/IJWIL_22_1_25_40.pdf (date of access: 15.02.2023).

19. Prieto-Blázquez J., Arnedo-Moreno J., Herrera-Joancomartí J. An integrated structure for a Virtual Networking Laboratory // IEEE Transactions on Industrial Electronics. 2008. № 55 (6). P. 2334–2342. Available from: https://www.researchgate.net/publication/3219967_An_Integrated_Structure_for_a_Virtual_Networking_Laboratory (date of access: 15.02.2023).

20. Гиль С. С. К вопросу о синхронизации образовательной деятельности современного колледжа с запросами бизнеса [Электрон. ресурс] // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. 2022. № 2 (10). С. 67–80. DOI: 10.17853/2686-8970-2022-2-67-80

21. Неборский Е. В. Реконструирование модели университета: переход к формату 4.0 [Электрон. ресурс] // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5, № 4. Режим доступа: http://mirnauki.com/PDF/26PDMN417.pdf (дата обращения: 10.08.2023).

22. Саввинов В. М., Иванов П. П., Стрекаловский В. Н. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций [Электрон. ресурс] // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия «Педагогика. Психология. Философия». 2021. № 2. С. 28–40. Режим доступа: https://pedagvfu.elpub.ru/jour/article/view/113 (дата обращения: 10.08.2023).

23. Шевченко Д. А. Конкурентоспособность вуза: методика оценки эффективности сайта вуза в системе Интернет // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2015. №. 3 (146). С. 111–126.

24. Frolova E. V., Rogach O. V., Ryabova T. M. Digitalization of education in modern scientific discourse: new trends and risk analysis // European Journal of Contemporary Education. 2020. № 9 (2). P. 313–336. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/students-media-competence-new-opportunities-to-counteract-information-manipulations-in-network-interactions (date of access: 10.08.2023).

25. Едренкина М. В., Слинкин Д. А., Бельков Д. М. Возможности информационной поддержки приемной компании вуза в условиях дистанционного взаимодействия субъектов образовательного процесса [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 5 (90). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-informatsionnoy-podderzhki-priemnoy-kampanii-vuza-v-usloviyah-distantsionnogo-vzaimodeystviya-subektov-obrazovatelnogo (дата обращения: 10.08.2023).

26. Акбашева Г. А., Акбашева Е. А., Лампежев З. С. Автоматизированные системы «АБИТУРИЕНТ» и «СТУДЕНТ» как часть единой информационной среды вуза [Электрон. ресурс] // Фундаментальные исследования. 2016. № 4 (3). С. 465–469. Режим доступа: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36732 (дата обращения: 10.08.2023).

27. Нотова С. В., Подосенова И. А. Система ДПО как основа непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 8-9. С. 134–143. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-134-143

28. Мирошниченко Ю. Н., Осадская А. А., Щербаков С. М. Учебно-методическое обеспечение дополнительного профессионального образования: имитационное моделирование и оценка трудозатрат [Электрон. ресурс] // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7, №1. С. 340–349. DOI: 10.33619/2414-2948/62/38

29. Ермоленко В. В., Ланская Д. В., Яковленко А. Е. Обеспечение деятельности проектного офиса инфраструктуры инновационной экосистемы университета. [Электрон. ресурс] // Вестник Академии знаний. 2019. № 3 (32). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-deyatelnosti-proektnogo-ofisa-infrastruktury-innovatsionnoy-ekosistemy-universiteta (дата обращения: 10.08.2023).

30. Sohn B., Santos P., Lin A. Translanguaging and Trans-Semiotizing for Critical Integration of Content and Language in Plurilingual Educational Settings // RELC Journal. 2018. № 53. P. 355–370. DOI: 10.1177/00336882221114480

31. Пиотровская К. Р. Предметно-языковой скафолдинг на основе инструментов корпусной лингвистики [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков. Тольятти, 2021. С. 147–158. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47410332 (дата обращения: 10.08.2023).

32. Левашкин Д. Г., Расторгуев Д. А., Логинов Н. Ю., Козлов А. А., Гуляев В. А. Разработка образовательных программ магистратуры в условиях цифровизации высшего образования // Инженерное образование. 2020. № 28. С. 73–84.

33. Краснощекова Г. А., Лозовой А. Ю., Трач А. С. Методические основы разработки и реализации онлайн-курса «Business Writing and E-mailing» в рамках формирования цифровой образовательной среды университета [Электрон. ресурс] // Язык и культура. 2021. № 54. Режим доступа: https://vital.lib.tsu.ru/vital/access/services/Download/koha:000722582/SOURCE1 (дата обращения: 10.08.2023).

34. Korepanova N. V., Starodubova E. A. Distance Learning: Challenges and Prospects // Cross-Cultural Studies: Education and Science (in USA). 2020. Vol. 5, № 2. P. 139–149. DOI: 10.24411/2470-1262-2020-10086

35. Gudkova S. A., Dayneko M. V., Yashchenko N. V., Burenkova D. Y., Treshina I. V. Managerial approach for foreign language learning and fostering in a smart university environment // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2021. Vol. 240. P. 395–405. DOI: 10.1007/978-981-16-2834-4_34

36. Ковалева Ю. Ю. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза [Электрон. ресурс] // Вестник Томского государственного университета. Психология и педагогика. 2011. С. 180–182. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modulnoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-studentov-tehnicheskogo-vuza (дата обращения: 10.08.2023).

37. Колесников А. А. Развитие учебной самостоятельности студентов в условиях цифровой среды языкового образования [Электрон. ресурс] // Диалог культур. Культура диалога: цифровые коммуникации. Москва, 2022. С. 151–157. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48351228 (дата обращения: 10.08.2023).

38. Valdés K. N., Cerdá Suárez L. M. An Institutional Perspective for Evaluating Digital Transformation in Higher Education: Insights from the Chilean Case // Sustainability. 2021. № 13. Article number 9850. DOI: 10.3390/su13179850


Рецензия

Для цитирования:


Брега О.Н., Круглякова Г.В. Цифровой кампус как инструмент языковой подготовки студентов в эпоху цифровизации образования. Образование и наука. 2024;26(1):171-201. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-171-201

For citation:


Brega O.N., Kruglyakova G.V. Digital Campus as a tool for teaching English in the era of digital education. The Education and science journal. 2024;26(1):171-201. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-1-171-201

Просмотров: 695


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)