Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-35-45

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам протекания процесса становления субъектов в условиях образовательной среды, а также вопросам использования соответствующих психотехнологий сопровождения и оптимизации.

Показано соотношение понятий «личность» и «субъект», научно-семантическая граница между которыми пока остается достаточно размытой. В последнее время в рамках компетентностного подхода, базирующегося на положениях общепризнанной в образовании и психологии деятельностной парадигмы, происходит параллельное и весьма активное оперирование этими терминами. Поэтому выяснение специфики их генезиса является весьма своевременным и важным. Авторами сделан вывод, что субъект не тождественен личности, равно как становление субъектности не тождествено процессу личностного развития.

Посредством теоретического анализа отечественных подходов к рассмотрению феноменов субъекта и субъектности смоделированы четыре стадии процесса субъектогенеза в образовательном пространстве. На каждом этапе становления субъекта в определенных условиях необходимо использовать психотехнологии, соответствующие актуальным задачам субъектогенеза, что позволит оптимизировать процесс образования в контексте компетентностного подхода. Предложено уровневое описание названного процесса и модель его оптимизации в ходе применения адресных психотехнологий. Модель может использоваться как методологическое основание для комплексного построения и оптимизации психолого-педагогического сопровождения становления субъектов образовательной среды в условиях ее функционирования и как теоретическая основа для формирования и коррекции стратегии воспитательной работы конкретного учебного заведения. 

Об авторах

И. В. Воробьева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета



О. В. Кружкова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Абульханова К. А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. 2005. Т. 2. No 4. С. 3–22.

2. Ананьев Б. Г. Психология и проблема человекознания. Избранные психологические труды / под ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996.

3. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтологии. М.: Изд-во ИП РАН, 2006.

4. Асмолов А. Г. Психология личности: учебник. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990.

5. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. 1978. No 4. С. 23–35.

6. Брушлинский А. В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9–33.

7. Варенова Ю. А. Исследования субъектности и ее развития в дошкольном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Калуга, 2001.

8. Воробьева И. В., Шахматова О. Н. Психотехнологии развития личности: учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. 103 с.

9. Журавлев А. Л. Психологические особенности коллективного субъекта // Проблема субъекта впсихологической науке / под ред. А.В.Брушлинского, М.И.Воловиковой, В.Н.Дружинина. М.: Академ. проект, 2000. С. 133–151.

10. Зеер Э. Ф., Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста: науч.-метод. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1999. 245 с.

11. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.

12. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигмы субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

13. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957.

14. Рябикина З. И. Теоретические перспективы интерпретации личности с позиций психологии субъекта А. В. Брушлинского // Личность и бытие: субъектный подход / под ред. А. Л. Журавлева и др. М.: Изд-во ИП РАН, 2008. С. 50–53.

15. Селиванов В. В. Мышление, бытие, субъект // Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова, З. И. Рябикиной. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. С. 146–159.

16. СергиенкоЕ.А. Континуально-геннетический принцип становления субъекта // Субъектный подход в психологии / под ред. А. Л. Журавлева, В. В. Знакова, З. И. Рябикина, Е. А. Сергиенко. М.: Ин-т психо- логии РАН, 2009. С. 50–66.

17. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности: учеб. пособие для вузов. М., 1995.

18. Слюсарев Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1994.

19. Татенко В. А. Психология в субъектном измерении. Киев: Про- свiта, 1996.

20. Филиппова Г. Г. Психология материнства: концептуальная модель. М.: Изд-во Ин-та молодежи, 1999.

21. Чудновский В. Э. Проблема субъектности в свете современных задач психологии воспитания. // Вопр. психологии. No 4. 1988. С. 15–25.


Для цитирования:


Воробьева И.В., Кружкова О.В. МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ СТАНОВЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ. Образование и наука. 2012;(3):35-45. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-35-45

For citation:


Vorobyeva .V., Kruzhkova O.V. Optimization Model of Subjectivity Formation in Educational Environment. The Education and science journal. 2012;(3):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-35-45

Просмотров: 697


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)