Развитие оценочной грамотности будущих учителей математики: комплексный подход
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-91-122
Аннотация
Введение. Оценивание результатов обучения школьников, грамотно осуществляемое педагогом, может быть мощным инструментом повышения качества школьного образования. В связи с этим развитие оценочной грамотности будущих учителей во всем мире признается важной задачей их вузовской подготовки. Актуальность решения этой задачи еще более возрастает в связи с переходом образовательных систем на критериальное оценивание.
Цель исследования – охарактеризовать особенности интегративного подхода к формированию оценочной грамотности будущего педагога и представить опыт его реализации в рамках подготовки учителей математики в казахстанском вузе.
Методология, методы и методики. Теоретическая часть исследования осуществлялась с использованием сопоставительного и аспектного анализа научно-методических источников по вопросам развития оценочной грамотности учителя. Участниками экспериментального этапа исследования стали 36 студентов бакалавриата – будущих педагогов, обучающихся по программе «Математика». Сбор количественных данных об изменении оценочной грамотности студентов осуществлялся с помощью инструмента ACAI, состоящего из трех частей, в которых используются закрытые вопросы, касающиеся различных аспектов подходов к оценке учителей. Для обработки данных использовались методы математической статистики. Сбор дополнительных качественных данных о том, что оказало наибольшее влияние на развитие оценочной грамотности будущих учителей математики, реализовывался на основе фокус-группового интервью.
Результаты и научная новизна. В процессе теоретического анализа обобщены характеристики оценочной грамотности как значимого компонента профессиональной компетентности учителя; определены пять направлений, реализация которых в процессе вузовской подготовки будет способствовать развитию готовности будущих учителей к осуществлению грамотной профессиональной оценочной деятельности. Полученные эмпирические данные подтвердили, что комплексный подход, сочетающий специальный оценочный курс, задания и оценочные практики при изучении математических, педагогических и методических вузовских дисциплин, личный опыт реализации оценочной деятельности в ходе педагогической практики в школе, а также возможность взаимодействия с опытными действующими учителями по вопросам образовательного оценивания, оказывают существенное влияние на развитие оценочной грамотности будущих учителей.
Практическая значимость. Исследование способствует расширению представлений об особенностях оценочного обучения в вузовской подготовке учителей. Кроме того, опыт, представленный в статье, может быть использован при определении направлений совершенствования профессиональной подготовки педагогов в различных контекстах предметных областей.
Об авторах
И. Б. ШмигириловаКазахстан
Шмигирилова Ирина Борисовна ‒ кандидат педагогических наук, профессор кафедры математики и информатики,
Петропавловск.
Scopus Author ID 57210787308, Researcher ID O-9939-2018.
А. С. Рванова
Россия
Рванова Алла Сергеевна ‒ кандидат педагогических наук, доцент научно-образовательного центра математики,
Санкт-Петербург.
А. А. Таджигитов
Казахстан
Таджигитов Аскар Айтжанович – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и информатики,
Петропавловск
О. Л. Копнова
Казахстан
Копнова Оксана Леонидовна – магистр техники и технологий, старший преподаватель кафедры математики и информатики,
Петропавловск.
Список литературы
1. Baird J. A. The currency of assessments // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2013. Vol. 20 (2). P. 147–149. DOI: 10.1080/0969594X.2013.787782
2. Hopfenbeck T. N. Assessment reforms and grading // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2019. Vol. 26 (3). P. 255–258. DOI: 10.1080/0969594X.2019.1625510
3. Шаповалова О. Н., Ефремова Н. Ф. Дидактический потенциал формирующего оценивания метапредметных результатов школьников: российский и зарубежный опыт [Электрон. ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/94PDMN619.pdf (дата обращения: 05.05.2023).
4. Чикова О. А., Давыдова Н. Н., Симонова А. А. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности региона: статистический анализ результатов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 606–620. DOI: 10.32744/pse.2021.6.40
5. Шмигирилова И. Б., Рванова А. С., Григоренко О. В. Оценивание в образовании: современные тенденции, проблемы и противоречия (обзор научных публикаций) // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 43–83. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-43-83
6. Шмигирилова И. Б., Рванова А. С., Таджигитов А. А., Копнова О. Л. Реформирование образования Казахстана: пути развития оценочной грамотности учителя // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 4. С. 140–167. DOI: 10.17853/1994-5639-2022-4-140-167
7. Абуханова А. Б. Контенты профессионального развития учителя в условиях обновления содержания образования [Электрон. ресурс] // Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Педагогические науки». 2019. № 2 (62). С. 284–287. Режим доступа: http://sp.kaznpu.kz/docs/jurnal_file/file20190529031400.PDF (дата обращения: 03.05.2023).
8. Кенжетаева Р. О., Нуржанова С. А. Оценочный компонент в деятельности педагога начальных классов [Электрон. ресурс] // Вестник Казахского национального женского педагогического университета. 2019. № 3 (79). С. 222–227. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=47236603 (дата обращения: 03.05.2023).
9. Omarov Y. B., Toktarbayev D. G., Rybin I. V., Saliyeva A. Z., Zhumabekova F. N. Methods of forming professional competence of students as future teachers [Internet] // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11 (14). Р. 6651–6662. Available from: http://www.ijese.net/makale/948.html (date of access: 04.05.2023).
10. Sarybayeva A. K., Berkinbayev M. O., Kurbanbekov B. A., Berdi D. K. The conceptual approach to the development of creative competencies of future teachers in the system of higher pedagogical education in Kazakhstan // European Journal of Contemporary Education. 2018. Vol. 7 (4). P. 827–844. DOI: 10.13187/ejced.2018.4.827
11. Метербаева К., Киясова К. Актуализация содержания образования с точки зрения критериального оценивания учебных достижений учащихся // Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Педагогические науки». 2020. № 1(65). С. 83‒87. DOI: 10.51889/2020-1.1728-5496.14
12. Шмигирилова И. Б., Рванова А. С. Опыт формирования оценочной компетентности будущих учителей математики [Электрон. ресурс] // Актуальные проблемы преподавания математики и информатики в школе и вузе: материалы VI Международной научной интернетконференции / Ред. Л. И. Боженкова, М. В. Егупова. Москва, 2021. С. 373–379. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45670771 (дата обращения: 02.05.2023).
13. Шумейко Т.С. Инновационные подходы в формировании готовности будущих педагогов к оцениванию учебной деятельности по информатике [Электрон. ресурс] // Вестник КазНПУ им. Абая, серия «Педагогические науки». 2019. № 4 (64). С. 209–214. Режим доступа: http://sp.kaznpu.kz/docs/jurnal_file/file20200113110758.pdf (дата обращения: 13.05.2023).
14. Andersson C., Palm T. Сharacteristics of formative assessment that enhance student achievement in mathematics // Education Inquiry. 2017. Vol. 8 (2). P. 104–122. DOI: 10.1080/20004508.2016.1275185
15. Ефремова Н. Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14, № 2. С. 227–244. DOI: 10.21702/rpj.2017.2.13
16. Темняткина О. В. Механизмы формирующего оценивания в условиях дополнительного профессионального образования учителей // Образование и наука. 2023. Т. 25, № 5. С. 106‒134. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-5-106-134
17. Калашникова Н. Г., Жаркова Е. Н., Белорукова Е. М. Содержание и диагностика оценочной компетентности учителя [Электрон. ресурс] // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 3. С. 58‒66. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35575176 (дата обращения: 14.05.2023).
18. Looney A., Cumming J., van Der Kleij F., Harris K. Reconceptualising the role of teachers as assessors: teacher assessment identity // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2018. Vol. 25 (5). P. 442–467. DOI: 10.1080/0969594X.2016.1268090
19. Pastore S., Andrade H. Teacher assessment literacy: A three-dimensional model. Teaching and Teacher Education. 2019. № 84. P. 128–138. DOI: 10.1016/j.tate.2019.05.003
20. Савиных Г. П., Волчек М. Г. Оценочные компетенции педагога как предмет внутренней оценки качества образования // Сибирский учитель. 2021. № 3. С. 80–85.
21. Xu Y., Brown G. T. L. Teacher assessment literacy in practice: A reconceptualization // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 58 (1). P. 149–162. DOI: 10.1016/j.tate.2016.05.010
22. Brookhart S. Educational assessment knowledge and skills for teachers // Educational Measurement: Issues and Practice. 2011. Vol. 30. P. 3–12. DOI: 10.1111/j.1745-3992.2010.00195.x
23. Andersson C., Palm T. Reasons for teachers’ successful development of a formative assessment practice through professional development – a motivation perspective // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2018. Vol. 25 (6). P. 576–597. DOI: 10.1080/0969594X.2018.1430685
24. Примеров Д. А., Большакова З. М. Научные подходы к построению системы формирования оценочной компетенции студентов педагогического вуза [Электрон. ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 67–69. Режим доступа: http://amnko.ru/index.php/russian/journals (дата обращения: 17.05.2023).
25. Селюков Р. В. Моделирование процесса формирования оценочной компетенции будущих учителей в условиях дуального обучения [Электрон. ресурс] // Современное педагогическое образование. 2018. № 6. С. 79–83. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36425580& (дата обращения: 17.05.2023).
26. Владимирова Л. М. Развитие оценочной компетентности учителя как педагогическая проблема // Наука и школа. 2020. № 3. С. 93–98. DOI: 10.31862/1819-463X2020-3-93-99
27. DeLuca C., Bellara A. The current state of assessment education: Aligning policy, standards, and teacher education curriculum // Journal of Teacher Education. 2013. Vol. 64 (4). P. 356–372. DOI: 10.1177/0022487113488144
28. Gotch C. M., French B. F. A systematic review of assessment literacy measures // Educational Measurement: Issues and Practice. 2014. Vol. 33 (2). P. 14–18. DOI: 10.1111/emip.12030
29. Schneider C., Bodensohn R. Student teachers’ appraisal of the importance of assessment in teacher education and self-reports on the development of assessment competence // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2017. Vol. 24 (2). P. 127–146. DOI: 10.1080/0969594X.2017.1293002
30. Владимирова Л. М. Основные затруднения в развитии оценочной компетентности педагогов // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. № 21 (3). С. 339–343. DOI: 10.18500/1819-7671-2021-21-3-339-343
31. DeLuca C., Johnson S. Developing assessment capable teachers in this age of accountability // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2017. Vol. 24 (2). P. 121–126. DOI: 10.1080/0969594X.2017.1297010
32. Grainger P. R., Adie L. How do pre-service teacher education students move from novice to expert assessors? // Australian Journal of Teacher Education. 2014. Vol. 39 (7). P. 88–105. DOI: 10.14221/ajte.2014v39n7.9
33. Deneen C. C., Brown G. T. L. The impact of conceptions of assessment on assessment literacy in a teacher education program // Cogent Education. 2016. Vol. 3 (1). DOI: 10.1080/2331186X.2016.1225380
34. DeLuca C., Braund H. Preparing assessment literate teachers // Oxford Research Encyclopedia of Education. 2019. DOI: 10.1093/acrefore/9780190264093.013.487
35. Быстрицкая Е. В., Аленина А. А., Лабазова А. В., Антонова В.В. Теоретико-методологические основы процесса формирования оценочной компетентности у будущего педагога дисциплин общекультурного цикла [Электрон. ресурс] // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12 (117). С. 89–91. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=44847011 (дата обращения: 18.05.2023).
36. Ayalon M., Wilkie K. J. Developing assessment literacy through approximations of practice: Exploring secondary mathematics pre-service teachers developing criteria for a rich quadratics task // Teaching and Teacher Education. 2020. Vol. 89. P. 103–111. DOI: 10.1016/j.tate.2019.103011
37. Chick H., Beswick K. Teaching teachers to teach Boris: A framework for mathematics teacher educator pedagogical content knowledge // Journal of Mathematics Teacher Education. 2018. Vol. 21 (5). P. 475–499. DOI: 10.1007/s10857-016-9362-y
38. Тумашева О. В. Методическая подготовка будущих учителей: погружение в профессиональную реальность [Электрон. ресурс] // Высшее образование в России. 2017. № 12 (218). С. 63‒70. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=30770725 (дата обращения: 23.05.2023).
39. Grossman P., Hammerness K., McDonald M. Redefining teaching, reimagining teacher education // Teachers and Teaching: Theory and Practice. 2009. Vol. 15 (2). P. 273–289. DOI: 10.1080/13540600902875340
40. Hill M. F., Ell F., Grudnoff L., Haigh M., Cochran-Smith M., Chang W.-C., Ludlow L. Assessment for equity: learning how to use evidence to scaffold learning and improve teaching // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2017. Vol. 24 (2). P. 185–204. DOI: 10.1080/0969594X.2016.1253541
41. Ball D. L., Thames M. H., Phelps G. Content knowledge for teaching: What makes it special? // Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 59. P. 389–407. DOI: 10.1177/0022487108324554
42. Charalambous C. Y., Litke E. Studying instructional quality by using a content-specific lens: The case of the mathematical quality of instruction framework // ZDM Mathematics Education. 2018. Vol. 50 (3). P. 445–460. DOI: 10.1007/s11858-018-0913-9
43. Morris A. K., Hiebert J. Mathematical Knowledge for Teaching in Planning and Evaluating Instruction: What Can Preservice Teachers Learn? [Internet] // Journal for Research in Mathematics Education 2009. Vol. 40 (5). P. 491–529. Available from: https://www.jstor.org/stable/40539354 (date of access: 23.05.2023).
44. Alqassab M., Strijbos J. W., Ufer S. Training peer-feedback skills on geometric construction tasks: Role of domain knowledge and peer-feedback level // European Journal of Psychology Education. 2018. Vol. 33 (1). P. 11–30. DOI: 10.1007/s10212-017-0342-0
45. Masingila J., Olanoff D., Kimani P. Mathematical knowledge for teaching teachers: Knowledge used and developed by mathematics teachers educators in learning to teach via problem solving // Journal of Mathematics Teacher Education. 2018. Vol. 21. P. 429–450. DOI: 10.1007/s10857-017-9389-8
46. Соколова Е. В. Конструирование диагностических заданий в условиях критериального оценивания достижений учащихся в изучении школьного курса геометрии [Электрон. ресурс] // Преподаватель XXI век. 2016. № 4‒1. С. 491–529. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=27633963 (дата обращения: 21.05.2023).
47. Липатникова И. Г. Оценивание как диагностическая процедура формирования конечных результатов обучения по математике [Электрон. ресурс] // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 177–182. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26638542 (дата обращения: 02.06.2023).
48. Patterson C. L., Parrott A., Belnap J. Strategies for assessing mathematical knowledge for teaching in mathematics content courses [Internet] // The Mathematics Enthusiast 2020. Vol. 17 (2/3). P. 807–842. Available from: https://scholarworks.umt.edu/tme/vol17/iss2/15 (date of access: 12.05.2023).
49. Далингер В. А. Кейс-метод в обучении будущих учителей математики курсу «типичные ошибки, их причины и пути предупреждения» [Электрон. ресурс] // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3(5). С. 571–573. Available from: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23372679 (дата обращения: 27.05.2023).
50. Shaughnessy M., DeFino R., Pfaff E., Blunk M. I think I made a mistake: How do prospective teachers elicit the thinking of a student who has made a mistake? // Journal of Mathematics Teacher Education. 2021. Vol. 24. P. 335–359. DOI: 10.1007/s10857-020-09461-5
51. Aksu Z., Ozkaya M., Gedik S. D., Konyalıoglu A. C. Mathematics Self-efficacy and Mistake-handling Learning as Predictors of Mathematics Anxiety // Journal of Education and Training Studies. 2016. Vol. 4 (8). P. 65–71. DOI: 10.11114/jets.v4i8.1533
52. Шестакова Л. Г. Интегративный подход к подготовке бакалавров по направлению 44.03.05 Педагогическое образование // Международный научно-исследовательский журнал. 2019. № 10 (88). С. 47–50. DOI: 10.23670/IRJ.2019.88.10.032
53. Milanković J. J. et al. Is the integrative teaching approach beneficial for learning? // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education. 2022. Vol. 10 (2). P. 173–183. DOI: 10.23947/2334-8496-2022-10-2-173-183
54. DeLuca C., LaPointe-McEwan D., Luhanga U. Approaches to Classroom Assessment Inventory: A New Instrument to Support Teacher Assessment Literacy. Educational Assessment. 2016. Vol. 21 (4). P. 248–266. DOI: 10.1080/10627197.2016.1236677
55. Формирующее оценивание образовательных достижений учащихся в начальном общем образовании: подготовка учителей // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. № 7 (4). С. 449–455. DOI: 10.30853/ped20220071
56. Livingston K., Hutchinson C. Developing teachers’ capacities in assessment through career-long professional learning // Assessment in Education: Principles, Policy & Practice. 2017. Vol. 24 (2). P. 290–307. DOI: 10.1080/0969594X.2016.1223016
57. Четвертных Т. В. Готовность педагогов к введению формирующего оценивания в образовательном процессе [Электрон. ресурс] // Вестник Омского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (21). С. 146‒150. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36961492 (дата обращения: 02.06.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Шмигирилова И.Б., Рванова А.С., Таджигитов А.А., Копнова О.Л. Развитие оценочной грамотности будущих учителей математики: комплексный подход. Образование и наука. 2024;26(3):91-122. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-91-122
For citation:
Shmigirilova I.B., Rvanova A.S., Tadzhigitov A.A., Kopnova O.L. Developing assessment literacy of future mathematics teachers: An integrative approach. The Education and science journal. 2024;26(3):91-122. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-91-122