Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Семейная адаптация как предиктор семейного самоопределения студентов цифрового поколения

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-123-148

Аннотация

Введение. Доступное и противоречивое интернет-пространство создает угрозы и риски традиционным семейным ценностям, способствует возникновению межпоколенческих проблем, формированию искажений в брачно-семейных представлениях молодежи в условиях цифровой социализации. Актуальность исследования проблемы детерминации семейного самоопределения усиливается тем, что современные студенты ориентированы на карьерный рост, статусную работу, личное развитие, достижение материального достатка, мобильность, и связанного с этим снижением значимости института семьи и брака, деторождения.

Цель исследования – выявить особенности семейного самоопределения студентов в зависимости от уровня семейной адаптации (ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный) в условиях взаимодействия традиционной и цифровой социализации.

Методология, методы и методики. Теоретико-методологической основой исследования выступили культурно-историческая теория развития психики Л.С. Выготского; концепция экологических систем U. Bronfenbrenner, дополненная техносистемой G. Johnson, K. Puplampu; социально-когнитивная концепция цифровой социализации Г.У. Солдатовой, А. Е. Войскунского; «циркулярная модель» D.H. Olson, D.H. Sprenkle, C.S. Russell. В исследовании приняли участие 312 студентов в возрасте от 17 до 25 лет, родившиеся после 1995 года и относящиеся к цифровому поколению. Для достижения поставленной цели использовались методы теоретического анализа, психодиагностический метод и математико-статистические методы обработки данных.

Результаты. Проведенное исследование показало, что характер ролевой структуры родительской семьи (адаптация) является фактором мезоуровня, детерминирующим процесс семейного самоопределения студентов цифрового поколения. Установлено, что в родительских семьях преобладает хаотический тип семейной адаптации, при котором у студентов формируются ценность родительской семьи, значимость мамы и отца, эмоционально-положительное отношение к собственной семье, способность управлять своей жизнью. При этом наблюдаются также и негативные тенденции, которые проявляются в том, что у студентов формируются завышенные требования к брачному партнеру в хозяйственно-бытовой сфере, снижается доступность активной деятельной жизни. Студенты с ригидным уровнем адаптации отличаются от своих сверстников более низкой значимостью роли Я – сын/дочь, ценностей брачно-семейных отношений, смысло-жизненных ориентаций, неуверенностью в себе. Для студентов со структурным уровнем семейной адаптации характерно менее положительное отношение к себе и отцу по сравнению с другими респондентами. Гибкий уровень семейной адаптации является оптимальным и способствует развитию важности сыновней или дочерней роли, целеустремленности, осмысленности жизни, эмоционально-положительного отношения к главенству и ответственности в семье, уверенности в себе, внутреннего локуса контроля.

Научная новизна исследования заключается в установлении связи семейной адаптации и содержательных характеристик семейного самоопределения у студентов в условиях взаимодействия традиционной и цифровой социализации.

Практическая значимость. Прикладной аспект исследуемой проблемы семейного самоопределения студентов в зависимости от уровня семейной адаптации может быть реализован в рамках деятельности психологической службы вуза при оказании помощи в области добрачного и семейного консультирования для разрешения межпоколенческих проблем, предотвращения возникновения дисфункционального брака в будущем.

 

Об авторах

С. В. Мерзлякова
Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева
Россия

Мерзлякова Светлана Васильевна – кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии,

Астрахань.

Scopus Author ID 57219916782, ResearcherID ABD-7562-2020.



Е. П. Каюмова
Астраханский государственный университет им. В. Н. Татищева
Россия

Каюмова Екатерина Павловна – аспирант кафедры психологии,

Астрахань.



Список литературы

1. Vundamati R. Right to marry and found family: a most challenged human right in post modern era // Indian Journal of International Law. 2021. № 59. P. 229–255. DOI: 10.1007/s40901-020-00119-8

2. Bloome D., Ang S. Marriage and union formation in the United States: Recent trends across racial groups and economic backgrounds // Demography. 2020. № 5 (57). P. 1753–1786. DOI: 10.1007/s13524-020-00910-7

3. Вишневский Ю. Р., Ячменева М. В. Отношение студенческой молодежи к семейным ценностям (на примере Свердловской области) // Образование и наука. 2018. № 5 (20). С. 125–141. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-125-141

4. Djundeva M., Dykstra P. A., Emery T. Family dynamics in China and Europe in the last half-century // Chinese Journal of Sociology. 2019. № 2 (5). P. 143–172. DOI: 10.1177/2057150X19836368

5. Wei-Jun Jean Yeung, Shu Hu. Paradox in marriage values and behavior in contemporary China // Chinese Journal of Sociology. 2016. № 3 (2). P. 447–476 DOI: 10.1177/2057150X16659019

6. Jia Yu. Union formation and childbearing among Chinese youth: Trends and socioeconomic differentials // Chinese Journal of Sociology. 2021. № 4 (7). P. 593–618. DOI: 10.1177/2057150X211040936

7. Солдатова Г. У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. № 3 (9). С. 71 – 80. DOI: 10.17759/sps.2018090308

8. Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 3 (18). С. 431–450. DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

9. Солдатова Г. У., Рассказова Е. И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. № 4 (16). C. 87–97. DOI: 10.17759/chp.2020160409

10. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) // Культурно-историческая психология. 2019. № 3 (15). С. 117–124. DOI: 10.17759/chp.2019150312

11. Johnson G., Puplampu K. A conceptual framework for understanding the effect of the Internet on child development: The ecological techno-subsystem // Canadian Journal of Learning and Technology. 2008. № 34. P. 19–28. Available from: https://www.researchgate.net/publication/285118629_A_conceptual_framework_for_understanding_the_effect_of_the_Internet_on_child_development_The_ecological_techno-subsystem (date of access: 17.01.2024).

12. Bronfenbrenner U. Making human beings human: Bioecological perspectives on human development. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2004. 336 p.

13. Scull T. M., Dodson C. V., Geller J. G. et al. A media literacy education approach to high school sexual health education: Immediate effects of media aware on adolescents’ media, sexual health, and communication outcomes // Journal of Youth and Adolescence. 2022. № 51. P. 708–723. DOI: 10.1007/s10964-021-01567-0

14. Солдатова Г. У., Чигарькова С. В., Илюхина С. Н. Я-реальное и Я-виртуальное: идентификационные матрицы подростков и взрослых // Культурно-историческая психология. 2022. № 4 (18). C. 27–37. DOI: 10.17759/chp.2022180403

15. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть вторая) // Культурно-историческая психология. 2019. № 4 (15). С. 100–108. DOI: 10.17759/chp.2019150410

16. Cui L., Li Z. The influence of family function on online prosocial behaviors of high school students: A moderated chained mediation model // Frontiers in Psychology. 2023. № 14. DOI: 10.3389/fpsyg.2023.1103897

17. Stewart P., Shah H., Diop K. Marriage as a factor in self-determination for West African women // Journal of African American Studies. 2022. № 26. P. 183–202 DOI: 10.1007/s12111-022-09580-8

18. Jiashu X., Airan L. Family life and Chinese adults’ happiness across the life span // Chinese Journal of Sociology. 2021. № 4 (7). P. 514–534 DOI: 10.1177/2057150X211045484

19. Liu F., Ren Z., Chong E. S. K. On the link between reciprocal/authoritarian filial piety and internalized homonegativity: Perceived pressure to get married in a heterosexual marriage as a mediator // Archives of Sexual Behavior. 2023. № 52. P. 957–970. DOI: 10.1007/s10508-022-02528-9

20. Карабанова О. А., Трофимова О. В. Роль родительской семьи в формировании образа будущей семьи [Электрон. ресурс] // Современная российская семья: психологические проблемы и пути их решения: монография. Астрахань: ИД «Астраханский университет», 2013. 110 с. Режим доступа: https://biblio.asu.edu.ru/reader/book/2014033116215719556100003146 (дата обращения: 17.01.2024).

21. Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н., Гришина Н. В., Зиновьева Е. В. Жизненные модели молодых людей: представления о будущей семье и модели, транслируемой родителями // Психологическая наука и образование. 2019. № 3 (24). C. 5–18. DOI: 10.17759/pse.2019240301

22. Biglan A., Elfner K., Garbacz S. A., Komro K., Prinz R. J., Weist M. D., Wilson D. K., Zarling A. A. Strategic plan for strengthening America’s families: A brief from the cCoalition of behavioral science organizations // Clinical Child and Family Psychology Review. 2020. № 23. P. 153–175. DOI: 10.1007/s10567-020-00318-0

23. Shamblen S. R., Gluck A., Wubbenhorst W., Collins D. A. The economic benefits of marriage and family strengthening programs // Journal of Family and Economic Issues. 2018. № 39. P. 386–404. DOI: 10.1007/s10834-018-9565-8

24. Goldfarb E. S., Lieberman L. D. Three decades of research: The case for comprehensive sex education // Journal of Adolescent Health. 2021. Vol. 68, № 1. P. 13–27. DOI: 10.1016/j.jadohealth.2020.07.036

25. Мерзлякова С. В. Семейное самоопределение молодежи: структура и детерминанты: монография. Астрахань: Color, 2019. 149 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44646343 (дата обращения: 24.04.2023).

26. Olson D. H., Sprenkle D. H., Russell C. S. Circumplex model of marital and family system: I. Cohesion and adaptability dimensions, family types, and clinical applications // Family Process. 1979. № 1 (18). P. 3–28. DOI: 10.1111/j.1545-5300.1979.00003.x

27. Olson D. H., Waldvogel L., Schlieff M. Circumplex model of marital and family systems: An update // Journal of Family Theory & Review. 2019. № 2 (11). P. 199–211. DOI: 10.1111/jftr.12331

28. Выготский Л. С. Психология развития человека. Москва: Смысл; Эксмо, 2005. 1136 с. Режим доступа: https://www.studmed.ru/view/vygotskiy-lev-psihologiya-razvitiya-cheloveka_f7dcd06c79b.html (дата обращения: 24.04.2023).

29. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие – практикум. Москва: Изд-во Московского психолого-социального ун-та; Воронеж: МОДЭК, 2015. 546 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008063314 (дата обращения: 24.04.2023).

30. Фанталова Е. Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография. Москва: Директ-Медиа, 2015. 137 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23914959 (дата обращения: 24.04.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Мерзлякова С.В., Каюмова Е.П. Семейная адаптация как предиктор семейного самоопределения студентов цифрового поколения. Образование и наука. 2024;26(3):123-148. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-123-148

For citation:


Merzlyakova S.V., Kayumova E.P. Family adaptation as a predictor of family self-determination of digital generation students. The Education and science journal. 2024;26(3):123-148. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3-123-148

Просмотров: 409


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)