Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Оценка сформированности критического мышления студентов в процессе преподавания философии

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-40-66

Аннотация

Введение. Формирование критического мышления является одной из основных целей современного образования. С точки зрения авторов, ценным для формирования критического мышления является не только метод, но и контент дисциплины, в частности философии, исторически создаваемый как диалог внутри интеллектуальной традиции эпохи. Цель. Сформировать и апробировать методику оценки результативности философии в формировании критического мышления с учетом предметности данной дисциплины. Методология, методы и методики. Сформированность критического мышления проверялась во время работы с философским текстом. Существенно, что авторы перед началом замера дали свою экспертную оценку выбранного текста (задали эталон) и разработали шкалу оценивания. Шкала постепенно обогащалась примерами характерных ошибок, допущенных разными студентами при выполнении задания, что облегчало оценивание в дальнейшем. Результаты. Практически все студенты в конце обучения смогли сформулировать тезис предложенного отрывка, хотя и с разной степенью искажения. В начале обучения примерно десятая часть студентов этого сделать не смогла, то есть понимание/интерпретация текста была для них недоступна. Отсутствие изменений в динамике по всем трем показателям однозначно свидетельствует о том, что даже установка на критическое мышление не сформирована, если показатели студента низкие. Наилучшую системную динамику демонстрируют слабые и средние студенты (16–20 % на курсе улучшают все показатели). В ходе исследования были определены «болевые точки» в формировании критического мышления студентов: слабая способность оценивать аргументы, слабое понимание философского текста и непонимание того, «кто говорит» через текст. Научная новизна. Предлагаемая методика оценки позволяет связать тексты для оценки сформированности критического мышления с философской предметностью. Практическая значимость. Представлен удобный инструмент для индивидуального мониторинга навыков критического мышления каждого студента. Тестирование динамики применения навыков критического мышления на примере письменных работ студентов может показать индивидуальные достижения обучающихся и служить индикатором недостатков преподаваемого курса.

Об авторах

А. И. Павловский
Тюменский государственный университет
Россия

Павловский Алексей Игоревич – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

ResearcherID AAK-3090-2020 

Тюмень 



О. В. Павловская
Тюменский государственный университет
Россия

Павловская Ольга Виленовна – кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры философии

Тюмень 



Список литературы

1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. Москва: Лабиринт; 1999. 186 с. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/544266 (дата обращения: 11.08.2023).

2. Sullivan M.J., Dawson C.J. Critical thinking ability in science — what can be measured? Research in Science Education. 1979;9:159–167. doi:10.1007/BF02359156

3. Халперн Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург: Питер; 2000. 512 с. Режим доступа: https://skepdic.ru/wp-content/uploads/2013/05/Diane-Halpern_-_Psixologiya-kriticheskogo-myshleniya_Skepdic.ru_.pdf (дата обращения: 11.08.2023).

4. Ku K. Assessing students’ critical thinking performance: urging for measurements using multi-response format. Thinking Skills and Creativity. 2009;4:70–76. doi:10.1016/j.tsc.2009.02.001

5. Dienichieva O.I., Komogorova M.I., Lukianchuk S.F., Teletska L.I., Yankovska I.M. From reflection to self-assessment: methods of developing critical thinking in students. International Journal of Education and Information Technologies. 2021;15:227–236. doi:10.46300/9109.2021.15.23

6. Thorndahl K.L., Stentoft D. Thinking critically about critical thinking and problem-based learning in higher education: a scoping review. The Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. 2020;14(1). doi:10.14434/ijpbl.v14i1.28773

7. Indrašienė V., Jegelevičienė V., Merfeldaitė O., Penkauskienė D., Pivorienė J., Railienė A., Sadauskas J., Valavičienė N. The value of critical thinking in higher education and the labour market: the voice of stakeholders. Social Sciences. 2021;10(8). doi:10.3390/socsci10080286

8. Hsu Y.-C. An action research in critical thinking concept designed curriculum based on collaborative learning for engineering ethics course. Sustainability. 2021;13(5):2621 doi:10.3390/su13052621

9. El-Hasan K., Madhum G. Validating the Watson Glaser Critical Thinking Appraisal. Higher Education. 2007;54:361–383. doi:10.1007/s10734-006-9002-z

10. Bellaera L., Weinstein-Jones Y., Llie S., Baker S. T. Critical thinking in practice: the priorities and practices of instructors teaching in higher education. Thinking Skills and Creativity. 2021;41(4). doi:10.1016/j.tsc.2021.100856

11. Indrašienė V., Jegelevičienė V., Merfeldaitė O., Penkauskienė D., Pivorienė J., Railienė A., Sadauskas J., Valavičienė N. What critical thinking and for what? Social Welfare: Interdisciplinary Approach. 2019;1(9):24–38. doi:10.21277/sw.v1i9.460

12. Tiruneh D.T., De Cock M., Weldeslassie A.G., Elen J., Janssen R. Measuring critical thinking in physics: development and validation of a critical thinking test in electricity and magnetism. International Journal of Science and Mathematics Education. 2017;15:663–682. doi:10.1007/s10763-016-9723-0

13. Lu G., Wang J. Relationships between teacher autonomy, collaboration, and critical thinking focused instruction: a cross-national study. International Journal of Educational Research. 2021;106. doi:10.1016/j.ijer.2020.101730

14. Mueller J.F., Taylor H.K., Brakke K., Drysdale M., Kelly K., Levine G.M., Ronquillo-Adachi J. Assessment of scientific inquiry and critical thinking: measuring APA goal 2 student learning outcomes. Teaching of Psychology. 2020;47(4):274–284. doi:10.1177/0098628320945114

15. Babii A.-N., Neculau B.-C. Critical thinking in the contemporary education: a historical approach. Research in Hermeneutics, Phenomenology, and Practical Philosophy. 2019;11(2):782–791. Accessed August 11, 2023. http://www.metajournal.org//articles_pdf/782-791-babii-neculau-meta-2019-no2-rev.pdf

16. Frykholm J. Critical thinking and the humanities: a case study of conceptualizations and teaching practices at the section for cinema studies at Stockholm University. Arts and Humanities in Higher Education. 2021;20(3):253–273. doi:10.1177/1474022220948798

17. Ay S., Orhan A. The effect of different critical thinking teaching approaches on critical thinking skills: a meta-analysis study. Pamukkale Üniversitesi Eğitim Fakültesi Dergisi. 2020;49:88–111. doi:10.9779/PAUEFD.561742

18. Zaudalova D.S., Karkina S.V., Balwant S. Improvement of students critical thinking through the using of the method of case studies. 3C TIC. Cuadernos de desarrollo aplicados a las TIC. 2019;8(3- 2):152–163. doi:10.17993/3ctic.2019.83-2.152-163

19. Dekker T.J. Teaching critical thinking through engagement with multiplicity. Thinking Skills and Creativity. 2020;37. doi:10.1016/j.tsc.2020.100701

20. Erikson M.G., Erikson M. Learning outcomes and critical thinking – good intentions in conflict. Studies in Higher Education. 2019;44(12):2293–2303. doi:10.1080/03075079.2018.1486813

21. Lombardi D. On the horizon: the promise and power of higher order, critical, and critical analytical thinking. Educational Psychology Review. 2023;38. doi:10.1007/s10648-023-09763-z

22. Chen Ch.-M., Tsao H.-W. An instant perspective comparison system to facilitate learners’ discussion effectiveness in an online discussion process. Computers & Education. 2021;164. doi:10.1016/j.compedu.2020.104037

23. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта. Высшее образование в России. 2017;10(216):64–74. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-kak-uchebnyy-kurs-smena-kontsepta (дата обращения: 11.08.2023).

24. Лазутина Т.В., Темпель Ю.А., Темпель О.А. Роль философии как формы мировоззрения при освоении компетенций обучающимися технических направлений в системе современного высшего образования России. Интеграция образования. 2017;21(1):19–34. doi:10.15507/1991-9468.086.021.201701.019-034

25. Rojas-Devia J., Londoño C. Crisis y práctica filosófica en la educación. Praxis & Saber. 2020;11(25):155–178. doi:10.19053/22160159.v11.n25.2020.9910

26. Scotton P. Pensar en común, vivir en plenitud. La experiencia de la filosofía con los niños y niñas. Revista Española de Pedagogía. 2020;78(275):103–118. doi:10.22550/rep78-1-2020-06

27. Silva K. Sobre por qué enseñar filosofía en la actualidad. Ariel-Revista de Filosofia. 2019;23:67–70. Accessed August 11, 2023. https://arielenlinea.wordpress.com/wp-content/uploads/2019/07/sobre-por-quc389-ensec391ar-filosofc38da-en-la-actualidad.pdf

28. Erden Y. We need to talk about Wittgenstein: the practice of dialogue in the classroom and in assessment. Arts and Humanities in Higher Education. 2019;18(1):34–48. doi:10.1177/1474022216670618

29. Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов. Психологическая наука и образование. 2020;25(6):88–103. doi:10.17759/pse.2020250608

30. Saulius T., Malinauskas R. Students’ experiences of philosophy classes in higher education: a case study. European Journal of Contemporary Education. 2019;8(4):879–888. doi:10.13187/ejced.2019.4.879

31. Šimenc M. Cilji pouka filozofije, instrumentalizacija in didaktike filozofije. Phainomena. 2018;27(104):209–230. doi:10.32022/PHI27.2018.104-105.9

32. Hartner-Tiefenthaler M., Roetzer K., Bottaro G., Peschl M. When relational and epistemological uncertainty act as driving forces in collaborative knowledge creation processes among university students. Thinking Skills and Creativity. 2018;28:21–40. doi:10.1016/j.tsc.2018.02.013

33. Braun H.I., Shavelson R.J., Zlatkin-Troitschanskaia O., Borowiec K. Performance assessment of critical thinking: conceptualization, design, and implementation. Frontiers in Education. 2020;5. doi:10.3389/feduc.2020.00156

34. Волков Е.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор. Психологическая диагностика. 2015;3:5–23. Режим доступа: https://evolkov.net/critic.think/tests/Critic.Think.Tests.Volkov.E.2015.pdf (дата обращения: 11.08.2023).

35. Пиплс П. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард-колледжа. Вопросы образования. 2015;4:116–131. doi:10.17323/1814-9545-2015-4-116-131

36. Нехаев А.В. Патанатомия Любви, или чем может быть полезно знание о том, что «Знаешь, что влюблен»? Омский научный вестник. Серия «Общество. История. Современность». 2018;2:90–103. doi:10.25206/2542-0488-2018-2-90-104

37. Hart C., Da Costa C., D’Souza D., Kimpton A. Exploring higher education students’ critical thinking skills through content analysis. Thinking Skills and Creativity. 2021;41(82). doi:10.1016/j.tsc.2021.100877


Рецензия

Для цитирования:


Павловский А.И., Павловская О.В. Оценка сформированности критического мышления студентов в процессе преподавания философии. Образование и наука. 2024;26(5):40-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-40-66

For citation:


Pavlovskij A.I., Pavlovskaya O.V. Assessment of students’ critical thinking maturity in the process of teaching philosophy. The Education and science journal. 2024;26(5):40-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-40-66

Просмотров: 637


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)