Глобальные проблемы в образовании как объект исследования в международных базах данных (историческая перспектива)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-90-123
Аннотация
Введение. Глобальные проблемы современности и процесс глобализации интересны и важны для ученых как объект исследования не только с целью понимания их природы, процесса развития и проявлений в различных сферах жизни (в случае нашего исследования – в образовании), но и ввиду невозможности им противостоять без глубокого анализа. Цель исследования – проследить историю научного поиска в области влияния глобальных проблем на сферу образования и по результатам библиометрии провести качественный контент-анализ отобранных работ, чтобы выявить существующие в рамках темы направления и факторы влияния на исследовательскую повестку в нашей стране и за рубежом. Методология, методы и методики. Основные методы исследования – библиометрический и качественный контент-анализ статей, материалов конференций, монографий и отчетов в научных журналах открытого доступа в финальной стадии публикации и результатов статистических отчетов международной базы данных Scopus за период с 1978 по 2023 год. Документы были проанализированы и классифицированы по выделенным периодам и количеству цитирований. По результатам качественного контент-анализа для сравнения научных повесток в мире и в нашей стране определены тематика, концептуальные основания и основные участники влияния на решение глобальных проблем в области образования в разные исторические периоды. Результаты. Выделены четыре волны интереса к указанной тематике: 1988–1999 гг., 2000–2012 гг., 2013–2018 гг., 2019–2023 гг. В период с 1988 по 1999 г. особый интерес представляло изучение проблем, связанных с методами обучения и организацией образовательной деятельности. Конкретные направления в исследовании глобальных проблем в области образования получили развитие в начале XXI века (2000–2012 гг.), в 2013–2018 гг. в фокус внимания ученых попали вопросы реструктуризации образовательного процесса в новых условиях, а в 2019–2023 гг. особое внимание было уделено влиянию пандемии COVID-19 на организацию и изменение содержания образовательного процесса. Установлено, что тематическая направленность исследований российских ученых и международного научного сообщества в целом различается, авторы приводят и анализируют возможные исторические причины такой разнонаправленности. Научная новизна связана с отсутствием подобных исследований в международном информационном пространстве. Практическая значимость обусловлена необходимостью в сложившейся социально-экономической ситуации привлечения внимания к существующим глобальным проблемам в образовании для планирования и координации исследовательской деятельности.
Ключевые слова
Об авторах
С. Н. СинегубовРоссия
Синегубов Станислав Николаевич – доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания
Ишим
И. К. Цаликова
Россия
Цаликова Ида Константиновна – кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания
Ишим
С. В. Пахотина
Россия
Пахотина Светлана Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания
Ишим
Н. И. Сабаева
Россия
Сабаева Надежда Ивановна – кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры естественнонаучного образования и физической культуры
Ишим
И. М. Кунгурова
Россия
Кунгурова Ирина Михайловна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных дисциплин и методик их преподавания
Ишим
Список литературы
1. Загвязинский В.И. Глобальные проблемы развития российского образования. Образование и наука. 2005;3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-problemy-razvitiya-rossiyskogo-obrazovaniya (дата обращения: 14.02.2024).
2. Бобков П.М. Глобализация и проблемы человечества. Вестник ЧелГУ. 2007;16. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalizatsiya-i-problemy-chelovechestva (дата обращения: 14.02.2024).
3. Урсул А.Д. Глобалистика и глобализационные исследования: cтановление новых интегративных направлений. Философская мысль. 2018;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/globalistika-i-globalizatsionnye-issledovaniya-ctanovlenie-novyh-integrativnyh-napravleniy (дата обращения: 18.02.2024).
4. Белова К.М., Судаков В.А. Исследование эффективности методов оценки релевантности текстов. Препринты ИПМ им. М. В. Келдыша. 2020; 68. doi:10.20948/prepr-2020-68
5. Simmons J.S. Tropical medicine and the challenge of global war. The American Journal of Tropical Medicine and Hygiene. 1947;27(1):1–9. doi:10.4269/ajtmh.1947.s1-27.1.TMs1-270010001
6. Simmons J.S. Tropical medicine and the challenge of global peace. The American Journal of Tropical Medicine and Hygiene. 1947;27(1):11–19. doi:10.4269/ajtmh.1947.s1-27.11
7. Hopkins R.F., Puchala D.J. Perspectives on the international relations of food international organization. Special Issue: The Global Political Economy of Food. 1978;32(3):581–616. doi:10.1017/S0020818300031878
8. Butler R.N., Adelman R. The Mount Sinai Medical Center, New York. Hospital Physician. 1988;24(3). Accessed February 14, 2024. https://static.ewg.org/reports/asbestos/documents/pdf/Selikoff.pdf
9. Pinfold V., Toulmin H., Thornicroft G., Farmer P., Graham T. Reducing psychiatric stigma and discrimination: evaluation of educational interventions in UK secondary schools. British Journal of Psychiatry. 2003;182:342–346. doi:10.1192/bjp.182.4.342
10. Al-Balas M., Al-Balas H.I., Jaber H.M., Obeidat K., Al-Balas H., Aborajooh E.A. Al-Taher R., Al-Balas B. Distance learning in clinical medical education amid COVID-19 pandemic in Jordan: current situation, challenges, and perspectives. BMC Medical Education. 2020;20(1):341. doi:10.1186/s12909-020-02257-4
11. Ferguson D.L. International trends in inclusive education: the continuing challenge to teach each one and everyone. European Journal of Special Needs Education. 2008;23(2):109–120. doi:10.1080/08856250801946236
12. Sommer M. Where the education system and women’s bodies collide: the social and health impact of girls’ experiences of menstruation and schooling in Tanzania. Journal of Adolescence. 2010;33(4):521–529. doi:10.1016/j.adolescence.2009.03.008
13. Pellegrino E.D. The origins and evolution of bioethics: some personal reflections. Kennedy Institute of Ethics Journal. 1999;9(1):73–88. doi:10.1353/ken.1999.0006
14. Young M. Rethinking teacher education for a global future: lessons from the English. Journal of Education for Teaching. 1998;24(1):51–62. doi:10.1080/02607479819917
15. Posch P. Changes in the culture of teaching and learning and implications for action research. Educational Action Research. 1994;2(2):153–161. doi:10.1080/0965079940020202
16. Bouchez M. High speed propulsion: a 10 years AEROSPATIALE-MATRA education contribution. Paper presented at: 9th International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference; 1999. Accessed February 20, 2023. https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0-84983099853&origin=resultslist&sort=plf-f&src=s&sid=ab5e247575e1720b2e828b4750483c62&sot=b&sdt=cl&s=TITLE-ABS-KEY%28global+challenges+school+education+educational%29&sl=61&sessionSearchId=ab5e247575e1720b2e828b4750483c62
17. Lemon A. Shifting inequalities in South Africa’s schools: some evidence from the Western Cape. South African Geographical Journal. 1999;81(2):96–105. doi:10.1080/03736245.1999.9713669
18. Frumin I., Kasprzhak A. Medium-term development of education and socialization in the Russian Federation. An expert group report. Voprosy obrazovaniya = Educational Studies Moscow. 2012;1:6– 58. (In Russ.) Accessed February 20, 2023. https://www.researchgate.net/publication/319335776_Medium_-_term_development_of_education_and_socialization_in_the_Russian_Federation_An_expert_group_report
19. Talalakina E.V. Fostering cross-cultural understanding through e-learning: Russian-American forum case study. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2010;5(3):42–46. doi:10.3991/ijet.v5i3.1290
20. Haq C., Rothenberg D., Gjerde C., Bobula J., Wilson C., Bickley L., Cardelle A., Joseph A. New world views: preparing physicians in training for global health work. Family Medicine. 2000;32(8):566–572.
21. Copland F., Garton S., Burns A. Challenges in teaching English to young learners: global perspectives and local realities. TESOL Quarterly. 2014;48(4):738–762. doi:10.1002/tesq.148
22. Davies L. Security, extremism and education: safeguarding or surveillance? British Journal of Educational Studies. 2016;64(1):1–19. doi:10.1080/00071005.2015.1107022
23. Bürgener L., Barth M. Sustainability competencies in teacher education: making teacher education count in everyday school practice. Journal of Cleaner Production. 2018;174:821–826. doi:10.1016/j.jclepro.2017.10.263
24. Quigley C.F., Herro D. “Finding the joy in the unknown”: Implementation of STEAM teaching practices in middle school science and math classrooms. Journal of Science Education and Technology. 2016;25(3):410–426. doi:10.1007/s10956-016-9602-z
25. Kushner R.F., Van Horn L., Rock C.L., Edwards M.S., Bales C.W., Kohlmeier M., Akabas S.R. Nutrition education in medical school: a time of opportunity. American Journal of Clinical Nutritio. 2014;99(5). doi:10.3945/ajcn.113.073510
26. Kryukova E., Starostenkov N., Krapotkina S., Timoshina E., Makeeva D., Yudina T. Socio-economic problems of today’s high school students in the context of reforming the educational system of the Russian Federation. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016;7(2):287–293.
27. Lisitsky D.V., Osipov A.G., Kicheev V.G., Savinykh V.N., Makarenko N.N. Dynamics of higher education paradigms in Russia (from the end of the 19th century to the beginning of the 21st century). Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017;7(3):157–175. (In Russ.) doi:10.15293/2226-3365.1703.10
28. Pevzner M.N., Sheraizina R.M., Petriakov P.A., Donina I.A., Migunova E.V., Shirin A.G. Historical stages and the modern models of children and adults territorial communities. Review of European Studies. 2015;7(9):97–111. doi:10.5539/res.v7n9p97
29. Gerasimenko V., Molchanova O. Global pressure or national identity: strategic challenges for Russian business schools. Serbian Journal of Management. 2017;12(1):133–141. doi:10.5937/sjm12-12048
30. Armstrong-Mensah E., Ramsey-White K., Yankey B., Self-Brown S. COVID-19 and distance learning: effects on Georgia State University School of public health students. Frontiers in Public Health. 2020;8:576227. doi:10.3389/fpubh.2020.576227
31. Sá M.J., Serpa S. The Covid-19 pandemic as an opportunity to foster the sustainable development of teaching in higher education. Sustainability (Switzerland). 2020;12(20):8525. doi:10.3390/su12208525
32. Lal R., Bouma J., Brevik E., et al. Soils and sustainable development goals of the United Nations: an international union of soil sciences perspective. Geoderma Regional. 2021;25:e00398. doi:10.1016/j.geodrs.2021.e00398
33. Auld E., Morris P. Science by streetlight and the OECD’s measure of global competence: a new yardstick for internationalisation? Policy Futures in Education. 2019;17(6):677–698. doi:10.1177/14782103188192
34. Томюк О.Н., Дьячкова М.А., Кириллова Н.Б., Дудчик А.Ю. Цифровизация образовательной среды как фактор личностного и профессионального самоопределения обучающихся. Перспективы науки и образования. 2019;6(42):22–434. doi:10.32744/pse.2019.6.35
35. Fedorov A., Mikhaleva G. Current trends in media and information literacy in research and scientific publications of the early 21st century. International Journal of Media and Information Literacy. 2020;5(2):153–163. doi:10.13187/ijmil.2020.2.153
36. Лялин А.М., Зозуля А.В., Еремина Т.Н., Зозуля П.В. Современные тенденции подготовки специалистов угольной промышленности. Уголь. 2020;9:50–53. doi:10.18796/0041-5790-2020-9-50-53
37. Лубков А.В. Современные проблемы педагогического образования. Образование и наука. 2020;22(3):36–54. doi:10.17853/1994-5639-2020-3-36-54
38. Сорокин П.С., Вятская Ю.А. Международная экспертная повестка в образовании: ключевые характеристики и проблемные зоны.Образование и наука. 2022;24(1);11–52. doi:10.17853/1994-5639-2022-1-11-52
39. Hanvey R.G. An attainable global perspective. The American Forum for Global Education. New York; 2004. Accessed February 14, 2024. https://docplayer.net/60696-Anattainable-global-perspective-by-robert-g-hanvey.html
40. Петровский А.Б., Проничкин С.В., Стернин М.Ю., Шепелев Г.И. Организация и управление наукой: опыт России. Труды ИСА РАН. 2018;68(4):53–73. doi:10.14357/2079027918040
41. Yip G. China’s next strategic advantage: from imitation to innovation. Cambridge: MIT Press; 2016. Accessed February 20, 2023. https://www.gbv.de/dms/zbw/844957798.pdf
42. Klees S.J. Human capital and rates of return: Brilliant ideas or ideological dead ends? Comparative Education Review. 2016;60(4):644–672. doi:10.1086/688063
Рецензия
Для цитирования:
Синегубов С.Н., Цаликова И.К., Пахотина С.В., Сабаева Н.И., Кунгурова И.М. Глобальные проблемы в образовании как объект исследования в международных базах данных (историческая перспектива). Образование и наука. 2024;26(5):90-123. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-90-123
For citation:
Sinegubov S.N., Tsalikova I.K., Pakhotina S.V., Sabaeva N.I., Kungurova I.M. Global problems in education as a research object in international databases: a historical perspective. The Education and science journal. 2024;26(5):90-123. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-90-123