Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-124-151

Аннотация

Введение. В условиях активного обсуждения необходимости развития института наставничества в России несомненный интерес представляет изучение и критический анализ опыта тех стран, где система наставничества начинающих учителей регламентирована на государственном уровне. Цель статьи – выявление особенностей функционирования системы наставничества во Франции и определение возможностей использования зарубежного опыта в условиях отечественной системы образования. Методология, методы и методики. Основными методами исследования стали анализ научно-педагогической литературы и нормативных документов в сфере образования Франции, а также опрос начинающих учителей, работающих в качестве стажеров в начальных школах Парижа. В качестве опросной методики использовалось групповое сплошное онлайн анкетирование. Результаты и научная новизна. Описана процедура доступа к профессии учителя, которая включает в себя прохождение конкурсного экзамена и необходимость проработать один год в школе в качестве «учителя-стажера» под наблюдением педагогов-наставников. Особое внимание в статье уделяется практике работы наставников во Франции, нормативному определению их статуса, функциям, требованиям к педагогам-наставникам, их профессиональной подготовке и процессу сертификации. На основе результатов опроса учителей-стажеров был составлен социальный портрет начинающего учителя во Франции, выявлены основные сложности и дефициты опрошенных, а также проанализирован их опыт взаимодействия с наставниками. Собранный материал позволил выделить преимущества французской системы профессиональной интеграции учителей и сформулировать рекомендации по подготовке педагогов-наставников в условиях отечественной системы образования. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть интересны специалистам в области сравнительной педагогики и представителям научно-педагогического сообщества, занятым в системе повышения квалификации учителей.

Об авторах

Н. В. Тихонова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Тихонова Наталия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры европейских языков и культур Института международных отношений

Казань 



Ф. Л. Ратнер
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Ратнер Фаина Лазаревна – заслуженный деятель науки Республики Татарстан, обладатель медали им. К.Д. Ушинского, доктор педагогических наук, профессор-консультант кафедры теории и практики перевода Института международных отношений

Казань



И. Я. Вергасова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Вергасова Ирина Яковлевна– кандидат филологических наук, доцент кафедры европейских языков и культур Института международных отношений

Казань



Список литературы

1. Зеер Э.Ф., Резер Т.М., Сыманюк Н.В. Трансформация функций преподавателей высшей школы в условиях неопределенности: постановка проблемы. Образование и наука. 2023;25(5):12–48. doi:10.17853/1994-5639-2023-5-12-48

2. Ратнер Ф.Л., Тихонова Н.В. Качество образования: педагогический аспект.Высшее образование в России. 2019;12:87–96. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-12-87-96

3. Valeeva R.A., Kalimullin A.M., Baklashova T.A., Latypova L.A. Novice teacher induction in Russia: management and mentoring. In: Mena J., Clarke A., eds. Teacher Induction and Mentoring. Cham: Palgrave Macmillan; 2021:1–25. doi:10.1007/978-3-030-79833-8_1

4. Айдарова E.В. Бедственное положение учителей и уход студентов-педагогов из профессии. Воспринимаемое, переживаемое и понимаемое пространство школы. Вопросы образования. 2016;2:183‒207. doi:10.17323/1814-9545-2016-2-183-207

5. Ingersoll R.M., Strong M. The impact of induction and mentoring programs for beginning teachers: a critical review of the research. Review of Education Research. 2011;81(2):201–233. doi:10.3102/0034654311403323

6. Чернявская А.П., Данилова Л.Н. Роль педагога-наставника в адаптации молодого учителя. Ярославский педагогический вестник. 2019;4(109):62–70. doi:10.24411/1813-145X-2019-10453

7. Cornu B. Teacher education in France: universitisation and professionalisation – from IUFMs to ESPEs. Education Inquiry. 2015;6(3):289–307. doi:10.3402/edui.v6.28649

8. Feuillet P., Prouteau D. De l’entrée à la sortie de l’éducation nationale. Education & Formations. 2020;101:99–124. doi:10.48464/ef-101-05

9. Марголис А.А., Аржаных Е.В., Хуснутдинова М.Р. Институционализация наставничества как ресурс профессионального развития российских педагогов. Вопросы образования. 2019;4:133–159. doi:10.17323/1814-9545-2019-4-133-159

10. Руденко И.В., Саркисова И.В. Наставничество как форма научно-методического сопровождения профессионального развития будущих педагогов. Научный вектор Балкан. 2021;5(2):15–20. doi:10.34671/SCH.SVB.2021.0502.0003

11. Воскрекасенко О.А., Варникова О.В., Константинов В.В., Пашковская С.С., Щелина Т.Т. Наставничество в системе обеспечения адаптации молодых педагогов в общеобразовательной организации. Общество: социология, психология, педагогика. 2022;9:88–95. doi:10.24158/spp.2022.9.13

12. Hobson A.J., Ashby P., Malderez A., Tomlinson P.D. Mentoring beginning teachers: what we know and what we don’t. Teaching and Teacher Education. 2009;25(1):207–216. doi:10.1016/j.tate.2008.09.001

13. Осипов П.Н. Наставничество как социально-педагогический феномен. Управление устойчивым развитием. 2023;1(44):102–108. doi:10.55421/2499992X_2023_1_102

14. Ирисметова И.И., Масалимова А.Р., Баянов Д.И. Реализация научно-методического обеспечения подготовки наставников в условиях современных предприятий. Казанский педагогический журнал. 2022;6:175–181. doi:10.51379/KPJ.2022.157.7.022

15. Дудина Е.А. Наставничество одаренных как психолого-педагогическая проблема. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2022;2(220):39–49. doi:10.23951/1609-624X-2022-2-39-49

16. Gagnon B., Goyette N. Ouellet M. La création d’un modèle d’accompagnement mentoral, d’un dispositif de développement professionnel et d’un répertoire de ressources pour soutenir le développement d’un agir compétent chez les enseignants mentors dans un centre de services scolaire. Enjeux et societe: Approches transdisciplinaires. 2022;9(2):120–149. doi:10.7202/1092843ar

17. Vivegnis I. Quelles compétences pour accompagner des enseignants débutants ? Étude multicas. Revue des sciences de l’éducation de McGill. 2020;55(2):1–21. doi:10.7202/1077970ar

18. Martineau S., Mukamurera J. Tour d’horizon des principaux programmes et dispositifs de soutien à l’insertion professionnelle en enseignement. Phronesis. 2012;1(2):45–62. doi:10.7202/1009059ar

19. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент. Профессиональное образование и рынок труда. 2019;3:4–18. doi:10.24411/2307-4264-2019-10301

20. Базарнова Н.Д. Эффективные практики педагогического наставничества в период с 1931 по 1953 гг. Гуманитарные науки и образование. 2022;13(1):7–12. doi:10.51609/2079-3499_2022_13_01_07

21. Яковлева Э.И., Красилова И.Е. Из опыта поддержки молодых педагогов в странах ЕС. Образование и наука. 2016;5(134):158–175. doi:10.17853/1994–5639–2016–5–158–175

22. Vivegnis I. La formation des mentors de futurs enseignants: comment s’y prendre? In: Raucent B., ed. Accompagner les étudiants: Rôles de l’enseignant, dispositifs et mises en oeuvre. Louvain-la-Neuve: De Boeck Supérieur; 2021:329–350. doi:10.3917/dbu.rauce.2021.01.0329

23. Deprit A., Bernal Gonzalez A., Collonval P., Van Nieuwenhoven C. Accompagner l’enseignant débutant. Identifier les tâches spécifiques de l’enseignant débutant et moduler l’accompagnement en fonction de ses besoins. Education & Formation. 2019;e-315:47–63. Accessed September 01, 2023. https://orbi.umons.ac.be/bitstream/20.500.12907/9869/1/e_315_00_Editorial_BDL03.pdf

24. Zimmermann P., Demogeot N., Metz C., Flavier E. L’aide professionnelle individualisée, un dispositif local pour prévenir le décrochage professionnel des enseignants novices. Les dossiers des sciences de l’éducation. 2021;47:121–135. Accessed September 01, 2023. https://hal.science/hal-03188367/

25. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей. Ярославский педагогический вестник. 2019;1(106):56–69. doi:10.24411/1813-145X-2019-10278

26. Ciavaldini-Cartaut S. Multimodalité numérique en situation de supervision de stage. Éducation permanente. 2016;206:61–74.

27. Gouin J.-A., Colognesi S. Supervision à distance de la gestion de classe en enseignement primaire. In: Petit M. Accompagner les stagiaires en enseignement à l’aide du numérique. Éditions JFD; 2021:58– 86.

28. Petit M., Dionne L., Brouillette L. Supervision de stage à distance: état de la recherche dans différents domaines de formation postsecondaire. Nouveaux cahiers de la recherche en éducation. 2019;21(1):96–118. doi:10.7202/1061719ar

29. Dubos M., Dejean C. Le tutorat par coenseignement pour les bénévoles en contexte associatif. Recherches en didactique des langues et des cultures. 2023;(21-1). Accessed September 01, 2023. http://journals.openedition.org/rdlc/11900

30. Baudrit A. L’investigation collaborative: de la pratique d’enquête à la collaboration à distance. Bruxelles: Peter Lang; 2023. 154 p.

31. Moussay S., Blanjoie V. Le tutorat mixte: tension entre deux logiques comme opportunité d’articulation entre activité et compétence. In: Chaliès Sébastien, Lussi Borer Valérie. Activité et compétence en tension dans le champ de la formation professionnelle en alternance. Octares Editions; 2020:82–92. Accessed September 01, 2023. https://uca.hal.science/hal-03003995/

32. Amathieu J., Chaliès S. Activités de formation des enseignants novices et trajectoire de satisfaction professionnelle: conceptualisation et illustration. Activités. 2021;18-2. doi:10.4000/activites.6670

33. Ravez C. Former à enseigner: activités, mutations, tensions. Dossier de veille de l’Ifé. 2023;143:1–40. Accessed September 01, 2023. https://veille-et-analyses.ens-lyon.fr/DA-Veille/143-mai-2023.pdf

34. Netto S., Voulgre E., Villemonteix F. Agir avec les technologies comme néo-inspecteur de l’Éducation nationale: Entre acceptations et renoncements. Le numérique à l’école primaire. 2019;87–106. doi:10.4000/books.septentrion.99472

35. Духанина Л.Н. Роль восприятия школьного лидерства в эмоциональном выгорании и приверженности школе у российских учителей. Интеграция образования. 2022;26(4):722–739. doi:10.15507/1991-9468.109.026.202204.722-739


Рецензия

Для цитирования:


Тихонова Н.В., Ратнер Ф.Л., Вергасова И.Я. Наставничество в образовании: анализ зарубежных практик и их применимость в условиях России. Образование и наука. 2024;26(5):124-151. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-124-151

For citation:


Tikhonova N.V., Ratner F.L., Vergasova I.Y. Mentoring in education: an analysis of international practices and their implementation in Russia. The Education and science journal. 2024;26(5):124-151. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-5-124-151

Просмотров: 572


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)