Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Трансформация восприятия студентами инвалидности как результат инклюзивного образования: а posse ad esse

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-167-198

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью восполнения пробелов в знаниях, связанных с осмыслением социокультурных трансформаций, происходящих в университетской среде вследствие экстенсивного развития инклюзивных технологий в вузах. Цель исследования – выявление связанных с периодом применения инклюзивного подхода трансформаций в общественном сознании студентов и определение обуславливающих их факторов. Методология, методы и методики. Исследование опирается на теоретико-методологическое представление о построении метасистемы «личность – группа – общество» в контексте усвоения личностью социального опыта. При определении эмпирической базы исследования был применен принцип единства и дифференциации с целью выявления возможных причинно-следственных связей между социально-демографическими характеристиками респондентов и формированием доминирующих настроений по отношению к решению проблем интеграции в обществе людей с инвалидностью. Сопоставление смысловых доминант отношения к инвалидам студентов, обучавшихся в 2008 году (на начальной стадии осознания необходимости применения инклюзивного подхода) и в 2023 году (на зрелой стадии, характеризующейся многолетним опытом обеспечения безбарьерности образовательной среды в вузах), позволило выявить ряд принципиальных для дальнейших качественных исследований социокультурных характеристик современного студенчества. Результаты позволили сделать вывод об отсутствии качественных изменений в общественном сознании современных студентов в отношении инвалидов, несмотря на экстенсивное развитие инклюзии в вузах, и о сохраняющихся проявлениях стигматизации обучающихся с проблемами здоровья. Выявлено негативное влияние переоценки эффекта воздействия административного фактора на инклюзивный процесс, с одной стороны, и игнорирование необходимости поддержки процессов развития общественных ценностей личности студента, с другой. Научная новизна. Исследование вносит вклад в развитие методов научной рефлексии в русле феноменологического подхода и уточняет предметную область изучения инклюзивных процессов в вузах. Практическая значимость. Материалы и выводы настоящей работы могут представлять научно-практический интерес как для исследователей, так и для организаторов инклюзивных процессов в вузах.

Об авторах

Е. С. Сахарчук
Российский государственный университет социальных технологий
Россия

Сахарчук Елена Сергеевна – доктор педагогических наук, доцент, проректор по образовательной работе,

Москва.

ResearcherID B-6256-2018.



М. Я. Руднева
Российский государственный университет социальных технологий
Россия

Руднева Марина Яковлевна – кандидат социологических наук, и. о. декана факультета социологии и журналистики, 

Москва.



Э. Р. Баграмян
Российская академия образования
Россия

Баграмян Эммануил Робертович – кандидат педагогических наук, заместитель руководителя центра развития образования,

Москва.



А. Л. Сахарчук
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Россия

Сахарчук Анна Леонидовна – студентка филологического факультета,

Москва.



Список литературы

1. Дарган А.А. Социологическая интерпретация социальной субъектности людей с инвалидностью. Знание. Понимание. Умение. 2020;2:158–161. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskaya-interpretatsiya-sotsialnoy-subektnosti-lyudey-s-invalidnostyu (дата обращения: 07.11.2023).

2. Wolfensberger W. Social role valorization: a proposed new term for the principle of normalization. Mental Retardation. 1983;21(6):234–239. Accessed September 30, 2023. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/22126271

3. Block P. Niels Erik Bank-Mikkelsen. In: Encyclopedia Britannica. 2023. Accessed November 07, 2023. https://www.britannica.com/biography/Niels-Erik-Bank-Mikkelsen

4. Гильденбрандт И.А., Никишова Е.В., Рассадина Д.С., Чечикова С.В. Инвалидность глазами общества и работодателя. Москва: Аналитический центр НАФИ, Издательский центр НАФИ; 2020. 38 с. Режим доступа: http://nafi.ru:8080/projects/sotsialnoe-razvitie/invalidnost-glazami-obshchestva-i-rabotodatelya (дата обращения: 07.11.2023).

5. Сахарчук Е.С., Баграмян Э.Р., Киселева И.А., Микрюков Д.Ю., Озерина А.А., Ульянина О.А. Факторы формирования социокультурной идентичности студентов в условиях поликонфессиональности: теологический и психолого-педагогический подходы: монография. Москва: Издательский центр Московского государственного гуманитарно-экономического университета; 2023. 176 с. Режим доступа: https://www.edscience.ru/jour/article/view/3062/1142 (дата обращения: 04.11.2023).

6. Сахарчук Е.С., Баграмян Э.Р., Киселева И.А., Сахарчук А.Л. Социальный фокус воспитательной деятельности вуза: декларация целей и практика. Образование и наука. 2022;24 (3):11–40. doi: 10.17853/1994-5639-2022-3-11-40

7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Москва: Просвещение; 1979. 90 с. Режим доступа: https://djvu.online/file/bZ3siopCdy58e (дата обращения: 04.11.2023).

8. Гусейнов А.Ш., Шиповская В.В. Молодежный экстремизм: психологические факторы риска, система профилактики и преодоления. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; 2020. 350 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D44491821 (дата обращения: 01.11.2023).

9. Reichert S. The Role of Universities in Regional Innovation Ecosystems. EUA Study. European University Association; 2019. Accessed November 03, 2023. https://eua.eu/downloads/publications/eua%20innovation%20ecosystem%20report.pdf

10. Buchholz U. Interne Hochschulkommunikation. In: Fähnrich B., Metag J., Post S., Schäfer M., eds. Forschungsfeld Hochschulkommunikation. Wiesbaden: Springer VS; 2019:141–164. doi:10.1007/978-3-658-22409-7_7

11. Борисова Н.А. [и др.] Основы инклюзивной культуры: учебное пособие. Череповец: ЧГУ; 2021. 214 с. Режим доступа: https://www.chsu.ru/upload/iblock/7f8/c0s1zvrc58ef0tkypn7wtnamcxyrn9zp/915-5_Основы%20инклюзивной%20культуры.pdf?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 04.11.2023).

12. Зайцев Д.В., Селиванова Ю.В. Инклюзивная парадигма современного образования в России: региональная специфика реализации. Гуманитарные науки. 2018;2(42):43–51. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/inklyuzivnaya-paradigma-sovremennogo-obrazovaniya-v-rossii-regionalnaya-spetsifika-realizatsii (дата обращения: 04.11.2023).

13. Utemov V., Gorbushina A. Psychological preparedness of university teachers to work in inclusion. In: Shirin A.G., Zvyaglova M.V., Fikhtner O.A., Ignateva E.Y., Shaydorova N.A., eds. International Scientific and Practical Conference Education in a Changing World: Global Challenges and National Priorities. 2021;114:332–348. doi: 10.15405/epsbs.2021.07.02.40

14. Синявская А.А. Инклюзивная культура педагога. Культурологический подход в формировании общепрофессиональных компетенций студентов: сборник научных трудов. Тольятти; 2017. С. 72–78. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fedn%3Dykebfz (дата обращения: 04.11.2023).

15. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Доступность высшего образования для инвалидов. Университетское управление: практика и анализ. 2001;27(1):363–385. Режим доступа: https://www.umj.ru/jour/article/view/209 (дата обращения: 04.11.2023).

16. Link B.G., Phelan J.C. Conceptualizing stigma. Annual Review of Sociology. 2001;27(1):363–385. doi: 10.1146/annurev.soc.27.1.363

17. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В., Зайцев Д.В., Наберушкина Э.К. Политика в сфере высшего образования инвалидов. Журнал исследований социальной политики. 2004;2(1):91–114. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-v-sfere-vysshego-obrazovaniya-invalidov (дата обращения: 01.11.2023).

18. Карасаева Л., Гордиевская Е., Кузьмина И. Социально-психологическая составляющая профессиональной реабилитации инвалидов. Врач. 2009;9:60–62. Режим доступа: http://elib.fesmu.ru/eLib/Article.aspx?id=208741 (дата обращения: 04.11.2023).

19. Лебедева C.С. Реализация социальных функций образования в условиях социальной защиты лиц с ограничениями жизнедеятельности. Развитие общего образовательного пространства государств – участников СНГ: достижения, проблемы, перспективы: материалы Международной научно-практической видеоконференции. 2015. С. 91–98. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fedn%3Dshkwua (дата обращения: 01.11.2023).

20. Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Социальная психология и общество. 2011;1:119–124. Режим доступа: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2011_n1/sps_2011_n1_39741.pdf (дата обращения: 07.11.2023).

21. Gehrau V. Anne Haage: Informationsrepertoires von Menschen mit Behinderung – Barrieren und Forderfaktoren fur die Gleichberechtigte Teilnahme an offentlichen Kommunikation. Publizistik. 2022;67(1):185–187. Accessed November 03, 2023. https://www.researchgate.net/publication/357762054_Anne_Haage_Informationsrepertoires_von_Menschen_mit_Behinderung_-_Barrieren_und_Forderfaktoren_fur_die_gleichberechtigte_Teilhabe_an_offentlicher_Kommunikation_Baden-Baden_Nomos_2021_348_Seiten

22. Reuker S., Rischke A., Kämpfe A., Schmitz B., Teubert H., Thissen A., Wiethäuper H. Inklusion im Spirtunterricht. Sportwissenschaft. 2016;46(2):88–101. Accessed November 03, 2023. https://www.researchgate.net/publication/321213686_INKLUSION_IM_SPORTUNTERRICHT

23. Karim S., Waldschmidt A. Ungehante Fahigkeiten? Behinderte Menschen zwischen Zuschreibung von Unfahigkeit und Doing Ability. Osterreichische Zeitschrift fur Soziologie. 2019;44(3):269–288. Accessed November 08, 2023. https://www.researchgate.net/publication/335874292_Ungeahnte_Fahigkeiten_Behinderte_Menschen_zwischen_Zuschreibung_von_Unfahigkeit_und_Doing_AbilityUnexpected_abilities_Persons_with_disabilities_between_ascriptions_of_inability_and_doing_ability

24. Wulf A., Reutlinger C. Rehabilitation bei Menschen mit Behinderungen. Zeitschrift für Epileptologie. 2022;35(3):230–234. Accessed November 08, 2023. https://link.springer.com/article/10.1007/s10309-022-00504-w

25. Booth T., Ainscow M. Index for Inclusion: Developing Learning and Participation in Schools. London: Centre for Studies on Inclusive Education; 2002. 106 p. Accessed November 03, 2023. https://www.semanticscholar.org/paper/Index-for-Inclusion%3A-Developing-Learning-and-in-Booth-Ainscow/dba04116b3801b0aaa6bf08773ec39f8a33e0603

26. Losada Puente L., Fiuza Asorey M., Bana Castro M. What defines inclusion in higher education institutions? Validation of an instrument based on the ‘index for inclusion’. International Journal of Disability Development and Education. 2022;69:91–105. doi: 10.1080/1034912X.2021.1992752

27. Fröhlich C. Behinderung im Kulturvergleich: Einstellungen zu Behinderung und Behinderten in Deutschland und Russland. Zurich: Zurich Open Repository and Archive, University of Zurich; 2008. 100 p. Accessed November 03, 2023. https://www.researchgate.net/publication/50915201_Behinderung_im_Kulturvergleich_Einstellungen_zu_Behinderung_und_Behinderten_in_Deutschland_und_Russland

28. Rowenskaja K.R. Das Problem der Behinderten in Deutschland und in Russland. In: Aspire to Science: materialy gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii shkol’nikov, studentov, magistrantov i aspirantov = Aspire to Science: Materials of the City Scientific and Practical Conference of Schoolchildren, Students, Undergraduates and Graduate Students. Novosibirsk: Novosibirsk State Technical University; 2017:443–445. Accessed November 03, 2023. https://www.elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Fwww%2Eelibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fedn%3Dysnvfd

29. Losada Puente L., Fiuza Asorey M., Baña Castro M. How do children value educational inclusion? Opinions from primary schools. Revista Colombiana de Educación. 2023;88:138–160. doi: 10.17227/rce.num88-13472

30. Morfeld M., Koch-Gromus U. Behinderung und Gesellschaftliche Teilnahme. Bundesgesundheitsblatt, Gesundheitsforschung, Gesundheitsschutz. 2016;59(9):1045–1047. Accessed November 03, 2023. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27558144

31. Леванова Е.А., Мудрик А.В., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Тарабакина Л.В., Звонова Е.В. Воспитание как процесс эффективного функционирования метасистемы «личность – группа – общество». Вестник Вятского государственного университета. 2020;3 (137):65–75. doi: 10.25730/VSU.7606.20.041

32. Зернова Л.П. Актуализация семейных ценностей как фактор укрепления российской государственности. Россия: тенденции и перспективы развития. 2015;10-3:207–211. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualizatsiya-semeynyh-tsennostey-kak-faktor-ukrepleniya-rossiyskoy-gosudarstvennosti (дата обращения: 01.11.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Сахарчук Е.С., Руднева М.Я., Баграмян Э.Р., Сахарчук А.Л. Трансформация восприятия студентами инвалидности как результат инклюзивного образования: а posse ad esse. Образование и наука. 2024;26(6):167-198. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-167-198

For citation:


Sakharchuk E.S., Rudneva M.Ya., Bagramyan E.R., Sakharchuk A.L. Transformation of students’ perceptions of disability as a result of inclusive education: a posse ad esse. The Education and science journal. 2024;26(6):167-198. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-6-167-198

Просмотров: 619


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)