ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-63-73
Аннотация
Статья посвящена проблеме этико-культурологической поддержки интеллектуально-творческой деятельности. Методологической основой исследования является дифференцированное осмысление отечественной нравственной культуры и аксиологический анализ ее образовательного потенциала.
Рассмотрены особенности аристократической системы нравственных качеств человека и интеллигентности, названы их важнейшие характеристики. Новизна подхода заключается в том, что аристократическая модель системы нравственных ценностей осмыслена как личностное условие продуктивной интеллектуально-творческой деятельности. Осуществлен исторический экскурс ее формирования, сформулированы функции и специфика проявления рассматриваемого типа российской поливариантной нравственной культуры, выделены объективные и субъективные условия ее становления, обоснована органичность интеллигентности для субъектов интеллектуально-творческой деятельности.
Авторы статьи считают, что воспроизводство интеллигентности в качестве одного из вариантов нравственной культуры России в настоящее время зависит как от собственного пути развития нашего народа, так и от перспектив прогресса мирового сообщества в целом. На современном этапе, когда постиндустриальная эпоха сменяется информационной и в общественной жизни ведущее место постепенно занимает информационное производство, всеобщим продуктом которого является знание и информация, появляются новые возможности для дальнейшей эволюции такого явления, как интеллигентность. Ее педагогический потенциал необходимо использовать в воспитательно-образовательном процессе.
Об авторах
А. С. ФранцРоссия
доктор культурологии, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета
О. О. Зыбина
Россия
главный специалист отдела менеджмента качества Российского государственного профессионально-педагогического университета
Список литературы
1. Анненков П. В. Замечательное десятилетие 1838–1848 // Литературные воспоминания. М.: Правда, 1989.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. СПб.: ТОО «Диамант», 1996.
3. Георгиевский А. И. Из «Воспоминаний» // Тютчев Ф. И. Стихи. Письма. Воспоминания современников. М.: Правда, 1988.
4. Гончарова Т. В. Эпикур. М.: Мол. гвардия, 1988.
5. Гусейнов А. А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Мысль, 1987.
6. Кавелин К. Д. Авдотья Петровна Елагина // Наш умственный строй. М.: Правда, 1989.
7. Материалисты Древней Греции. М.: Политиздат, 1955.
8. Ожегов С. И.,.Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
9. Розанов В. В. Религия и культура // Соч.: в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1990. 10. Толстой И. Л. Мои воспоминания. М.: Правда, 1987.
10. Франц А. Б. О русской модели блага и его будущем // Этика успеха. 1994. No 3.
11. Франц А. С. Российские нравы: истоки и реальность (азбука этического плюрализма). Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999.
Рецензия
Для цитирования:
Франц А.С., Зыбина О.О. ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ). Образование и наука. 2012;(3):63-73. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-63-73
For citation:
Frants A.S., Zybina O.O. The Refinement as the Moral Precondition for the Man’s Intellectual Creative Activity (the Historical Aspect). The Education and science journal. 2012;(3):63-73. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-3-63-73