СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация
Цель статьи – на основе анализа современных нормативных документов в области среднего профессионального образования (СПО) исуществующей практики функционирования учебных учреждений этого уровня рассмотреть проблемы данного конституционно гарантированного вида образования.
Научная новизна и результаты исследования. Обоснован отвечающий потребностям региональной экономики уровневый подход к реализации концепции профессионализации молодежи «от технологии к профессии» и созданию системы непрерывного профессионального образования. В условиях появления прикладного бакалавриата в высшей школе учреждениям СПО необходимо занять свою нишу в воспроизводстве квалифицированных кадров, стать действенным звеном, соединяющим общее и высшее образование. По мнению автора, решению этой задачи более всего соответствует организация образовательного процесса в учреждениях СПО на ступенчатой, уровневой основе, позволяющей последовательно осваивать требующиеся общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и учебные стереотипные, диагностические, творческие задачи по мере их усложнения.
Выявлены уровни и принципы формирования содержания СПО, позволяющие в рамках концепции «от технологии к профессии» выстраивать различные образовательные траектории в региональных системах непрерывного образования. Обозначены перспективы развития СПО.
Практическая значимость. Закрепление за СПО статуса профильного направления в системе непрерывного образования и разработка его содержания согласно определенным уровням, каждый из которых содержит инвариантную и вариативную части, будет способствовать эффективности процесса профессионализации подрастающего поколения и усилит взаимосвязь общей и профессиональной школы, а также обеспечит конституционные гарантии гражданам.
Об авторе
Александр Анатольевич ЛиствинРоссия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального и технологического образования Череповецкого государственного университета, Череповец (РФ).
Список литературы
1. Батышев С. Я. Блочно-модульное обучение. Москва, 1997. 258 с.
2. Беляева А. П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. С.-Петербург: Радом; Институт профтехобразования РАО, 1997. 227 с.
3. Лейбович А. Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. Москва: ИРПО, 1996. 228 с.
4. Листвин А. А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля: монография. Череповец: ЧГУ, 2009. 214 с.
5. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования [Электрон. ресурс] / Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 No 1199. Режим доступа: www.consultant.ru.
6. Энциклопедия профессионального образования / под ред. С. Я. Батышева [Электрон. ресурс]. Режим доступа: anovikov.ru/dict.htm.
Для цитирования:
Листвин А.А. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ. Образование и наука. 2015;1(3):62-70. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-62-70
For citation:
Listvin A.A. SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION: CONTENT AND IMPLEMENTATION ISSUES. The Education and science journal. 2015;1(3):62-70. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-62-70