Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 3 (2015)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 

4-28 5755
Аннотация

Цель работы состоит в том, чтобы выявить причины ухудшения качества обучения в советской и постсоветской школе и, перенимая лучший опыт стран, признанных мировыми лидерами в образовании, наметить пути выхода из сложившейся ситуации в российской системе образования. 

Методология и методы. В основу методологии проведенного автором исследования положен принцип историзма, выражающий необходимость ретроспективного изучения общественных явлений, в том числе и педагогических, в процессе их зарождения, развития и трансформации, с учетом многообразия их связей, зависимостей и опосредований. 

Методы, использованные в работе, типичны для теоретического исследования: анализ, оценка и приведение в систему эмпирического и обобщенного материала по избранной теме. Изучен большой объем научной литературы. Широко задействованы данные опубликованных международных исследований образования, в которых принимала и принимает участие наша страна (PISA, TIMSS), а также национальных изысканий, предпринятых в США, Великобритании и других государствах. Применялись методы и экспертных оценок, и непосредственных наблюдений учебного процесса в средних и высших учебных заведениях. 

Результаты. Дана общая характеристика эволюции качества отечественного образования. Выявлены факторы, оказавшие негативное воздействие на школьное обучение в различные периоды. Обозначены причины, обусловившие неудачи школьных реформ, проводившихся в СССР в 60–80 гг. и в течение двух последних десятилетий в современной России. Одновременно отмечены важные позитивные сдвиги в этой сфере, имевшие место в эти же годы. Представлены результаты международных исследований образования (PISA и TIMSS) и определено положение России среди других государств по итогам тестирования школьников, выявляющего уровень читательской, математической и естественнонаучной грамотности. 

Научная новизна. Автор с целью преодоления устоявшихся представлений и стереотипов, касающихся эволюции качества школьного обучения в нашей стране, раскрывает истинные причины, обусловившие постепенное снижение качественных показателей образования еще задолго до распада Советского Союза. Обнаружены и рассмотрены новые элементы стратегии развития образования в странах, ставших по результатам международных исследований передовыми державами в данной сфере. 

Практическая значимость. Выделены перспективные направления подготовки педагогических кадров, отвечающих по своим квалификационным характеристикам современным требованиям. Реализация практических мер в соответствии с этими направлениями и с учетом специфики регионов России будет способствовать повышению качества обучения в отечественной школе, что имеет важное стратегическое значение для будущего нашего государства. 

 

18-28 1890
Аннотация

Цель статьи – раскрыть сущность, назначение и системную последовательность реализации общего образования в его предметном содержании. 

Методы, использованные в работе: анализ литературы, теоретическое исследование и наблюдение. Их совместное применение на методологическом уровне обеспечило системный подход к определению целей общего образования и структурированию его предметного содержания. 

Результаты. Показано, что основной задачей общего образования должно стать развитие мыслительных способностей обучающихся, с помощью которых они смогут в значимых для себя ситуациях вырабатывать индивидуальные по форме, но содержательно адекватные действительности модельные представления. Предложена схема развития модельных представлений в процессе общего образования. 

Научная новизна. В качестве средства образовательной и социальной адаптации учащихся предлагается педагогическая модель осуществления общеобразовательного процесса, представляющая собой логическую последовательность формирования у учащихся все более сложных, адекватных действительности моделей. 

Практическая значимость. Описанная в статье педагогическая модель позволяет рассматривать процесс освоения общего образования в безусловном единстве его предметного содержания иформировать ушкольников компетенцию адекватного моделирования явлений и предметов окружающего мира. 

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ 

29-45 1366
Аннотация

Цель изложенного в статье исследования заключалась в выявлении перспективных направлений развития экологического образования в средней общеобразовательной школе и обосновании необходимости безотлагательного решения проблемы формирования у учащихся ноосферного представления о мире. 

Методика. В работе использовались логико-методологический и историко-методологический анализ некоторых понятий и ключевых положений ноосферного учения; теоретический анализ и концептуальный синтез философской, психологической, педагогической и социологической литературы; анализ действующих программ, учебников естественных дисциплин средней школы; моделирование содержания естественнонаучного образования. 

Результаты. На основе философского и психолого-педагогического анализа понятия «мировоззрение» и оценки перспектив развития человеческой цивилизации доказывается необходимость комплексного подхода к развитию экоцентрического экологического сознания и формированию ноосферного мировоззрения у школьников. Представлена структура такого мировоззрения, определены составляющие его моральную основу принципы и этические нормы, которые требуется освоить учащимися общеобразовательных учреждений. 

Научная новизна. Дано определение ноосферного мировоззрения, показаны его структура и основные каналы формирования: когнитивный (трансляция знаний о мире и человеке), перцептивный (вовлечение в образовательный процесс эмоций и чувств) и практический (включение личности в социально-значимую, природосообразную, созидательную деятельность). 

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных автором результатов, во-первых, при моделировании экологического образования в общеобразовательных школах; во-вторых, в практической работе учителей и педагогов дополнительного образования; в-третьих, для разработки учебных программ и учебных пособий, способствующих распространению знаний об экологии, целостности Вселенной, ноосферной этике, важности для сохранения цивилизации природосообразного отношения человека к окружающему миру. 

 

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ 

46-61 1160
Аннотация

Цель статьи – представить опыт организации самостоятельной компетентностно-ориентированной работы студентов при изучении графических дисциплин в Ижевском государственном техническом университете им. М. Т. Калашникова. 

Методы и результаты. На основе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта предложена технология организации самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов бакалавриата, нацеленной на индивидуализацию и профессиональную ориентацию. На всех этапах осуществления самостоятельной работы использовался один из основных методов квалиметрии (науки об измерении и оценке качества любых объектов и процессов) – метод групповых экспертных оценок, позволяющий выявить составляющие инженерно-графической компетенции, установить критерии и показатели оценки уровня ее сформированности, провести экспертизу предлагаемых студентам заданий. 

Научная новизна. Разработаны критериально-оценочные процедуры для определения уровня сформированности инженерно-графической компетенции у студентов в ходе их работы при изучении графических дисциплин в техническом вузе. Установлено, что активизация профессионально-ориентированной самостоятельной работы за счет ее индивидуализации позволяет существенно повысить эффективность процесса формирования инженернографической компетенции и значительно улучшить его результаты. 

Практическая значимость. Спроектированы и содержательно наполнены профессионально-ориентированные образовательные траектории самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов. Обучение по данным траекториям в настоящее время реализуется в Ижевском государственном техническом университете им. М. Т. Калашникова на направлении «Приборостроение». 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 

62-70 2365
Аннотация

Статья отозвана

Цель статьи – на основе анализа современных нормативных документов в области среднего профессионального образования (СПО) исуществующей практики функционирования учебных учреждений этого уровня рассмотреть проблемы данного конституционно гарантированного вида образования. 

Научная новизна и результаты исследования. Обоснован отвечающий потребностям региональной экономики уровневый подход к реализации концепции профессионализации молодежи «от технологии к профессии» и созданию системы непрерывного профессионального образования. В условиях появления прикладного бакалавриата в высшей школе учреждениям СПО необходимо занять свою нишу в воспроизводстве квалифицированных кадров, стать действенным звеном, соединяющим общее и высшее образование. По мнению автора, решению этой задачи более всего соответствует организация образовательного процесса в учреждениях СПО на ступенчатой, уровневой основе, позволяющей последовательно осваивать требующиеся общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и учебные стереотипные, диагностические, творческие задачи по мере их усложнения. 

Выявлены уровни и принципы формирования содержания СПО, позволяющие в рамках концепции «от технологии к профессии» выстраивать различные образовательные траектории в региональных системах непрерывного образования. Обозначены перспективы развития СПО. 

Практическая значимость. Закрепление за СПО статуса профильного направления в системе непрерывного образования и разработка его содержания согласно определенным уровням, каждый из которых содержит инвариантную и вариативную части, будет способствовать эффективности процесса профессионализации подрастающего поколения и усилит взаимосвязь общей и профессиональной школы, а также обеспечит конституционные гарантии гражданам. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

71-86 1651
Аннотация

Целью статьи является обсуждение актуальной проблемы современности– подросткового июношеского вандализма– ивозможностей его профилактики на основе особенностей структуры ценностей этого возраста. 

Методы и методики. В ходе исследования применялись психодиагностические методики: ценностный опросник Ш. Шварца и опросник «Мотивы вандального поведения» И.В.Воробьевой, О.В.Кружковой, С.А.Остриковой, а также метод теоретического моделирования. 

Результаты. Показано, что вандализм, который достаточно распространен в молодежной среде, может быть результатом не только девиантных наклонностей личности, но и следствием рассогласования ее индивидуальных ценностей и предъявляемых социумом требований к нравственным ориентирам. Среди 832 подростков и юношей, принявших участие в комплексных психологических исследованиях, были выделены и изучены четыре группы респондентов: с согласованной системой просоциальных ценностных ориентаций, рассогласованной (деформированной), деструктивной (антагонистической) системами ценностей и c согласованной асоциальной системой ориентаций. На основании психологических характеристик этих групп и описания генезиса вандального поведения разработана модель профилактики и предупреждения данного явления. В модели учитываются аксиологическая регуляция активности (ценностная детерминация любого поведенческого акта, действия, деятельности), степень индивидуальной устойчивости системы ценностных ориентаций; возможна дифференциация глубины психологических воздействий и их вариативность при выборе профилактических форм и методов. Сформированы рекомендации и описаны направления психологической работы, наиболее адекватные для каждой из выделенных групп молодежи. 

Научная новизна. В предлагаемой авторами модели, где личностные ценности рассматриваются как динамическая система, реализуется принципиально новый подход к профилактике и предотвращению вандализма: модель ориентирует не столько на санкционные мероприятия, сколько на технологии психологических воздействий на проблемную личность и формирование у нее устойчивой просоциальной стратегии поведения. 

Практическая значимость. Использование описанной модели при проектировании воспитательной работы в учебных заведениях позволит оптимизировать усилия педагогов, администрации и родителей, поскольку предусматривает возможность проведения точечных мероприятий по профилактике деструктивного поведения учащихся с учетом особенностей их ценностной сферы и индивидуальных особенностей в проявлении активности. 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ 

87-105 1415
Аннотация

Цель. В статье обосновывается необходимость подготовки будущих учителей к использованию в предстоящей профессиональной деятельности дистанционных образовательных технологий (ДОТ), внедрение которых в учебный процесс способствует повышению качества образования. 

Методы и методики. На основе анализа и обобщения многочисленных научных публикаций создана авторская методика подготовки студентов педагогических специальностей к работе в информационно-образовательной среде. 

Результаты. Разработана иописана система обучения применению ДОТ в преподавательской деятельности, состоящая из следующих направлений: реализация в рамках основной образовательной программы специализированных учебных курсов в вариативной части учебного плана; организация учебной и научно-исследовательской деятельности студентов с использованием ДОТ; аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов по проектированию учебно-методических материалов на основе ДОТ; применение элементов ДОТ в период педагогической практики; привлечение студентов к формированию фонда мультимедийных образовательных ресурсов университета. Указаны цели, содержание и ожидаемые результаты каждого направления. 

Научная новизна. Несмотря на обилие научно-информационных источников о ДОТ и достаточно высокую степень изученности вопросов их эффективности в учебной деятельности, условий внедрения этих технологий в вузе, построения моделей дистанционного обучения, конкретных научно обоснованных методических рекомендаций для будущих педагогов по применению ДОТ в отечественной литературе до сих пор нет. Авторы статьи попытались восполнить этот пробел. 

Практическая значимость. Изложенная в статье целенаправленная, поэтапная, последовательная подготовка будущих педагогов к эффективному использованию ДОТ позволяет рационализировать процессы преподавания и обучения, усовершенствовать средства мониторинга, диагностики образовательной деятельности, значительно расширяет дидактические, информационные, методические и технологические возможности учебного процесса. 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

106-119 1170
Аннотация

Цели статьи – анализ основных дисфункций наградных институтов России в сфере образования и науки и поиск инструментов их нивелирования, в том числе на основе опыта зарубежных стран. 

Методика и методы. Автор использовал адаптированный из экономики неоинституциональный подход к решению рассматриваемой проблемы, методы сравнительного и кросс-национального анализа и классификации. 

Результаты. Представлены итоги социологического изучения системы государственных наград в сфере образования и науки. Определены основные условия нематериального поощрения работников научно-образовательной области в современной России в сравнении с другими странами, в том числе с государствами постсоветского пространства. Рассмотрены как официально установленные правила, так и иные требования к кандидатам на получение государственных знаков отличия, соблюдающиеся с советского периода. Перечислены функции наградных институтов и основные факторы, влияющие на восприятие наград в современном обществе. 

Научная новизна. Критический анализ действующих норм отечественного законодательства, регулирующих порядок (процедуры) награждения позволил выявить основные недостатки отечественного института государственных наград: размытость оценочных суждений при рассмотрении деяний претендента на награду, отсутствие четкой иерархии государственных наград и количественных показателей при измерении заслуг и результатов деятельности, утрату ценности наград в глазах общества и отдельных граждан и др. Предложены пути решения выявленных проблем. В частности, автор считает, что необходимо создание системы стимулов, рассчитанных не только на отдаленную перспективу (например, по достижении пенсионного возраста), но и на текущий трудовой период; причем вознаграждения должны быть достаточным импульсом для профессионалов и основываться на признании достижений в первую очередь коллегами (внутри самой профессии), а не посторонними. Нужна разработка количественных показателей для оценки деятельности работников образования и науки. Введение структурированных требований к деятельности сделает объективным процесс представления к государственным наградам и сформирует эталоны профессиональной деятельности. Следует снизить цензы по наличию определенного стажа и снять некоторые другие ограничения для государственных поощрений. 

Практическая значимость. Устранение дисфункций российских наградных институтов позволит вернуть им функцию удержания в сфере образования и науки наиболее ценных кадров, привлечь в данную область деятельности свежие творческие силы, создать ориентиры профессионального роста для работающих педагогов и ученых, сформировать в сознании потенциальных работников представления о высокой социальной ценности и значимости профессиональной деятельности в сфере образования и науки. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

120-129 1811
Аннотация

Цель. В статье рассматриваются возможности применения кейс-технологий в учебном процессе вуза и доказывается эффективность и перспективность данного метода при обучении будущих специалистов-профессионалов. 

Методы. При описании истории развития case-study и его дидактических возможностей использовались ретроспективный и реферативный анализ научно-теоретической и практической литературы. В процессе опытно-экспериментальной работы измерительным инструментом динамики познавательной активности студентов, изменений уровня их знаний и умений были тестовые материалы. 

Результаты и научная новизна. Показан путь становления понятия «кейстехнология»; приводятся примеры различных подходов к пониманию данного метода; описан авторский опыт исследования данной проблемы, в частности выделены этапы работы с кейсом. Опытно-экспериментальным путем доказывается, что кейс-технологии не только помогают закрепить предметные знания, обрести профессиональные компетенции, но и способствуют развитию креативного мышления, формируют навыки поведения в коллективе, умения действовать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать, вести диалог, задавать вопросы, оперировать своими знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы. Кроме того, во время работы с кейсом студенты учатся самостоятельным способам пополнения своих знаний, что необходимо современному профессионалу в постоянно меняющихся экономических и социальных реалиях. 

Кейс-метод раскрывает творческий потенциал, учит думать и действовать по-иному не только студентов, но и педагога. Этот метод способствует демократизации учебного процесса, формированию у преподавателей прогрессивного мышления, повышает мотивацию педагогической деятельности. 

Практическая значимость. Даны рекомендации по использованию кейстехнологий в учебном процессе вуза. 

ДИСКУССИИ 

130-143 2043
Аннотация

Цель. Автор статьи размышляет о кризисе высшего профессионального образования и науки в области социально-гуманитарного знания; выявляет глобальные и локальные проявления этого кризиса и причины низкой активности и продуктивности научной деятельности в отечественных вузах. 

Методы исследования. В работе использованы теоретические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, методы сравнения и классификации, экстраполяции и моделирования, а также эмпирический метод включенного наблюдения. 

Результаты. Показано, что локальные проявления кризиса науки и логического мышления в российской высшей школе связаны с «человеческим фактором». Попытки «перековать» преподавателей вузов в «научно-педагогические кадры» не обеспечиваются надлежащими условиями для научной деятельности и должными механизмами оплаты труда. Рассмотрены причины низкой эффективности научно-исследовательской работы (НИР): формализация данной деятельности, отсутствие у большинства преподавателей познавательного интереса, антинаучный цинизм, профессиональный пессимизм, игнорирование тенденций виртуализации и коммерциализации науки и образования и др. Обозначены специфические особенности организации и реализации НИР в российских вузах, в частности ее дополнительный и ненормированный характер по отношению к основному учебному поручению и/или менеджерским обязанностям работников образовательного учреждения. Преподавателю помимо лекционной и прочей традиционной учебной нагрузки вменяются новые обязанности – научное промоутерство совместно с маркетингом образовательных услуг организации-работодателя и рекрутингом абитуриентов в течение круглогодичных профориентационных кампаний. 

Научная новизна. Доказывается необходимость смены модели субъекта познания с неклассической, где господствует корпоративный субъект, опирающийся на общие способы и коллективные нормы научной деятельности, на постнеклассическую – индивидуализированную, в которой субъект обладает собственным способом мышления, собственным языком, что и позволяет ему создавать новое знание. Однако появление такого исследователя осложнено многими препятствиями. 

Вводится понятие «научная логистика» – продвижение результатов исследований в виртуальном и реальном жизненном пространстве с целью получения дивидендов в материальной или символической формах. По мнению автора, в науке происходит «логистический поворот»: меняется смысл познания, которое теперь состоит не столько в поиске истины, сколько в поиске конъюнктурного спроса на информацию и ее возможных потребителей. Успешная научная логистика, измеряемая наукометрическими количественными показателями и их доходностью в виде исчисляемого прямого коммерческого эффекта, выполняет имиджевую функцию НИР, обеспечивая повышение индивидуальных и корпоративных статусных позиций. Вместе с тем эти перемены могут обернуться (и оборачиваются) завуалированной подменой истинного научного творчества, превращением его в формальное производство «псевдонаучного спама». 

Практическая значимость работы заключается в прогнозировании развития и возможных путей совершенствования НИР в российских вузах, в том числе за счет новой формы рабочего соглашения с преподавательскими кадрами – «эффективного контракта», обоснования его предполагаемых сильных сторон и объективных ограничений. 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА 

144-155 1344
Аннотация

Публикация посвящена концептуально-теоритическим проблемам лицейского образования, которое представлено прежде всего как явление культуры. Культурологический подход к педагогической деятельности способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, основанному на подлинности чувств и отношений. 

Цель работы – выявить сущностные характеристики лицейского образовательного пространства, его ценности, идеалы и задачи, а также синергетический потенциал в инновационном развитии всей образовательной отрасли. 

Методология и методы исследования. С позиций демократических завоеваний и глобальных вызовов времени выполнен историко-культурный и педагогический анализ лицейского образования. 

Результаты исследования имеют эвристическую ценность. Показано, что создание новых лицеев должно быть направлено не столько на воспроизведение универсальных форм и методов обучения и воспитания, сколько на поиск способов выявления и развития особенного, исключительного в каждом ребенке и подростке. В авторском понимании лицеи должны быть центрами концентрации и рефлексии инновационного опыта. 

Рассмотрена проблема личностной идентификации в культурных процессах и системе общественных отношений. Анализируются лицейские традиции, которые обеспечивают становление неординарной личности, формируют культуру и научное мышление, основы философской герменевтики в понимании современной жизни, умения применять контекстный подход при осмыслении противоречивых процессов и явлений в окружающем мире. 

Научная значимость. Обсуждается необходимость изучения специфики лицейского образования и научного обоснования педагогической деятельности в лицеях. Дано определение этого вида образования, выделены его особенности. Описаны технологии подготовки профессиональных и социальных лидеров. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы аргументированно разграничивают такие виды учебных учреждений, как школа с углубленным изучением отдельных предметов и лицей, чей функционал намного шире. Проведенный анализ реальной практики создания лицеев позволяет обозначить перспективы этого вида образования и показать его значимость для успешного существования и развития современного общества. 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ 

156-164 1387
Аннотация

Цель статьи – показать назревшую необходимость формирования у студентов вузов, чьи специальности не связаны со спортом, стойкой мотивации занятиями физкультурой и навыков здорового образа жизни. 

Методы. Для выяснения, какое место занимает здоровье в системе ценностей современных студентов и каковы могут быть основные мотивы здорового образа жизни студенческой молодежи, авторами было проведено социологическое исследование, в ходе которого использовались опрос и анкетирование. Для обработки результатов исследования применялся стандартный компьютерный статистический анализ. 

Научная новизна и результаты. Дано современное толкование термина «физическая культура». Авторы настаивают и доказывают, что это не просто прикладной аспект образования, помогающий добиться высокого качества здоровья человека и приобрести компетенции в профессиональном спорте, но и наука о способах и технологиях достижения гармонии личностного развития, обеспечивающих успешную подготовку к работе по выбранной специальности. Данные социологического исследования демонстрируют стереотипные представления студентов о физической культуре как способе улучшения работы мышц и увеличении их массы и полное отсутствие понимания, что деятельность мышц отражается на эмоционально-образном мышлении, без которого невозможно успешное усвоение современных научных знаний, активная жизнедеятельность, успешное претворение в жизнь личных и профессиональных планов. Выявлена главная причина недостатка умений и навыков у студентов в организации здорового образа жизни, поддержании в порядке своего самочувствия – низкая валеологическая грамотность родителей, школьных педагогов, воспитателей и преподавателей вузов. 

Практическая значимость. Материалы исследования в очередной раз подтверждают, что система массовой физической культуры нуждается в концептуальном реформировании, требуется в том числе и пересмотр места и роли одноименной дисциплины в высшей школе. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)