Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ДЕФОРМАЦИЯХ И ДЕСТРУКЦИЯХ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-71-86

Полный текст:

Аннотация

Целью статьи является обсуждение актуальной проблемы современности– подросткового июношеского вандализма– ивозможностей его профилактики на основе особенностей структуры ценностей этого возраста. 

Методы и методики. В ходе исследования применялись психодиагностические методики: ценностный опросник Ш. Шварца и опросник «Мотивы вандального поведения» И.В.Воробьевой, О.В.Кружковой, С.А.Остриковой, а также метод теоретического моделирования. 

Результаты. Показано, что вандализм, который достаточно распространен в молодежной среде, может быть результатом не только девиантных наклонностей личности, но и следствием рассогласования ее индивидуальных ценностей и предъявляемых социумом требований к нравственным ориентирам. Среди 832 подростков и юношей, принявших участие в комплексных психологических исследованиях, были выделены и изучены четыре группы респондентов: с согласованной системой просоциальных ценностных ориентаций, рассогласованной (деформированной), деструктивной (антагонистической) системами ценностей и c согласованной асоциальной системой ориентаций. На основании психологических характеристик этих групп и описания генезиса вандального поведения разработана модель профилактики и предупреждения данного явления. В модели учитываются аксиологическая регуляция активности (ценностная детерминация любого поведенческого акта, действия, деятельности), степень индивидуальной устойчивости системы ценностных ориентаций; возможна дифференциация глубины психологических воздействий и их вариативность при выборе профилактических форм и методов. Сформированы рекомендации и описаны направления психологической работы, наиболее адекватные для каждой из выделенных групп молодежи. 

Научная новизна. В предлагаемой авторами модели, где личностные ценности рассматриваются как динамическая система, реализуется принципиально новый подход к профилактике и предотвращению вандализма: модель ориентирует не столько на санкционные мероприятия, сколько на технологии психологических воздействий на проблемную личность и формирование у нее устойчивой просоциальной стратегии поведения. 

Практическая значимость. Использование описанной модели при проектировании воспитательной работы в учебных заведениях позволит оптимизировать усилия педагогов, администрации и родителей, поскольку предусматривает возможность проведения точечных мероприятий по профилактике деструктивного поведения учащихся с учетом особенностей их ценностной сферы и индивидуальных особенностей в проявлении активности. 

 

Об авторах

Ирина Владимировна Воробьева

Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, конфликтологии и управления Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург (РФ).



Ольга Владимировна Кружкова

Россия

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой акмеологии и менеджмента Уральского государственного педагогического университета, Екатеринбург (РФ). 



Список литературы

1. Ватова Л. С. Социально-психологический феномен молодежного вандализма // Среднее профессиональное образование. 2009. No 3. С. 25–26.

2. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Возможности диагностики мотивов вандального поведения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. Вып. 15, No 42 (259). 2011. С. 35–40.

3. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Проблема рассогласования ценностных ориентаций подростков и юношей в контексте вандального поведения // Конфликтогенность современности: коллективная монография. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. С. 6–31.

4. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Психология вандального поведения: монография. Екатеринбург, 2015. 322 с.

5. ВоробьеваИ.В., КружковаО.В.Роль ценностно-поведенческих деформаций в мотивационной готовности подростка к вандальному поведению // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Психология. 2013. Т. 6. No 4. С. 46–52.

6. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Ценностные ориентации подростка как предпосылка к совершению вандальных действий // Развитие личности: материалы международного научно-практического семинара «Личность в современном мире: быть или казаться?», 12 апреля 2013 г. / отв. ред. П. Ф. Дик. Костанай: КИнЭУ им. Дулатова, 2013. С. 57–63.

7. Воробьева И. В., Шахматова О. Н. Психотехнологии развития личности: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Рос. гос. проф.пед. ун-т, 2011. 170 с.

8. Карабущенко П. Л. Вандализм как культурно-исторический феномен // Гуманитарные исследования. 2011. No 4 (40). С. 12–20.

9. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. С.-Петербург: Речь, 2004. 72 с.

10. СкороходоваА.С.Вандализм // Социологический журнал. 1999. No 3–4. С. 53–88.

11. Уголовный кодекс (УК РФ) // Информационно-правовой портал «Гарант». Режим доступа: http://base.garant.ru/10108000/ (дата обращения: 20.02.2015).

12. Bandaranaike S. Graffiti: A Culture of Aggression or Assertion? The Character, Impact and Prevention of Crime in Regional Australia. Australian Institute of Criminology, Townsville. 2001. 17 p.

13. Brighenti A. M. At the Wall: Graffiti Writer s, Urban Territoriality, and the Public Domain. Space and Culture. 2010. Vol. 13 (3). P. 315–332.

14. Goldstein A. The psychology of vandalism. New York: Plenum Press, 1996. 296 p.

15. Hope T. Preventing vandalism: the experience of an action research project // C. Levy-Leboyer (Ed.). Vandalism: Behavior and motivation. Amsterdam: Elsevier science publishers, 1984. P. 335–344.

16. Skogan W. G. Disorder and Decline: Crime and the Spiral of Decay in American Neighbourhoods. New York: Free Press. 1990. 218 p.

17. Thompson K., Offler N., Hirsch L., Every D., Thomas M. J., Dawson D. From broken windows to a renovated research agenda: A review of the literature on vandalism and graffiti in the rail industry. Transportation Research Part A: Policy and Practice. No 46 (8). 2012. P. 1280–1290.

18. Vorobyeva I. V., Kruzhkova O. V. Parent-child relationship and the development of a child’s vandal activity. Abstracts of 28th International Congress of Applied Psychology. 8–13.07.2014, Paris. https://b-com.mci-group.com/Abstract/ Statistics/AbstractStatisticsViewPage.aspx? AbstractID=184410 (дата обращения 11.11.2014).


Для цитирования:


Воробьева И.В., Кружкова О.В. МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИКИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВАНДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ДЕФОРМАЦИЯХ И ДЕСТРУКЦИЯХ ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2015;1(3):71-86. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-71-86

For citation:


Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V. THE MODEL OF PREVENTION OF VANDAL BEHAVIOR PROVIDED BY THE DEFORMATIONS AND DESTRUCTIONS OF VALUABLE SPHERE OF YOUTH. The Education and science journal. 2015;1(3):71-86. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-71-86

Просмотров: 1092


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)