Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-87-105

Полный текст:

Аннотация

Цель. В статье обосновывается необходимость подготовки будущих учителей к использованию в предстоящей профессиональной деятельности дистанционных образовательных технологий (ДОТ), внедрение которых в учебный процесс способствует повышению качества образования. 

Методы и методики. На основе анализа и обобщения многочисленных научных публикаций создана авторская методика подготовки студентов педагогических специальностей к работе в информационно-образовательной среде. 

Результаты. Разработана иописана система обучения применению ДОТ в преподавательской деятельности, состоящая из следующих направлений: реализация в рамках основной образовательной программы специализированных учебных курсов в вариативной части учебного плана; организация учебной и научно-исследовательской деятельности студентов с использованием ДОТ; аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов по проектированию учебно-методических материалов на основе ДОТ; применение элементов ДОТ в период педагогической практики; привлечение студентов к формированию фонда мультимедийных образовательных ресурсов университета. Указаны цели, содержание и ожидаемые результаты каждого направления. 

Научная новизна. Несмотря на обилие научно-информационных источников о ДОТ и достаточно высокую степень изученности вопросов их эффективности в учебной деятельности, условий внедрения этих технологий в вузе, построения моделей дистанционного обучения, конкретных научно обоснованных методических рекомендаций для будущих педагогов по применению ДОТ в отечественной литературе до сих пор нет. Авторы статьи попытались восполнить этот пробел. 

Практическая значимость. Изложенная в статье целенаправленная, поэтапная, последовательная подготовка будущих педагогов к эффективному использованию ДОТ позволяет рационализировать процессы преподавания и обучения, усовершенствовать средства мониторинга, диагностики образовательной деятельности, значительно расширяет дидактические, информационные, методические и технологические возможности учебного процесса. 

Об авторах

Татьяна Алексеевна Бороненко

Россия

октор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и вычислительной математики Санкт-Петербургского государственного университета им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург (РФ). 



Вера Сергеевна Федотова

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики Санкт-Петербургского государственного университета им. А. С. Пушкина, Санкт-Петербург (РФ). 



Список литературы

1. Бондарева С. Г. Педагогические условия организации дистанционного обучения в процессе подготовки будущих учителей (на примере курса «История зарубежной педагогики»): дис. ... канд. пед. наук. Барнаул: РГБ, 2003. 157 с.

2. Вержбицкий В. В. Дистанционное образование в России и за рубежом: информационно-аналитический аспект. Москва: Альфа, 2001. 78 с.

3. Власова И. М. Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов колледжа с использованием дистанционных технологий: на примере учебной дисциплины «Информатика»: дис. ... канд. пед. наук. Москва: РГБ, 2007. 198 с.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020годы (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. No 295 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm/.

5. Громова Т. В. Теория и технология подготовки преподавателей вуза к деятельности в системе дистанционного обучения: дис. ... д-ра. пед. наук. Тольятти: РГБ, 2011. 393 с.

6. Долгосрочная целевая программа «Развитие электронного и дистанционного обучения в Ленинградской области на 2013–2015 годы» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: edu.sbor.net›sites/default/files/sogl_0.pdf/.

7. Дудышева Е. В., Макарова О. Н., Пак Н. И. Обучение студентов дистанционным технологиям с помощью дистанционных технологий // Открытое и дистанционное образование. 2011. Т. 4. С. 49–53.

8. КожуховК.Ю.Педагогическая модель применения дистанционных технологий в процессе формирования методической компетентности будущего учителя: на материале дисциплины «Теория и методика обучения иностранным языкам»: дис.... канд. пед. наук. Курск: РГБ, 2008. 184 с.

9. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/194365/.

10. Корякина А. Л. Формирование профессиональных компетенций преподавателей вузов в области дистанционного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. С.-Петербург, 2007. 26 с.

11. Кулагина Ю. А. Модель подготовки будущих педагогов профессионального обучения к использованию дистанционных образовательных технологий в профессиональной деятельности // Открытое и дистанционное образование, 2013. No 2 (50). С. 68–74.

12. КулешоваГ.М.Содержание иорганизация индивидуальной деятельности учащихся в дистанционном обучении: дис. ... канд. пед. наук. Москва: РГБ, 2009. 240 с.

13. Ломовцева Н. В. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию дистанционных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: РГБ, 2009. 208 с.

14. Ломовцева Н. В., Чубаркова Е. В., Карасик А. А. Формирование готовности преподавателей вуза к использованию информационно-образовательной среды в своей деятельности // Образование и наука. 2013. No 3. С. 111–121.

15. Майорова С. Н. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 25 с.

16. Макарчук Т.А. Применение дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике (на примере экономических и энергетических специальностей классического университета): дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск: РГБ, 2004. 175 с.

17. Маняхина В. Г. Организация внеаудиторной самостоятельной работы будущих учителей информатики в условиях применения сетевых дистанционных образовательных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Москва: РГБ, 2009. 181 с.

18. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Реализация принципов праксиологического подхода в процессе организации исследовательской деятельности студентов (на примере дисциплин математического цикла) // Альманах современной науки и образования. 2010. No 9. С. 112–116.

19. ПолатЕ.С.Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва: Академия, 2006. 400 c.

20. Половинкина В. В. Педагогическая модель организации дистанционного образования в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород: РГБ, 2010. 169 с.

21. Реймер В. В. Дистанционное обучение в современном образовании // Профессиональное образование в условиях ДО. Достижения, проблемы, перспективы. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.conf.muh.ru/ 090301/thesis_Reimer.htm/.

22. Рулиене Л. Н. Дистанционное обучение: сущность, проблемы, перспективы. Улан-Удэ: Бурятский госуниверситет, 2010. 270 с.

23. Стариков С. А. Обучение педагогическим дисциплинам студентов вуза на основе дистанционных технологий: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: РГБ, 2007. 212 с.

24. Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Педагогическое образования» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/5/.

25. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/.

26. Шульмина Р. В. Организационно-педагогические условия внедрения дистанционных технологий в образовательный процесс вуза: дис.... канд. пед. наук. Тула: РГБ, 2003. 170 с.

27. Яриков В. Г. Дидактические условия развития дистанционного образования в информационном пространстве педагогического университета: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград: РГБ, 2002. 223 с.


Рецензия

Для цитирования:


Бороненко Т.А., Федотова В.С. НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПРАКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА). Образование и наука. 2015;1(3):87-105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-87-105

For citation:


Boronenko T.A., Fedotova V.S. DIRECTIONS OF PREPARATION OF FUTURE TEACHERS TO THE USE OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY (PRAXIOLOGICAL ASPECT OF THE ACTIVITY APPROACH). The Education and science journal. 2015;1(3):87-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-87-105

Просмотров: 1394


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)