ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-144-155
Аннотация
Публикация посвящена концептуально-теоритическим проблемам лицейского образования, которое представлено прежде всего как явление культуры. Культурологический подход к педагогической деятельности способствует духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, основанному на подлинности чувств и отношений.
Цель работы – выявить сущностные характеристики лицейского образовательного пространства, его ценности, идеалы и задачи, а также синергетический потенциал в инновационном развитии всей образовательной отрасли.
Методология и методы исследования. С позиций демократических завоеваний и глобальных вызовов времени выполнен историко-культурный и педагогический анализ лицейского образования.
Результаты исследования имеют эвристическую ценность. Показано, что создание новых лицеев должно быть направлено не столько на воспроизведение универсальных форм и методов обучения и воспитания, сколько на поиск способов выявления и развития особенного, исключительного в каждом ребенке и подростке. В авторском понимании лицеи должны быть центрами концентрации и рефлексии инновационного опыта.
Рассмотрена проблема личностной идентификации в культурных процессах и системе общественных отношений. Анализируются лицейские традиции, которые обеспечивают становление неординарной личности, формируют культуру и научное мышление, основы философской герменевтики в понимании современной жизни, умения применять контекстный подход при осмыслении противоречивых процессов и явлений в окружающем мире.
Научная значимость. Обсуждается необходимость изучения специфики лицейского образования и научного обоснования педагогической деятельности в лицеях. Дано определение этого вида образования, выделены его особенности. Описаны технологии подготовки профессиональных и социальных лидеров.
Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы аргументированно разграничивают такие виды учебных учреждений, как школа с углубленным изучением отдельных предметов и лицей, чей функционал намного шире. Проведенный анализ реальной практики создания лицеев позволяет обозначить перспективы этого вида образования и показать его значимость для успешного существования и развития современного общества.
Об авторах
Леонид Израилевич ЛурьеРоссия
доктор педагогических наук, профессор, директор общеобразовательного лицея No 1 г. Перми, заведующий кафедры теории иметодики профессионального образования Пермского военного института внутренних войск МВД РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования 2001 года, Пермь (РФ).
Михаил Леонидович Лурье
Россия
кандидат педагогических наук, преподаватель математики на английском языке общеобразовательного лицея No 1 г. Перми, доцент кафедры теории и методики обучения математике Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, Пермь (РФ).
Список литературы
1. Пушкин А. С. Сочинения: в 3 т. Т. 1. Стихотворения. Сказки. Руслан и Людмила: поэма. Москва: Художественная литература, 1985. 735 с.
2. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.
3. Langston Hughes. Essays on Art, Race, Politics, and World Affairs (The Collected Works of Langston Hughes No 9). Published May 1st 2002 by University of Missouri. 648 p.
4. Webster’s New World Dictionary, Third College Edition, Copyright © by Simon & Schuster, Inc. Forth printing. 1989. 1574 p.
Рецензия
Для цитирования:
Лурье Л.И., Лурье М.Л. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЦЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Образование и наука. 2015;1(3):144-155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-144-155
For citation:
Lurye L.I., Lurye M.L. LYCEUM EDUCATION IN CONTEMPORARY RUSSIA. The Education and science journal. 2015;1(3):144-155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-3-144-155