Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Исследование факторов активизации научно-исследовательской работы студентов с использованием процесса итеративной экспертизы

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-44-69

Аннотация

Введение. Многие вопросы, связанные с активизацией научно-исследовательской работой студентов вузов, остаются пока в недостаточной степени изученными и являются актуальной проблемой высшего профессионального образования. Цель данной статьи – выявление основных факторов, влияющих на процессы активизации научно-исследовательской работы студентов, и разработка рекомендаций по повышению активности участия студентов в этой деятельноти. Методология, методы и методики. Были использованы методы итеративной экспертизы, анализа, сравнения, синтеза и систематизации полученных результатов с применением эмпирических методов анкетирования и социологических опросов. Сбор данных проводился в 2023 году в форме онлайн-опроса с использованием интернет-сервиса Google Forms и офлайн-опросов в 16 вузах Республики Казахстан и РФ, в опросе приняли участие 351 ученый-эксперт. Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета IBM SPSS. Результаты и научная новизна. Установлено, что существенный вклад в привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности вносят расширение использования информационных технологий в научно-исследовательском процессе и система поощрений, направленная на повышение значимости научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе. Научная новизна состоит в выявлении и систематизации основных факторов, влияющих на активизацию научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения, с использованием процесса итеративной экспертизы. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике научно-исследовательской работы студентов вузов.

Об авторах

В. Н. Головачёва
Карагандинский технический университет имени Абылкаса Сагинова
Казахстан

Головачёва Виктория Николаевна – доктор педагогических наук, профессор кафедры информационно-вычислительных систем

Караганда



А. В. Баширов
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Баширов Александр Витальевич – кандидат технических наук, руководитель лаборатории инновационных и научно-образовательных технологий

Караганда



Г. Н. Накипова
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Накипова Гульмира Николаевна – доктор экономических наук, профессор, проректор по академическим вопросам

Караганда



Т. А. Ханов
Карагандинский университет Казпотребсоюза
Казахстан

Ханов Талгат Ахматзиевич – доктор юридических наук, профессор, директор научно-исследовательского института экономических и правовых исследований

Караганда



Список литературы

1. Баширов А.В., Ханов Т.А. Факторы повышения активности научно-исследовательской работы студентов. Современные проблемы науки и образования. 2018;4. Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27892 (дата обращения 25.02.2024).

2. Баширов А.В., Головачёва В.Н., Накипова Г.Е., Ханов Т.А. Особенности осуществления научно-исследовательской деятельности студентов в вузах Республики Казахстан. Труды университета. 2023;3(92):378–393. doi:10.52209/1609-1825_2023_387

3. Супрун Н.Г., Халикова Д.А., Маметьева О.С. Изучение мотивации студентов к научно-исследовательской работе в вузе. Гуманитарно-педагогические исследования. 2017;1(1):55–60. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-motivatsii-studentov-k-nauchno-issledovatelskoy-rabote-v-vuze?ysclid=ltfqiinzr8555527929 (дата обращения 06.03.2024).

4. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.; 1995. 448 с.

5. Коган Е.А. Отношение студентов вузов к научно-исследовательской работе. Человеческий капитал. 2020;8(140):179–187. doi:10.25629/HC.2020.08.17

6. Нарбут Н.П., Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Савина Н.Е. Вовлеченность студентов в научную работу в период обучения в вузе: социологический анализ. Вестник РУДН. 2023;2:256–271. doi:10.22363/2313-2272-2023-23-2-256-271

7. Cain L., Goldring J., Westall A. Seeing behind the curtain: reverse mentoring within the Higher education landscape. Teaching in Higher Education. 2022. doi:10.1080/13562517.2022.2129963

8. Лаптева О.И., Корнилова А.Г. Мотивация студентов технических специальностей к научной деятельности. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;6. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/10PDMN620.pdf (дата обращения 07.03.2024).

9. Bowman N.A., Holmes J.M. Getting off to a good start? First-year undergraduate research Experiences and student outcomes. Higher Education. 2018;76. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-017-0191-4 (date of access: 25.02.2024).

10. Xerri M.J., Radford K., Shacklock K. Student engagement in academic activities: a social support perspective. Higher Education. 2018;75. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-017-0162-9 (date of access: 25.02.2024).

11. Kahu E.R., Nelson K. Student engagement in the educational interface: understanding the mechanisms of student success. Higher Education Research & Development. 2018;37(1). doi:10.1080/07294360.2017.1344197

12. Lardy L., Bressoux Pr.P., Clercq M.D. Achievement of first-year students at the university: a multilevel analysis of the role of background diversity and student engagement. European Journal of Psychology of Education. 2022;37. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10212-021-00570-0 (date of access: 25.02.2024).

13. Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Холодова К.А., Северинов Д.А. О мотивации студентов к участию в организации мероприятий профессиональной направленности. Образование и наука. 2018;20(1):96–115. doi:10.17853/1994–5639–2018–1-96–115

14. Стромов В.Ю., Сысоев П.В. Модель организации научно-исследовательской деятельности студентов в вузе. Высшее образование в России. 2017;10(216):75–82. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-organizatsii-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-studentov-v-vuze?ysclid=lth9pcbzy9289402620 (дата обращения: 07.03.2024).

15. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Система организации научной работы на университетской кафедре: механизмы управления «неуправляемыми» учеными. Высшее образование в России. 2019;28(4):21–36. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-4-21-36

16. Первезенцева Э.А. Управление научно-исследовательской деятельностью высшей школы в условиях ликвидации информационной недостаточности. Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016;1:63–68.

17. Yang Da. The design and implementation of scientific research management system in university. Proceedings of the 6th International Conference on Mechatronics, Computer and Education Informationization (MCEI 2016). 2016;130:756–759. doi:10.2991/mcei-16.2016.157

18. Atkins K., Dougan B.M., Dromgold-Sermen M.S. et al. “Looking at myself in the future”: how mentoring shapes scientific identity for STEM students from underrepresented groups. International Journal of STEM Education. 2020;42(7). Available from: https://stemeducationjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40594-020-00242-3 (date of access: 07.03.2024).

19. Bowden J.L.-H., Tickle L., Naumann K. The four pillars of tertiary student engagement and Success: a holistic measurement approach. Studies in Higher Education. 2021;46(6). doi:10.1080/03075079.2019.1672647

20. Замкин П.В., Паршина Л.Г., Мирошкин В.В. Организационно-педагогические условия развития научно-исследовательской деятельности студентов в процессе практико-ориентированной подготовки в вузе. Гуманитарные науки и образование. 2018;9(4):31–40. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36651151&ysclid=lt130u4icl183629693 (дата обращения: 29.02.2024).

21. Trolian T.L., Jach E.A., Archibald G.C. Shaping students’ career attitudes toward professional success: examining the role of student faculty. Interactions Innovative Higher Education. 2021;46. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10755-020-09529-3 (date of access: 01.03.2024).

22. Stewart M., Stott T., Nuttall A.-M. Study goals and procrastination tendencies at different stages of the undergraduate degree. Studies in Higher Education. 2016;41(11). doi:10.1080/03075079.2015.1005590

23. Guo J.-P., Yang L.-Y., Zhang J., Gan Y.-J. Academic self-concept, perceptions of the learning environment, engagement, and learning outcomes of university students: relationships and causal ordering. Higher Education. 2022;83. Available from: https://link.springer.com/article/10.1007/s10734-021-00705-8 (date of access: 25.02.2024).

24. Smyth L., Davila F., Sloan T. et al. How science really works the student experience of researched education. Higher Education. 2016;72. doi:10.1007/s10734-015-9945-z

25. Апанасенок А.В., Шульгина Н.П., Боженкова Р.К. Научно-исследовательская работа студентов в современном университете: актуальные вызовы. Известия Юго-Западного государственного университета. 2016;2(19):123–130. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26422116&ysclid=lt12k4it4n408214005 (дата обращения: 25.02.2024).

26. Баширов А.В., Головачёва В.Н., Ханов Т.А. Роль преподавателя в организации и проведении научно-исследовательской работы студентов вузов. Вестник науки. 2024;2(1):500–506. Режим доступа: https://www.вестник-науки.рф/article/12320 (дата обращения: 25.02.2024).

27. Зырянов В.В. Научный руководитель: между вызовами времени и реалиями высшего образования. Высшее образование в России. 2019;28(10):25–37. doi:10.31992/0869-3617-2019-28-10-25-37

28. Кощиенко И.В. Современные технологии и методы определения результативности научно-исследовательской деятельности. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018;4:67–71. doi:10.17805/trudy.2018.4.6

29. Беляева Л.А., Беляева М.А. Современный университет: инновации в научно-исследовательской работе преподавателя. Философия и наука. 2017;16:24–29. Режим доступа: https://elibrary.ru/yoqtnb?ysclid=lt11iicglx251945035 (дата обращения: 25.02.2024).

30. Ryan R.M., Deci E.L. Intrinsic and extrinsic motivation from a self-determination theory perspective: definitions, theory, practices, and future directions. Contemporary Educational Psychology. 2020;61. doi:10.1016/j.cedpsych.2020.101860

31. Ferrer J., Ringer A., Saville K., Parris M.A., Kash K. Students’ motivation and engagement in higher education: the importance of attitude to online learning. Higher Education. 2022;83. doi:10.1007/s10734-020-00657-5

32. Patrzek J., Sattler S., Veen F., Grunschel C., Fries S. Investigating the effect of academic procrastination on the frequency and variety of academic misconduct: a panel study. Studies in Higher Education. 2015;40(6). doi:10.1080/03075079.2013.854765

33. Liu X., Zhang Z., Qi W. Analysis of the behaviors about scientific research innovation and management in university based on evolutionary game. In: Proceedings of the 30th Chinese Control and Decision Conference, CCDC. 2018:1766–1771. doi:10.1109/CCDC.2018.8407413

34. Zhang Aihua. Research on the management of scientific research funds in private colleges and universities. In: Proceedings of the 6th international conference on electronic, mechanical, information and management society; 2016;40:1411–1415. doi:10.2991/emim-16.2016.287

35. Li X. Scientific development outlook in universities’ scientific research management. In: 3 rd International Conference on Communication Software and Networks; 2011:605–607. doi:10.1109/ICCSN.2011.6013907

36. Li D.-W., Hu Q.-J. Research on performance appraisal of scientific research management in universities basing upon AHP. In: International Conference on grey Systems and Intelligent Services; 2009:1798–1802. doi:10.1109/GSIS.2009.5408206

37. Бороненко Т.А., Кайсина А.В., Федотова В.С. Организация научно-исследовательской работы студентов в современной информационно-образовательной среде. Международный журнал экспериментального образования. 2015;10(часть 2):192–193. Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=8553 (дата обращения: 15.03.2024).

38. Аминов И.Б., Ходжаева Д.Ф. Эффективности использования информационных ресурсов и технологии в научно-исследовательской работе студентов. Бюллетень науки и практики. 2017;2(15):310–313. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/aminov-khodzaeva (дата обращения: 15.03.2024).

39. Гогицаева О.У. Индивидуальная работа со студентами. Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии. 2015:107–109. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23426950&ysclid=lt0ypelg9j384758118 (дата обращения: 20.03.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Головачёва В.Н., Баширов А.В., Накипова Г.Н., Ханов Т.А. Исследование факторов активизации научно-исследовательской работы студентов с использованием процесса итеративной экспертизы. Образование и наука. 2024;26(7):44-69. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-44-69

For citation:


Golovachyova V.N., Bashirov A.V., Nakipova G.N., Khanov T.A. Research on factors that activate university students’ research work using the iterative examination process. The Education and science journal. 2024;26(7):44-69. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-44-69

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)