ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Введение. Повсеместное массовое распространение цифровых технологий во всех областях человеческой деятельности предъявляет высокие требования к качеству подготовки студентов вузов в области IT-сферы. Однако качество такой подготовки и особенно ее фундаментальность во многих вузах отстают от требований времени, а также возникла несогласованность в формировании ООП и учебных планов IT-подготовки. Цель статьи – представить возможности формирования методологической основы фундаментальности образования путем математизации разных профильных дисциплин на основе синергии взаимодействия дискретного и непрерывного начал моделирования и алгоритмизации. Результаты и научная новизна. Проведен анализ синергии взаимодействия дискретности и непрерывности в математике, физике и IT-подготовке. Охарактеризована роль дискретной математики в достижении синергетического эффекта при обучении математике и информатике. Выявлено фундаментальное значение математики в обучении формальным языкам моделирования и алгоритмизации. Обоснована роль абстрактной алгебры в пропедевтике обучения формальным языкам в школе и вузе. Представлена роль доминирующих в дискретной математике структур и схем в подготовке высококвалифицированного программиста. Практическая значимость. Материалы статьи будут интересны как теоретикам образования, так и преподавателям, ведущим IT-подготовку студентов разных направлений.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
Введение. Многие вопросы, связанные с активизацией научно-исследовательской работой студентов вузов, остаются пока в недостаточной степени изученными и являются актуальной проблемой высшего профессионального образования. Цель данной статьи – выявление основных факторов, влияющих на процессы активизации научно-исследовательской работы студентов, и разработка рекомендаций по повышению активности участия студентов в этой деятельноти. Методология, методы и методики. Были использованы методы итеративной экспертизы, анализа, сравнения, синтеза и систематизации полученных результатов с применением эмпирических методов анкетирования и социологических опросов. Сбор данных проводился в 2023 году в форме онлайн-опроса с использованием интернет-сервиса Google Forms и офлайн-опросов в 16 вузах Республики Казахстан и РФ, в опросе приняли участие 351 ученый-эксперт. Обработка результатов проводилась с помощью статистического пакета IBM SPSS. Результаты и научная новизна. Установлено, что существенный вклад в привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности вносят расширение использования информационных технологий в научно-исследовательском процессе и система поощрений, направленная на повышение значимости научно-исследовательской работы студентов в образовательном процессе. Научная новизна состоит в выявлении и систематизации основных факторов, влияющих на активизацию научно-исследовательской работы студентов в процессе обучения, с использованием процесса итеративной экспертизы. Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в практике научно-исследовательской работы студентов вузов.
Введение. Эпоха четвертой промышленной революции – это вызов для администраторов и преподавателей высших учебных заведений. Изменение и развитие технологий и видов работ происходят быстро, вынуждая образовательные учреждения соответствовать новым требованиям. Государственное высшее профессиональное образование имеет свои особенности организации образовательного процесса и управления им. Цель. Целью данного исследования является определение взаимосвязи и влияния организационной культуры, лидерства и мотивации преподавателей в государственном высшем профессиональном образовании. Методология и методы исследования. Настоящая работа представляет собой разъяснительное исследование, в котором в качестве респондентов выступили преподаватели государственных высших учебных заведений. Информация была собрана с помощью анкет. Метод частичного наименьшего квадрата (PLS) использовался для измерения взаимосвязи и влияния организационной культуры, лидерства и мотивации преподавателей. Результаты и научная новизна. Результаты исследования показывают, что организационная культура и лидерство имеют значимую связь, организационная культура оказывает умеренное влияние на лидерство. Лидерство и мотивация преподавателей имеют значимую связь, организационная культура и мотивация преподавателей – незначительную. Однако организационная культура и лидерство вместе оказывают существенное влияние на мотивацию преподавателей. Практическая значимость. Это исследование дает руководителям высших учебных заведений рекомендации адаптироваться к текущей задаче, быть более гибкими в своей организационной культуре и иметь хорошие лидерские качества для улучшения мотивации преподавателей, что влияет на их производительность.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. В настоящее время отсутствует единый подход в понимании основных сфер цифровизации образования, ее видов и элементов. Актуальным является поиск подходов к оценке состояния цифровизации, нивелирующих субъективизм оценивания и опирающихся на объективные данные. Целями статьи являются: а) систематизация и расширение сфер, подлежащих цифровизации в вузах; б) описание алгоритма оценивания уровня цифровизации с использованием публичной информации, размещенной на сайтах университетов. Методология, методы и методики. В качестве основных методов исследования выступили морфологический анализ, индексный, матричный и балльно-рейтинговый методы. На основе составленной морфологической матрицы был сформирован рейтинг вуза: интегральная оценка с учетом весовых значений его сфер. Результаты. Разработана методика балльно-рейтинговой оценки состояния цифровизации вузов, включающая в себя четыре сферы: управление и информационную безопасность, организацию образовательного процесса, организацию внеучебного процесса и профилизацию. Внутри сфер выделены виды цифровизации, для каждого вида определены элементы. На основе рассчитанной интегральной оценки уровня цифровизации проранжированы и сгруппированы по кластерам (шесть уровней) высшие учебные заведения Новосибирской области. Научная новизна. Исследование вносит вклад в разработку научно-обоснованного подхода к оценке состояния цифровизации вузов для сравнительного анализа на основе публичной информации. Полученные данные подтвердили необходимость дальнейшего цифрового развития для формирования полноценного профиля цифрового университета. Практическая значимость результатов заключается в возможности использования разработанной методики разными группами стейкхолдеров (абитуриентами, студентами, руководством вузов, органами власти) для оценки состояния цифровизации вуза и принятия различных решений, в том числе управленческих.
ДИСКУССИИ
Введение. В работе представлен вариант «пересборки» представлений о науковедении с учетом постнеклассических представлений о науке. При данном подходе науковедение позиционируется не только как научная, но и как образовательная, адресованная начинающим исследователям, дисциплина. Цель статьи – оценка современного состояния науковедения как научной и образовательной дисциплины в российской и евро-американской научной традиции, а также репрезентация проекта преподавания дисциплины «Науковедение» как строгой науки в единстве фундаментальных и прикладных ее аспектов, количественных и качественных методов исследования. Методология, методы и методики. Был применен синтез подходов универсального эволюционизма (концепции детерминированного хаоса),методов количественного и качественного контент-анализа. Результаты. Осуществлен количественный анализ состояния науковедения в России, который показал, с одной стороны, рост интереса российских исследователей к науковедческой проблематике, с другой стороны, отсутствие четких представлений относительно ее дисциплинарных параметров. Научная новизна и практическая значимость. Доказано, что науковедение может стать значимым стимулом роста научного знания в России. В работе достигнуто понимание роли эпистемологических (познавательных) и социальных механизмов развития науки.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Психология образования фокусируется на психологических аспектах обучения и преподавания с целью оптимизации путем понимания того, как люди развивают навыки и приобретают знания в образовательном контексте. Цель исследования – понять, как образовательная психология может помочь эффективному управлению медико-психолого-педагогическими центрами, и выявить связи и синергию между принципами образовательной психологии и практикой управленческих аспектов в рамках таких центров. Методология и методы исследования. Авторы использовали количественную методологию, основанную на неэкспериментальном корреляционном исследовании. Выборка включала 100 медико-психолого-педагогических центров в регионе Иль-де-Франс. Для сбора информации директорам этих центров было предложено заполнить анкету, размещенную на платформе Google Forms. Результаты были обработаны с помощью IBM SPSS 29. Результаты и научная новизна. Из шести изученных отношений результаты выявили четыре значимые взаимосвязи между переменной «психология образования» и управленческими аспектами, а именно структура и управление командой, качество и безопасность медицинской помощи, управление данными пациентов и межпрофессиональное сотрудничество. Указанные отношения составляют 80 % существенных связей между педагогической психологией и управленческими аспектами. Научная новизна исследования состоит в изучении связи между педагогической психологией и управленческими аспектами, обеспечивая четкое видение важной роли педагогической психологии в управлении медико-психолого-педагогическими центрами. Практическая значимость. Результаты исследования подчеркивают важность для каждой страны интеграции принципов педагогической психологии в развитие своих медико-психолого-педагогических центров. Это особенно важно для Марокко в соответствии со стратегическим видением создания этих центров в 2015–2030 годы.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Сегодня высшее образование стало одной из сфер активного применения систем искусственного интеллекта (ИИ), способных моделировать когнитивную деятельность человека для решения различных задач. Возможность самостоятельного применения инструментов с ИИ студентами и преподавателями стала предпосылкой к изменению модели реализации образовательного процесса. Целью исследования является изучение отношения преподавателей и студентов к использованию находящихся в широком доступе инструментов с ИИ в образовании на примере Томского государственного университета (ТГУ). Методология, методы и методики. Основными методами исследования являлись социологические и статистические. Проводилось анкетирование 1597 студентов и 250 преподавателей ТГУ. Проверка статистически значимых различий между подвыборками по социально-демографическим характеристикам осуществлялась с помощью хи-квадрата Пирсона и Z-теста сравнения пропорций (на уровне значимости 95 %, p < 0,05). Между подвыборками и между результатами, полученными от студентов и преподавателей, проводился сравнительно-сопоставительный анализ. Результаты. Было выявлено, что студенты чаще, чем преподаватели, относятся к инструментам с ИИ положительно. Профессорско-преподавательский состав (ППС) более склонен обращать внимание на те риски и негативные факторы, которые может повлечь интеграция ИИ в образование. Респонденты с опытом использования ИИ более позитивно настроены к таким инструментам в образовании. Студенты младших курсов более оптимистично настроены относительно перспектив внедрения и использования ИИ в высшем образовании. Студенты, выполнявшие учебные задания при помощи инструментов с ИИ, отметили, что в большинстве случаев преподаватели не замечали этого. И преподаватели, и студенты допускают, что без снижения образовательных результатов инструменты с ИИ можно применять в качестве помощников в обработке информации. Научная новизна заключается в выявлении актуального отношения ППС и студенчества к системам ИИ, находящимся в широком доступе: к рискам и возможностям подобных инструментов в образовании. Практическая значимость. Полученные данные и результаты анализа позволяют зафиксировать срез существующего отношения студентов и преподавателей к возможностям использования ИИ в высшем образовании, что может стать одним из оснований для разработки принципов и стратегий работы субъектов образовательного процесса с возможностями новых технологий, использующих с ИИ в своей деятельности, в частности, через создание методических рекомендаций, курса повышения квалификации для преподавателей, образовательных модулей для студентов.
ISSN 2310-5828 (Online)