Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Рейтинговая оценка состояния цифровизации вузов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-88-115

Аннотация

Введение. В настоящее время отсутствует единый подход в понимании основных сфер цифровизации образования, ее видов и элементов. Актуальным является поиск подходов к оценке состояния цифровизации, нивелирующих субъективизм оценивания и опирающихся на объективные данные. Целями статьи являются: а) систематизация и расширение сфер, подлежащих цифровизации в вузах; б) описание алгоритма оценивания уровня цифровизации с использованием публичной информации, размещенной на сайтах университетов. Методология, методы и методики. В качестве основных методов исследования выступили морфологический анализ, индексный, матричный и балльно-рейтинговый методы. На основе составленной морфологической матрицы был сформирован рейтинг вуза: интегральная оценка с учетом весовых значений его сфер. Результаты. Разработана методика балльно-рейтинговой оценки состояния цифровизации вузов, включающая в себя четыре сферы: управление и информационную безопасность, организацию образовательного процесса, организацию внеучебного процесса и профилизацию. Внутри сфер выделены виды цифровизации, для каждого вида определены элементы. На основе рассчитанной интегральной оценки уровня цифровизации проранжированы и сгруппированы по кластерам (шесть уровней) высшие учебные заведения Новосибирской области. Научная новизна. Исследование вносит вклад в разработку научно-обоснованного подхода к оценке состояния цифровизации вузов для сравнительного анализа на основе публичной информации. Полученные данные подтвердили необходимость дальнейшего цифрового развития для формирования полноценного профиля цифрового университета. Практическая значимость результатов заключается в возможности использования разработанной методики разными группами стейкхолдеров (абитуриентами, студентами, руководством вузов, органами власти) для оценки состояния цифровизации вуза и принятия различных решений, в том числе управленческих.

Об авторах

Н. И. Аксенова
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Аксенова Наталья Ивановна – кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой
аудита, учета и финансов

Новосибирск



О. В. Усачева
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Усачева Олеся Васильевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита, учета и финансов

Новосибирск



М. К. Черняков
Новосибирский государственный технический университет
Россия

Черняков Михаил Константинович – доктор экономических наук, профессор кафедры аудита,
учета и финансов

Новосибирск



Список литературы

1. Sancho-Gil J.M., Rivera-Vargas P., Miño-Puigcercós R. Moving beyond the predictable failure of Ed-Tech initiatives. Learning, Media and Technology. 2020;45(1):61–75. doi:10.1080/17439884.2019.1666873

2. Selwyn N., Hillman T., Eynon R., Ferreira G., Knox J., Macgilchrist F., Sancho-Gil J.M. What’s next for Ed-Tech? Critical hopes and concerns for the 2020s. Learning, Media and Technology. 2020;45(1):1–6. doi:10.1080/17439884.2020.1694945

3. Солдатченко А.Л. Аксиологический аспект становления социальной зрелости студентов технического вуза в контексте цифровизации системы высшего образования. Libri Magistri. 2022;2(20):93–101. doi:10.52172/2587-6945_2022_20_2_93

4. Миронова Л.И. Методика оценки уровня сформированности гибких компетенций выпускников вузов в условиях цифровизации экономики. Лучшая исследовательская статья 2020: сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Часть I; 20 декабря 2020 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая наука», 2020:9–21. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44587278_51390664.pdf (дата обращения: 10.11.2022).

5. Плотникова Е.В., Ефремова М.О. Диагностика тенденций цифровизации системы высшего образования на примере ведущих российских университетов. Kant. 2019;2(31):362–370. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38577698_12195565.pdf (дата обращения: 24.11.2022).

6. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Пырма Р.В., Азаров А.А. Критерии для рейтингования уровня и качества цифровизации процесса образования в вузах РФ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2020;25(2):268–283. doi:10.15688/jvolsu4.2020.2.20

7. Глущенко В.В. Разработка рейтинга для оценки уровня цифровизации и информатизации образования в вузе. Цифровизация образования: вызовы современности: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием; 13 ноября 2020 г. Чебоксары: ООО «Издательский дом «Среда», 2020:102–106. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_44389856_93127725.pdf (дата обращения: 15.11.2022).

8. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Методика оценки образовательной среды вуза в условиях ее цифровизации. Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2019;2(26):147–157. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42771208_46461923.pdf (дата обращения: 14.11.2022).

9. Канев В.С., Полетайкин А.Н., Шевцова Ю.В. Технология оценивания цифровой зрелости образовательной организации. Часть I. Вестник СибГУТИ. 2021;3(55):63–76. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_47281970_49257943.pdf (дата обращения: 08.11.2022).

10. Саввинов В.М., Иванов П.П., Стрекаловский В.Н. Методы и принципы оценки цифровой зрелости образовательных организаций. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021;2(22):28–40. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46356516_56602303.pdf (дата обращения: 22.10.2022).

11. Изотова А.Г., Гаврилюк Е.С. Уровень цифровизации университета как один из ключевых факторов конкурентоспособности российских вузов в инновационной экономике. Вопросы инновационной экономики. 2023;13(1):421–438. doi:10.18334/vinec.13.1.117094

12. Danilova L.N., Ledovskaya T.V., Solynin N.E., Khodyrev A.M. The main approaches to understanding digitalisation and digital values. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 2020;2:5–12. doi:10.34216/2073-1426-2020-26-2-5-12

13. Биленко П.Н., Блинов В.И., Дулинов М.В., Есенина Е.Ю., Кондаков А.М., Сергеев И.С. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения. М.: Перо, 2019. 98 с.

14. Климов А.А., Заречкин Е.Ю., Куприяновский В.П. Влияние цифровизации на систему профессионального образования. Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2019;15(2):468–476. doi:10.25559/SITITO.15.201902.468-476

15. Кропотова Н.В. Цифровизация высшего образования: понятие и возможные риски. Январские педагогические чтения. 2021;7(19):25–30. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_45788098_59494454.pdf (дата обращения: 06.10.2022).

16. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования. Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2019;2(28):116–121. doi:10.17122/2541-8904-2019-2-28-108-113

17. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018;3:25–36. doi:10.18384/2310-7219-2018-3-25-36

18. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление. Педагогическое образование в России. 2018;8:107–113. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35534378_40251901.pdf (дата обращения: 22.11.2022).

19. Бабинцев В.П., Серкина Я.И. «Цифровизация» и «дигитализация» социальной реальности в предметном поле социологии: проблема адекватности понятий. Знание. Понимание. Умение. 2022;4:80–91. doi:10.17805/zpu.2022.4.7

20. Голышкова И.Н. Анализ ключевых составляющих модели «Цифровой университет». E-Management. 2020;3(3):53–61. doi:10.26425/2658-3445-2020-3-3-53-61

21. Suvorova S.L., Khilchenko T.V., Knyazheva A.V. Digitalization of the polycultural environment of the university in the conditions of VUCA: modelling strategies. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education. Educational sciences. 2020;12(3):87–95. doi:10.14529/ped200307

22. Perevalov V.D., Novgorodtseva A.N., Sivkova N.I., Korelin A.V., Korelina E.V. Digitalization of Russian higher education: educational process technologies (experience of universities of the Ural Federal District of Russian Federation). Perspectives of Science and Education. 2020;46(4):36–46. doi:10.32744/pse.2020.4.3

23. Kaverzneva T.T., Leonova N.A., Pshenichnaya C.V., Sogonov S.A., Lisachenko D.A. University students’ education by means of online technologies. The Education and Science Journal. 2020;22(7):125–147. doi:10.17853/1994-5639-2020-7-125-147

24. Привалов А.Н., Богатырева Ю.И., Романов В.А. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза. Образование и наука. 2017;19(4):169–183. doi:10.17853/1994-5639-2017-4-169-183

25. Лейфа А.В., Павлова Е.В. Обоснование модели исследования готовности преподавателей вуза к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. Педагогика и психология образования. 2020;1:78–93. doi:10.31862/2500-297X-2020-1-78-93

26. Al-Madani F.M. The impact of quality content educational resources on students’ academic achievement: survey research (on the example of Northern Border University, Arar). The Education and Science Journal. 2020;22(5):132–149. doi:10.17853/1994-5639-2020-5-132-149

27. Серкина Я.И. Рискологическое поле проблемы цифровизации высшего образования в региональных вузах. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021;7:29–33. doi:10.23672/o4294-7351-9322-y

28. Бабаев Д.Б., Хаитов Ш.К., Халматов А.А. Санариптештирүү шартында техникалык жождордогу жалпы физика курсунун орду. Alatoo Academic Studies. 2020;3:84–89. doi:10.17015/aas.2020.203.09

29. Усачева О.В., Черняков М.К. Оценка готовности вузов к переходу к цифровой образовательной среде. Высшее образование в России. 2020;29(5):53–62. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-5-53-62

30. Ефремова М. О., Королева Е.В. Особенности оценки цифровизации университетов: факторный анализ. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020;8-2:186–196. doi:10.17513/vaael.1274

31. Ефремова М.О. Оценка уровня цифровизации вузов Российской Федерации: институциональный аспект. Неделя науки СПбПУ: Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. Ч. 2. Санкт-Петербург: ФГАОУВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2019:160–162. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_42508013_14619424.pdf (дата обращения: 18.10.2022).

32. Ronzhina N., Kondyurina I., Voronina A., Igishev K., Loginova N. Digitalization of modern education: problems and solutions. International Journal of Emerging Technologies in Learning. 2021;16(4):122–135. doi:10.3991/ijet.v16i04.18203

33. Brudermann T., Aschemann R., Füllsack M., Posch A. Education for sustainable development 4.0: lessons learned from the University of Graz, Austria. Sustainability. 2019;11(8):2347. doi:10.3390/su11082347

34. Limani Y., Hajrizi E., Stapleton L., Retkoceri M. Digital transformation readiness in higher education institutions (HEI): the Case of Kosovo. IFAC-PapersOnLine. 2019;52(25):52–57. doi:10.1016/j.ifacol.2019.12.445

35. Bond M., Marín V.I., Dolch C., Bedenlier S., Zawacki-Richter O. Digital transformation in German higher education: student and teacher perceptions and usage of digital media. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2018;15(1):48. doi:10.1186/s41239-018-0130-1


Рецензия

Для цитирования:


Аксенова Н.И., Усачева О.В., Черняков М.К. Рейтинговая оценка состояния цифровизации вузов. Образование и наука. 2024;26(7):88-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-88-115

For citation:


Aksenova N.I., Usacheva O.V., Chernyakov M.K. Comparative assessment of the state of digitalisation in higher education institutions. The Education and science journal. 2024;26(7):88-115. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-7-88-115

Просмотров: 329


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)