Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ ЧАСТЬ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-4-21

Полный текст:

Аннотация

Цели работы – раскрыть содержание принципа симметрии, показать иерархию системы ее форм, сложившуюся в процессе эволюции научного знания, общества и развития индивидуального сознания личности.

Методы и методики. При помощи анализа существующих научных источников, сопоставления, синтеза и обобщения их содержания выяснялась роль симметрии в процессе исторического формирования научных дисциплин, упорядочения эмпирического набора фактов и последующего их оформления в виде строгих дедуктивных систем.

Результаты исследования. Доказывается, что понятие «принцип симметрии», который впервые ввел в обращение В. И. Вернадский, в настоящее время олицетворяет наиболее глубинный уровень научного знания. Совокупность форм симметрии, как это следует из работ Е. Вигнера, детерминирует структуру научного знания. С одной стороны, у этих форм глубокая эмпирическая основа и тесная связь с образным восприятием действительности; с другой – они имеют строгие математические определения и порождают частные принципы симметрии математики и физики, служащие базой аксиоматических построений точных дисциплин.

Сопоставлены этапы становления и совершенствования ряда научных дисциплин: математики, физики, химии и биологии; обозначены общие черты их эволюции и особенности. Выделены инварианты и соответствующие им симметрии в формировании индивидуального сознания личности. 

Научная новизна. Развивая идею В. И. Вернадского, ограничившегося краткой характеристикой общенаучного принципа симметрии, авторы рассматривают формы симметрии в различных отраслях знания как частные проявления данного принципа. Опора на принцип симметрии, понимаемый как совокупность ее (симметрии) форм, позволяет по-новому подойти к решению методологических проблем науки, в частности проблемы соотношения научного и религиозного знания и в целом – выстраивания иерархии научных дисциплин, которой будут охвачены не только все существующие научные направления от строгих дедуктивных до эмпирических, но даже те, которые пока еще не признаны в качестве научных дисциплин. Такие возможности предоставляются благодаря двойному логическому статусу понятия «симметрия» – как общего индуктивного и как первичного дедуктивного феномена.

Практическое значение. Материалы исследования могут служить основой для оптимизации структуры содержания образования – создания новой сквозной линии обучения, обеспечивающей формирование целостной картины научного знания. Необходимость такой сквозной линии связана с кризисом образования вусловиях непрерывно растущего объема информации и возникающего из-за этого переполнения учебных программ. Автономными элементами подобного обучения могут быть циклы общих естественнонаучных курсов, таких как «Естественнонаучная картина мира» и «Концепции современного естествознания» при условии отбора их содержания в соответствии с фундаментальным принципом симметрии. 

Об авторах

Виталий Леонидович Гапонцев

Россия

доктор физико-математических наук, профессор кафедры физико-математических дисциплин Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). 



Марина Германовна Гапонцева

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). 



Список литературы

1. Ван дер Варден Б. Л. Алгебра. Москва: Наука, 1979. 623 с.

2. Волошинов А. В. Математика и искусство. Москва: Просвещение, 1992. 536 с.

3. Вейль Г. Симметрия. Москва: Наука, 1968. 191 с.

4. Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. Москва: Наука, 1988. 220 с.

5. Вигнер Е. Этюды о симметрии. Москва: Мир, 1971. 318 с.

6. Гапонцева М. Г. Интегративный подход в содержании непрерывного естественнонаучного образования: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 206 с.

7. Гапонцева М. Г., Гапонцев В. Л., Ткаченко Е. В., Федоров В. А. Курс «Естествознание» как интегрируюший фактор непрерывного образования // Образование и наука: Изв. УрО РАО. 2001. No 3 (9). С. 3–17.

8. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. Л. Эволюция структуры содержания образования. Екатеринбург: РГППУ, 2010. 154 с.

9. Леднев В. С. Содержание образования. Москва: Высшая школа, 1989. 360 с.

10. ПиажеЖ.Избранные психологические труды. Москва: Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.

11. Рыбаков А. Б. Язычество древних славян. Москва: Наука, 1981. 607 с.

12. Стройк Д. Я. Краткий очерк истории математики. Москва: Наука, 1979. 328 с.

13. Эллиот Дж., Добер П. Симметрия в физике. Основные принципы и простые приложения. Москва: Мир, 1983. Т. 1. 304 с.

14. Elliot J. P. & Dawber P. G. Symmetry in Physics. Vol. 1: Principles and Simple applicatijns. London, 1979.

15. Piaget J. The psychology of intelligence. London, 1950. 189 p.

16. Piaget J. The child’s conception of number. London, 1952.

17. Piaget J. The origin of intelligence in the child. London: Bailey, 1953. 425 p.

18. Piaget J. and Inhelder B. The early growth of logic in the child. London, 1964. 302 p.

19. Struik Dirk J. A concise history of mathematics, Vol. II. The Seventeenth Century – The Nineteenth Century. New York, 1987. 298 p.

20. Van der Waerden B. L. Algebra I. Acthe Auflager der Modernen Algebra. Berlin; Heidelberg; New York, 1971.

21. Weyl H. Symmetry. Princeton, New Jersey, 1952. 176 p.

22. Wigner E. P. Symmetries and Reflections. Bloomington-London, 1970.

23. Wigner E. P. Symmetries and Conservation Laws. Proceedings of the National Academy of Sciences. 1964. Vol. 51. No 5.

24. WignerE. // Proc. Intern Scool of Physics «Enrico Fermi». 1964. Vol. 29, No 40.


Для цитирования:


Гапонцев В.Л., Гапонцева М.Г. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СООТНОШЕНИЕ НАУЧНОГО И РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ В СВЕТЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ ЧАСТЬ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРИНЦИПА СИММЕТРИИ. Образование и наука. 2015;1(4):4-21. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-4-21

For citation:


Gapontsev V.L., Gapontseva M.G. NATURAL-SCIENCE EDUCATION: SCIENTIFIC AND RELIGIOUS KNOWLEDGE CORRELATION IN THE VIEW OF A SYMMETRY PRINCIPLE. PART I. THE CONTENT OF A SYMMETRY PRINCIPLE. The Education and science journal. 2015;1(4):4-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-4-21

Просмотров: 657


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)