ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Цели работы – раскрыть содержание принципа симметрии, показать иерархию системы ее форм, сложившуюся в процессе эволюции научного знания, общества и развития индивидуального сознания личности.
Методы и методики. При помощи анализа существующих научных источников, сопоставления, синтеза и обобщения их содержания выяснялась роль симметрии в процессе исторического формирования научных дисциплин, упорядочения эмпирического набора фактов и последующего их оформления в виде строгих дедуктивных систем.
Результаты исследования. Доказывается, что понятие «принцип симметрии», который впервые ввел в обращение В. И. Вернадский, в настоящее время олицетворяет наиболее глубинный уровень научного знания. Совокупность форм симметрии, как это следует из работ Е. Вигнера, детерминирует структуру научного знания. С одной стороны, у этих форм глубокая эмпирическая основа и тесная связь с образным восприятием действительности; с другой – они имеют строгие математические определения и порождают частные принципы симметрии математики и физики, служащие базой аксиоматических построений точных дисциплин.
Сопоставлены этапы становления и совершенствования ряда научных дисциплин: математики, физики, химии и биологии; обозначены общие черты их эволюции и особенности. Выделены инварианты и соответствующие им симметрии в формировании индивидуального сознания личности.
Научная новизна. Развивая идею В. И. Вернадского, ограничившегося краткой характеристикой общенаучного принципа симметрии, авторы рассматривают формы симметрии в различных отраслях знания как частные проявления данного принципа. Опора на принцип симметрии, понимаемый как совокупность ее (симметрии) форм, позволяет по-новому подойти к решению методологических проблем науки, в частности проблемы соотношения научного и религиозного знания и в целом – выстраивания иерархии научных дисциплин, которой будут охвачены не только все существующие научные направления от строгих дедуктивных до эмпирических, но даже те, которые пока еще не признаны в качестве научных дисциплин. Такие возможности предоставляются благодаря двойному логическому статусу понятия «симметрия» – как общего индуктивного и как первичного дедуктивного феномена.
Практическое значение. Материалы исследования могут служить основой для оптимизации структуры содержания образования – создания новой сквозной линии обучения, обеспечивающей формирование целостной картины научного знания. Необходимость такой сквозной линии связана с кризисом образования вусловиях непрерывно растущего объема информации и возникающего из-за этого переполнения учебных программ. Автономными элементами подобного обучения могут быть циклы общих естественнонаучных курсов, таких как «Естественнонаучная картина мира» и «Концепции современного естествознания» при условии отбора их содержания в соответствии с фундаментальным принципом симметрии.
ЭКОНОМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Цель статьи – на основе осмысления изменений в процедурах регулирования социально-трудовых отношений определить потенциал современных образовательных комплексов в области формирования национальной системы квалификаций.
Методики и методы. В работе использовались методы анализа, обобщения, систематизации и методика моделирования процессов.
Результаты. Описаны ключевые положения теории непрерывного образования, обеспечивающего сближение требований работодателей с качеством профессиональной подготовки и содержанием образовательного процесса в отраслевых учебных учреждениях. Рассмотрен возможный вклад образовательных комплексов в создание национальной системы квалификаций и профессиональных стандартов. В связи с этим описаны различные формы
партнерства данных комплексов с органами государственной власти, общественными структурами, а также работодателями.
Научная новизна. Предложено понятие бизнес-компетентности, характеризующее способность системы профессионального обучения удовлетворять требования рынка труда посредством активной интеграции образовательных, инновационных и трудовых процессов.
Практическая значимость. Представлена модель взаимодействия образовательных комплексов и субъектов рынка труда, которая может быть реализована при разработке профессиональных стандартов, создании на базе вузов экспертных центров и инновационных площадок, предназначенных для осуществления консультационной деятельности, а также организационно-методического сопровождения процессов формирования системы профессиональной сертификации. Это модель, по мнению авторов, поможет скоординировать содержание профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов.
елью данной статьи является обоснование актуальности применения сенсорного брэндинга в сфере высшего образования и разработка алгоритма формирования образовательного брэнда, основанного на использовании органов чувств потребителя: слуха, зрения, осязания, обоняния и вкуса.
Методика и методы. В ходе исследования применялись методы научной абстракции, моделирования, системного анализа и синтеза.
Результаты. В статье рассмотрены основные направления формирования брэнда высшего учебного заведения. Показаны преимущества сенсорного брэндинга перед обычным, не ориентированным на органы чувств потребителей.
Научная новизна. Продемонстрирована необходимость инновационных подходов к образовательному брэндингу: в условиях перенасыщенности рынка рекламными сообщениями иинформационными шумами практически невозможно привлечь внимание потребителей образовательных услуг только сообщениями офункциональных характеристиках учебных организаций икачестве обучения в них, ориентируясь при этом лишь на зрение или слух адресатов, т. е. прибегая исключительно к видеои печатной рекламе. Требуется воздействие и на другие органы восприятия – осязание, обоняние, вкус. Это позволит усилить эмоциональный контакт спотенциальным потребителем, авперспективе расширить ассортимент услуг и в определенной мере защититься от конкурентов. Мультисенсорный брэндинг создает прочную связь объекта и субъекта информации, так как эмоциональная приверженность намного сильнее функциональной: чувственные ощущения сохраняются в памяти и подсознании намного дольше, чем формальное удовлетворение потребностей.
Практическая значимость. Описана система сенсорных каналов восприятия образовательного брэнда и их влияния на формирование образа высшего учебного заведения в сознании потребителей. Предложен алгоритм создания образовательного брэнда, состоящий из шести взаимосвязанных этапов: аудит сенсорных элементов брэнда, поиск идей, выбор сценария, создание образа, реализация задуманного, оценка результатов.
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Цель работы – разработка подходов и рекомендаций для выбора количественных и качественных показателей компонентной структуры дисциплинарной компетенции, а также способов ее формализованного описания. Одной из основных задач, которую необходимо решать при создании учебно-методического комплекса дисциплины (ее рабочей программы, фонда оценочных средств и т. д.) и компетентностно-ориентированной образовательной программы, является проектирование компонентной структуры каждой части компетенции (дисциплинарных компетенций). Существенное влияние на данный процесс оказывают не только содержание тематического плана и выбранные виды аудиторной и самостоятельной работы, но и планируемые средства контроля и методы диагностирования результатов обучения, заданных в компетентностном формате.
Методы и результаты работы. Предлагается совместное (контролепригодное) проектирование компонентной структуры дисциплинарных компетенций и средств контроля (тестов, контрольно-измерительных материалов), проверяющих уровень освоения их составных элементов, сформулированных в триаде «знать», «уметь», «владеть». Обосновываются требования к основным количественным и качественным показателям компонентной структуры дисциплинарной компетенции. Разработана и проанализирована структура таблицы диагностирования, позволяющая установить соответствие между компонентами дисциплинарных компетенций и контролирующими их тестами, а также зафиксировать результаты текущего контроля уровня освоения. Дана классификация диагностических тестов, показано их влияние на формат и параметры таблицы диагностирования.
Научная новизна. Описан подход к формированию контролепригодной компонентной структуры дисциплинарной компетенции, позволяющий придать объекту контроля свойства, повышающие эффективность процедуры и точность дешифрации диагностирования результатов обучения.
Представлены частные результаты применения некоторых положений аппарата и методов технической диагностики для их использования в области измерения качества результатов обучения в рамках компетентностно-ориентированных образовательных программ.
Практическая значимость. Построение контролепригодной компонентной структуры дисциплинарной компетенции дает возможность педагогу более качественно проводить проверку знаний, а студенту – более адекватно оценивать свои достижения, что особенно важно при увеличении объема самостоятельной работы. Рекомендации по выбору формата таблицы диагностирования могут быть использованы при проектировании рабочих программ и фондов оценочных средств по дисциплинам и разделам образовательных программ, в которых результаты обучения представлены в компетентностном формате.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Целью представленного в статье исследования было изучение интереса к будущей профессиональной деятельности у студентов вуза.
Методы, использованные в работе, – теоретический анализ психологопедагогической литературы и системное описание.
Результаты. Рассмотрены различные точки зрения по поводу феномена интереса и разные подходы к определению сущности и структурированию интереса к профессиональной деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что в качестве важной составляющей профессиональной направленности личности студента уточнено понятие «интерес к будущей профессиональной деятельности», определена его структура, включающая три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке педагогических условий формирования интереса у студентов к будущей профессиональной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель статьи – обозначить проблему формирования креативного коммуникативного поведения у выпускников системы профессионального образования, которым предстоит трудиться в условиях «креативной экономики».
Методы. Работа построена на обзоре и сравнительном анализе трудов зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся проблемами креативности, психологией творчества и изучением коммуникативного поведения.
Результаты и научная новизна. Утверждается необходимость подготовки студентов вузов к проявлению креативности. Дается определение понятия «креативное образование»; характеризуется система требований, предъявляемая к соответствующему ему учебному процессу. Рассматриваются исследовательские позиции в области изучения креативности, разные подходы к ее толкованию и направления научного поиска решения проблемы формирования креативного коммуникативного поведения. Сложность проблемы связана с неразработанностью теории и методики системного и комплексного описания коммуникативного поведения той или иной общности и отсутствием единого мнения по поводу того, представители какой науки должны этим заниматься. С точки зрения авторов, изучение коммуникативного поведения – синтетическое филологическое и социально-антропологическое перспективное научное направление. С одной стороны, описание коммуникативного поведения – составная часть описания любого языка как культурно-исторического феномена; с другой – данное поведение основано на определенных сложившихся общепринятых социальных нормах. Оно реализуется в устной и письменной речи участников процесса коммуникации, а также в невербальных проявлениях общения и служит средством самореализации личности. Задача системы профессионального образования – создать условия для освоения навыков такого поведения. Будущие специалисты как потенциальные субъекты общего творческого процесса должны быть готовы к соблюдению имеющихся норм и традиций общения и вместе с тем должны обладать способностью отказаться от фиксированных, тривиальных представлений при анализе и решении актуальных производственных проблем.
Практическая значимость. Материал статьи может быть интересен преподавателям высшей школы, специалистам в области психологии творчества, аспирантам иорганизаторам самостоятельной деятельности обучающихся вузов.
Цель статьи – продемонстрировать возможность и актуальность психологического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, сущность которых – осознанный и ответственный выбор человеком собственного маршрута профессионального роста в соответствии с имеющимся личностным потенциалом, сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности.
Методы и методики. В пилотажном исследовании особенностей личностного развития учащейся молодежи для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события использовалась «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации – опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях – методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова.
Результаты. Показано, что высокая динамика экономических процессов и интеграция производственных технологий обусловили такую организационную форму образования, как индивидуальные траектории обучения. Их выбор определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций.
Предложена структурно-функциональная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий. Описаны основные элементы данной модели – цель, объект, субъекты, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. В частности, целью тьюторского сопровождения является обеспечение личностнопрофессионального развития обучающихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей и социально-профессиональной специфики их планов на будущее.
Научная новизна работы заключается в методологическом обосновании необходимости психологического сопровождения процесса разработки и реализации индивидуально-ориентированного профессионального образования. Смыслообразующая ценность реализации такого сопровождения отражается в разработанной авторами структурно-содержательной модели этого процесса. Подчеркивается потребность в новой методологии профессионального образования, основанной на сетевом взаимодействии субъектов образования. Новая сетевая платформа рассматривается как технология формирования профессиональной многомерности специалиста.
Практическая значимость. Авторы публикации надеются, что изложенный в статье материал будет способствовать утверждению форсайт-технологий проектирования индивидуальных образовательных траекторий и поможет тьюторам, курирующим процесс профессионального развития обучаемых.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель статьи – представить результаты реализации научноисследовательского проекта «Мониторинг социального самочувствия и проблемы профессиональной адаптации студентов Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)» по изучению процесса профессиональной социализации будущих специалистов. Авторов статьи интересовала прежде всего роль производственной практики в профессиональном становлении будущего специалиста.
Методика и методы. При проведении социологического исследования отбор респондентов производился на основе многоступенчатой комбинированной (серийно-гнездовой) модели выборки среди студентов I, III и V курсов шести факультетов очной формы обучения ИГЭУ. Для выяснения динамики процесса профессиональной адаптации студентов от первого к пятому курсу был разработан комплекс вопросов, ответы на которые демонстрируют особенности профессиональной идентичности будущих специалистов на начальном (I курс), промежуточном (III курс) и завершающем (V курс) этапах их профессионального становления. Информация обрабатывалась с применением программно-аналитического комплекса SPSS. Был предпринят сравнительный анализ по гендерному признаку степени удовлетворенности/неудовлетворенности организацией производственной практики со стороны вуза и принимающих предприятий.
Результаты. Выявлены уровни удовлетворенности студентов прохождением производственной практики, влияющие на оценку учащимися качества подготовки в вузе, отношение к получаемой специальности и успешность в будущей профессии. Приводятся данные о самооценках готовности студентов к практике. Сформулированы критерии успешного ее прохождения. Вскрыты проблемы и трудности, с которыми чаще всего сталкиваются практиканты.
Научная новизна. Данные исследования подтверждают, что практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по профессии. Однако то, что она в своих институциональных формах функциональна и является эффективным инструментом профессиональной социализации будущих специалистов (позволяет обучающимся апробировать полученные в вузе знания, в реальных условиях современного производства, оценить собственный профессиональный иличностный потенциал, адаптироваться к требованиям, предъявляемым будущей профессией, и зарекомендовать себя на возможном месте будущей работы) на деле остается пока лишь теоретическими положениями учебного процесса в вузах. В реальности около трети выпускников не удовлетворены организацией практики как со стороны вуза, так и принимающих компаний; более четверти студентов отмечают неподготовленность к работе на предприятиях (в учреждениях, организациях) во время практики; примерно 40% испытывают явный дефицит умений и навыков в области будущей профессии и т. д. Все это культивирует в студенческой среде мнение, что практика – пустая трата времени. Руководству и профессорско-преподавательскому составу вузов необходимо серьезно озаботиться поиском неиспользованных резервов для повышения эффективности студенческих практик.
Практическая значимость. Предлагаются конкретные пути совершенствования практической подготовки будущих специалистов, что поможет структурам, имеющим отношение к проведению производственной практики, внести соответствующие изменения в учебные и производственные планы.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Цель публикации – рассмотреть психолого-педагогические механизмы языкового развития личности и формирования гуманитарной культуры школьников как части общей культуры при опосредующей роли языка как знаково-культурного феномена.
Методология и методики исследования. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, классификации. Выводы сделаны на основе обзора современной социокультурной и языковой ситуации, положений фундаментальных психолого-педагогических и языковых теорий, а также генерализации опыта школ Тюменской области, обретенного в ходе реализации сетевого проекта «Языковое развитие личности в системе общего образования».
Результаты. Доказывается, что эффективное решение проблем языкового образования школьников в контексте современной социокультурной ситуации и требований новых образовательных стандартов возможно на основе актуализации ценностно-смыслового потенциала гуманитарных подходов– лингвокультурологического, семиотического, герменевтического, помогающих проектировать метаязыковое образовательное пространство как пространство пересечения разных языков, предметной и метапредметной, когнитивной и языковой картин мира, взаимодействия разных речевых практик. Рассмотрены природа и содержание метаязыка, основу которого составляет ментальный лексикон личности, включающий культурные концепты, лингвоконцепты, семиотические концепты, метафорический слой языка, когнитивные метафоры и т. п. Показано, что чтение и понимание текста, его анализ и личностная интерпретация, продуцирование «вторичных» и «встречных» текстов – главные виды метаязыковой деятельности в процессе общего развития личности, в которой метаязык выступает механизмом концептуализации индивидуального сознания, формирования индивидуальной языковой картины мира и индивидуальной концептосферы, обогащения личностного опыта понимания и смыслового опыта, ценностного освоения метатекста культуры.
Научная новизна. В статье раскрывается авторская концепция языкового развития личности и метаязыка как педагогического феномена, который в образовательной семиотике носит системообразующий характер. Вводится понятие метаязыка, который представляет собой универсальный язык, язык культуры и является способом широкого метанаучного построения понятий, инструментом освоения всех предметных областей и «предметных» языков учебных дисциплин.
Практическая значимость. Изложенные в статье материалы помогут педагогам, руководителям образовательных учреждений в выборе новых языковых стратегий и организации процесса языкового развития личности на основе гуманитарных подходов.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель статьи– показать роль гражданского общества в становлении высшей школы Урала и значимость участия уральской интеллигенции в процессе преобразований в области регионального образования.
Методы. Исследование базируется на методологических подходах модернизационной парадигмы. При анализе и систематизации фактического материала использовались историко-сравнительный, историко-генетический и историко-системный методы.
Результаты. Продемонстрировано, что в дореволюционный период активными акторами модернизации регионального образования были органы местного самоуправления. Благодаря проектам, подготовленным при участии сил местной интеллигенции, земства и городские думы уральских городов смогли отстоять свои интересы на высочайшем уровне. Решения об открытии первых высших учебных заведений в Екатеринбурге и Перми были приняты в 1914 и 1916 гг.
Научная новизна. Впервые обобщена и проанализирована деятельность уральской интеллигенции, давшая начало высшему образованию в регионе.
Практическая значимость. Результаты исследования и изложенные в статье факты могут быть использованы при разработке общих и специальных курсов по истории педагогики.
ДИСКУССИИ
Цель исследования состоит в том, чтобы оценить уместность или, наоборот, бесполезность «валидации неформального или неофициального обучения» (VNIL) для российских университетов – методов, которые существуют с 1930 гг. и используются во всем мире, но не в России.
Методы. Проведен обзор ведущих научных исследований по заявленной проблеме, а также анализ литературы по практическому применению системы VNIL.
Результаты. Описано социологическое исследование, которое демонстрирует, как система VNIL применяется в одном из университетов Англии. Рассмотрены причины, почему представители ЮНЕСКО, ОЭСР и политические деятели ЕС полагают, что данная система должна получить широкое распространение в мире. Главный аргумент состоит в том, что она отвечает потребностям граждан и организаций в сфере глобальной экономики. Автор приходит к выводу, что система VNIL столь же важна для педагогической практики в РФ, как и в других развитых странах.
Научная новизна. Система VNIL является недостаточно изученной в России. Данная публикация – попытка восполнить этот пробел. Дано авторское определение понятий «система VNIL» и «методы VNIL».
Практическая значимость. С целью распространения данной системы VNIL излагаются главные преимущества ее применения в современной высшей школе России.
КОНСУЛЬТАЦИИ
Цель. Предлагаемая статья, в широком смысле, ставит своей целью обсуждение и обоснование общей структуры курса физики в высшем учебном заведении. В более узком смысле автор задается вопросом необходимости включения в состав этой дисциплины раздела «Теория относительности» и обозначает место данного раздела в подготовке студентов и возможную последовательность его изложения.
Методика построения курса физики в современных условиях требует от лектора определенной изощренности. Это связано с происшедшим в последнее время сильнейшим «ужиманием» курса, вызванном рядом объективных и субъективных причин. В процессе планирования занятий приходится производить тщательный отбор материала, исключая второстепенные и малозначимые вопросы. Этот процесс особенно обостряется при жестких временных ограничениях – малом количестве аудиторных часов, выделяемых на изучение предмета. Тем не менее при сокращении лекционных занятий по физике непозволительно жертвовать основной содержательной стороной дисциплины, опускать темы и разделы, важные в прикладном или концептуальном плане, такие как «Теория относительности». Автор описывает два варианта расположения раздела внутри курса всоответствии стребуемым уровнем преподавания физики. При первом подходе теория относительности рассматривается как часть современной механики и излагается в первом семестре на 1-м курсе, возможно – сразу после кинематики. При втором релятивистская физика подается как результат дедуктивного осмысления, как обобщающая теория, объясняющая единство мира и объективное существование физических законов; вэтом случае предлагать вниманию студентов положения и идеи теории относительности лучше после освоения оптики, непосредственно перед изучением атомной физики.
Результаты и научная новизна. Обоснована потребность включения релятивистской теории в число разделов общей физики. Приведен перечень подлежащих рассмотрению вопросов для минимального, базового и расширенного уровней освоения материала, которые определяют место и глубину преподавания теории относительности будущим специалистам технического профиля.
Автор излагает и обобщает результаты собственного многолетнего педагогического опыта, итоги которого представлены в оригинальной форме, в виде удобных для использования схем и таблиц.
Практическая значимость. Авторские разработки будут полезны для широкого круга преподавателей физики, ведущих лекторов и методистов, занятых планированием курсов и разработкой концепций преподавания физики в вузах.
ИНФОРМАЦИЯ
ISSN 2310-5828 (Online)