Особенности психологического благополучия, самоорганизации и мотивации у студентов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-88-113
Аннотация
Введение. В статье рассмотрены основные подходы к изучению психологического благополучия, дано общее представление о самоорганизации и учебной мотивации как компонентах ведущей учебно-профессиональной деятельности студентов. Цель – исследовать уровни психологического благополучия и их связь с мотивацией и самоорганизацией учебно-профессиональной деятельности студентов. Методология, методы и методики. Для эмпирического исследования были использованы следующие методики: методика «Шкала психологического благополучия» С. Rуff (адаптация Н. Н. Лепешинского), опросник «Самоорганизация деятельности (ОСД)» Е. Ю. Мандриковой, опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» В. И. Моросановой, опросник «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика «Шкала академической мотивации» Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина. Для обработки данных использовались U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена. Результаты. Большинство студентов-бакалавров имеют средний уровень психологического благополучия как по отдельным шкалам, так и по общему интегральному показателю. Низкий и высокий уровни благополучия характерны для небольшой части выборки. Более 90 % респондентов имеют средний и высокий уровни самоорганизации и саморегуляции. Выявлено, что для студенческой молодежи характерна познавательная мотивация, мотивация саморазвития и достижения. Экстернальная мотивация, интроецированная мотивация и амотивация мало проявлены в среде студентов. Научная новизна. Исследование описывает особенности мотивации и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов с разными уровнями психологического благополучия, а также взаимосвязи психологического благополучия с самоорганизацией и мотивацией учебно-профессиональной деятельности студентов. Практическая значимость. Результаты исследования предоставляют возможность получить дополнительные сведения о современных студентах, которые могут быть использованы для более успешной организации обучения в вузе в период адаптации, а также в индивидуальном подходе в работе со студентами.
Об авторах
Л. В. ОконечниковаРоссия
Оконечникова Любовь Викторовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии
Екатеринбург
Э. Э. Сыманюк
Россия
Сыманюк Эльвира Эвальдовна – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии
Scopus Author ID 57190121318, ResearcherID Q-8009-2016.
Екатеринбург
Т. Л. Фокша
Россия
Фокша Татьяна Леонидовна – магистрант кафедры общей и социальной психологии
Екатеринбург
Список литературы
1. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago: Aldine Pub. Co.; 1969. 20 p. Accessed September 29, 2023. https://psycnet.apa.org/record/1970-19058-000
2. Diener E.D., Chan M.Y. Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity. Applied Psychology: Health and Well-Being. 2016;3(1):1–43. Accessed September 29, 2023. http://labs.psychology.illinois.edu/~ediener/Documents/Diener-Chan_2011.pdf
3. Layard R. Measuring subjective well-being: how should human happiness and life satisfaction be measured? Science. 2010;327(5965):534–535. doi:10.1126/science.1186315
4. Ryan R.M., Deci E.L. On happiness and human potentials: a review of research on hedonic and eudaimonic well-being. Annual Review of Psychology. 2015;52:141–166. doi:10.1146/annurev.psych.52.1.141
5. Diener E.D., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment. 1985;49(1):71–75. Accessed September 29, 2023. https://labs.psychology.illinois.edu/~ediener/Documents/Diener-Emmons-Larsen-Griffin_1985.pdf
6. Thorsteinsen K., Vittersø J. Now you see it, now you don’t: solid and subtle differences between hedonic and eudaimonic wellbeing. The Journal of Positive Psychology. 2020;15(4):519–530. doi:10.1080/17439760.2019.1639794
7. Borisov G.I. Approaches to the study of psychological well-being. Psychology of Education: Modern Vector of Development. 2020:157–174. Accessed September 29, 2023. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117661/1/978-5-7996-3516-9_2022_025
8. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: A eudaimonic approach to psychological well-being. Journal of Happiness Studies. 2018;9(1):13–39. doi:10.1007/s10902-006-9019-0
9. Butoria K., Huja H. The role of positive and negative affect in happiness orientation: a study of the working population. Indian Journal of Health and Well-Being. 2018;9:76–82. Accessed September 29, 2023. https://www.researchgate.net/publication/348164433_Role_of_positive_affect_and_negative_affect_in_orientation_to_happiness_A_study_on_working_population
10. Schmukle S.S., Egloff B., Burns L.R. The relationship between positive and negative affect in the positive and negative affect schedule. Journal of Research in Personality. 2002;36:463–475. Accessed September 29, 2023. https://www.sci-hub.ru/10.1016/s0092-6566(02)00007-7?ysclid=m16nqa-z5j2260673683
11. Ishik Sh., Uzbe N. (2015). Personality traits and positive/negative effects: an analysis of the meaning of life among adults. Educational Sciences: Theory and Practice. 2015;15. Accessed September 29, 2023. https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ1067429.pdf
12. Isen A.M. The influence of positive affect on decision making in difficult situations: theoretical issues with practical implications. Journal of Consumer Psychology. 2016;11:75–85. doi:10.1207/S15327663JCP1102_01
13. Forgas J.P. Can sadness be good for you? On the cognitive, motivational, and interpersonal benefits of negative impact. In: Parrott W.G., ed. The Positive Side of Negative Emotions. New York, USA: Guilford Publications; 2017:3–36 Accessed September 29, 2023. https://aps.onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/ap.12232
14. Eisner L.R., Johnson S.L., Carver K.S. Positive effect on regulation in anxiety disorders. Journal of Anxiety Disorders. 2019;23:645–649. Accessed September 29, 2023. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/19278820
15. Fredrickson B.L. The role of positive emotions in positive psychology: expanding and strengthening the theory of positive emotions. American Psychologist. 2001;56:218–226 Accessed September 29, 2023. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/11315248/
16. Cook R., Buick M.B., Barkham M., Bradley M., Audio A. Measuring, monitoring and managing the psychological well-being of first-year university students. British Journal of Guidance and Counseling. 2006;34:505–517. doi:10.1080/03069880600942624/
17. Gamage K.A., Dehideniya D.M., Ekanayake S.Yu. The role of personal values in learning approaches and student achievement. Behavioral Sciences. 2021;11(7):102. Accessed September 29, 2023. https://www.mdpi.com/2076-328X/11/7/102/
18. Currie C., Zanotti C., Morgan A., Currie D., de Looze M., Roberts C., et al. Social Determinants of Youth Health and Growth. Health Behavior in School-aged Children (HBSC) Survey: International Voting Report 2009/2010. Copenhagen, WHO Regional Office for Europe; 2012 (Health Policy for Children and Adolescents, no. 6). Accessed September 29, 2023. https://iris.who.int/handle/10665/326406
19. Оng A.D. Pathways linking positive emotions and health later in life. Current Directions in Psychological Science. 2010;19:358–362. doi:10.1177/0963721410388805
20. Гуменюк Л.Н., Елыманова Т.Н., Гадирли Г.Н., Довгань А.Д. Связь психологического благополучия с тревожными и депрессивными состояниями у студентов. Образование и наука в России и за рубежом. 2018;5(40):115–119. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=34940979 (дата обращения: 22.10.2023).
21. Гольман И.А. Психологическое благополучие и тревожность студентов на этапе вхождения в образовательную среду. Человеческий капитал. 2022;6(162):116–124. Режим доступа: https://dzen.ru/a/YqpFoLTjgA4DsqOf (дата обращения: 22.10.2023).
22. Бородовицына Т.О. Особенности психологического благополучия студентов различных профилей подготовки. Мир науки. Педагогика и психология. 2020;4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-blagopoluchiya-studentov-razlichnyh-profiley-podgotovki (дата обращения: 22.08.2023).
23. Костюнин И.Е. Связь психологического благополучия и жизнестойкости личности в юношеском возрасте. Молодой ученый. 2022;19(414):398–407. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/414/91534/ (дата обращения: 27.08.2023).
24. Сунцова Я.С. Взаимосвязь психологического благополучия и креативности студентов. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/5_SWMN_2016/Psihologia/7_207550.doc.htm (дата обращения: 29.08.2023).
25. Замятина А.А. Взаимосвязь показателей адаптационного потенциала и психологического благополучия студентов. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015;13:4101–4105. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/85821.htm (дата обращения: 29.10.2023).
26. Sun Yu., Liu L. Structural equation modeling of academic stability of university students, academic well-being, personality and educational level in online classes with the Tencent Meeting app in China: a study of the role of student engagement. BMC Psychology. 2023;11(347). doi:10.1186/s40359-023-01366-1
27. Гордеева Т.О. Опросник «Шкалы академической мотивации». Психологический журнал. 2014;4(35):96–107. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=21836182. (дата обращения: 07.04.2023).
28. Пейсахов Н.М. Практическая психология. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1991. 119 с.
29. Мельников В.И. Мотивация к обучению студентов в вузе как психолого-педагогическая проблема. Вестник Новгородского государственного университета. 2016;5:61–64. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_27169825_19846169.pdf (дата обращения 01.04.2023).
30. Нос Е.Ю. Способность к самоорганизации деятельности как критерий личностного потенциала и условие достижения психологического благополучия. Сибирский психологический журнал. 2009;34:106–108. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposobnost-k-samoorgan-izatsii-deyatelnosti-kak-kriteriy-lichnostnogo-potentsiala-i-uslovie-dostizheniya-psihologicheskogo (дата обращения: 03.10.2023).
31. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). Вопросы психологии. 1995;1. Режим доступа: http://www.persev.ru/bibliography/psihicheskaya-samoregulyaciya-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka-strukturno-funkcionalnyy?ysclid=loa3rdol4h419541417 (дата обращения: 03.10.2023).
32. Ишков А.Д. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: монография. Москва: АСВ, 2004. 224 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009545754?ysclid=loa3v9gr822495870 (дата обращения: 03.10.2023).
33. Шалашова Ю.В. Психологическое благополучие и стратегии совладания у студентов помогающих профессий. Нижегородский психологический альманах. 2022;1:1–16. Режим доступа: https://s.esrae.ru/psykaf417/pdf/2022/1/339.pdf (дата обращения: 03.10.2023).
34. Шаехов З.Д. Психологическое благополучие в контексте пола и сексуальной идентичности. Национальный психологический журнал. 2021;3(43):31–42. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchiev-kontekste-pola-i-seksualnoy-identichnosti?ysclid=loa4eqtys9334333766 (дата обращения: 03.10.2023).
35. Колесников В.Н. Психологическое благополучие студентов. Мир педагогики и психологии. 2016;4(4). Режим доступа: https://scipress.ru/pedagogy/articles/psikhologicheskoe-blagopoluchie-studentov.html (дата обращения: 03.10.2023).
36. Воробьёва М.А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов. Педагогическое образование в России. 2012;6:37–41. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-s-samoorganizatsiey-deyatelnosti-u-studentov (дата обращения: 15.09.2023).
37. Тихонова А.А. Особенности профессиональной мотивации студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения. Общество: социология, психология, педагогика. 2021;2(82). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-professionalnoy-motivatsii-studentov-psihologov-na-raznyh-etapah-vuzovskogo-obucheniya (дата обращения: 15.04.2023).
38. Жарких Н.Г., Костыря С.С. Учебная мотивация студентов в образовательном процессе вуза. Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2021;3(92). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnaya-motivatsiya-studentov-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza (дата обращения: 08.09.2023).
39. Савенкова И.А., Ильина Ю.В. Мотивационная готовность студентов 1 курса к обучению в высших учебных заведениях. Проблемы современного педагогического образования. 2021;72–1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsionnaya-gotovnost-studentov-1-kursa-k-obucheniyu-v-vysshih-uchebnyh-zavedeniyah (дата обращения: 15.09.2023).
40. Пилишвили Т.С., Савушкина А.И., Данилова А.Л., Соруко Торрес Н.К. Психологическое благополучие и ценностно-смысловая сфера личности студентов-психологов. Образование и наука. 2021;23(4):126–156. doi:10.17853/1994-5639-2021-4-126-156
Рецензия
Для цитирования:
Оконечникова Л.В., Сыманюк Э.Э., Фокша Т.Л. Особенности психологического благополучия, самоорганизации и мотивации у студентов. Образование и наука. 2024;26(8):88-113. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-88-113
For citation:
Okonechnikova L.V., Symanyuk E.E., Foksha T.L. Features of student psychological well-being, self-organisation and motivation. The Education and science journal. 2024;26(8):88-113. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-88-113