Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 26, № 8 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

12-39 367
Аннотация

Введение. Неослабевающая научная дискуссия о возможностях стимулирования академических исследований отмечает как позитивное, так и негативное влияние различных эффектов управления на количество и качество подобных исследований в высшем образовании. Цель. Статья посвящена анализу динамики результатов академических исследований региональных вузов с фокусированием на возможностях и ограничениях стимулирования индивидуальной научной продуктивности. Методология, методы и методики. В исследовании широко использованы комбинированный подход к формированию массива данных о результатах академических исследований, систематический подход, обеспечивающий управление по результатам, в сочетании со статистическим, социологическим и сравнительным методами исследования. Эмпирической базой стали данные по высшему образованию за 2012–2022 гг. Федеральной службы государственной статистики РФ, мониторингов эффективности вузов Министерства науки и высшего образования России, Научной электронной библиотеки РФ, международных баз цитирования, а также результаты онлайн-опроса научно-педагогических работников вузов РФ. Результаты. В исследуемом периоде для вузов Приморского края РФ характерно повышение видимости в национальном научном сообществе по объему НИОКР и количеству публикаций. В то же время для научно-педагогических работников отмечается ухудшение академической среды из-за роста педагогической нагрузки, снижения возможностей стимулирования относительно регионального уровня и риска краткосрочного найма. Возросшая интенсивность и неопределенность стали ограничивающими факторами качественного уровня академических исследований отдельных вузов по импакт-фактору журналов, в которых опубликованы результаты, а проведенный социологический опрос работников показал относительно низкий уровень доверия к системе стимулирования индивидуальной научной продуктивности. Научная новизна работы заключается в развитии организационно-методических основ управления и оценки академических исследований в условиях применения стимулирования по результатам. Практическая значимость состоит в выделении тенденций динамики академических исследований на региональном уровне, представлении инструментария снижения асимметрии информации об их результатах, который основан на использовании переменных, позволяющих выявить ограничения стимулирования индивидуальной научной продуктивности для ее развития.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

40-64 346
Аннотация

Введение. Качество и достоверность данных об изменениях на региональных рынках труда, количественные и качественные характеристики потребности в рабочих кадрах и специалистах среднего звена в совокупности с оценкой возможностей модернизации среднего профессионального образования и системы профессионального обучения является важной проблемой для среднесрочного и долгосрочного планирования в данной сфере. Решение проблемы во многом зависит от методик прогнозирования, объединяющих данные о перспективах развития рынков труда с данными о возможностях систем подготовки кадров. Цель – рассмотреть понятие «предикативная аналитика» как основу методологии управления на основе данных и возможность применения этой методологии в профессиональном образовании. Методология, методы и методики. Исследование прикладного характера проведено на основе методологии общенаучного уровня. Применялись такие методы, как обобщение, теоретический, эмпирический и кластерный анализ, синтез, концептуализация. Результаты и научная новизна. Рассмотрена предикативная аналитика как инструмент внедрения методологии управления на основе данных в сфере профессионального образования, обосновано понятие отсроченных результатов образования в качестве центрального предмета прогностической аналитики в системе управления образованием. Практическая значимость. Предложены пять групп параметров, позволяющих выстраивать разнообразные модели предиктивной аналитики на уровне как отдельной образовательной организации, так и региональной системы профессионального образования.

65-87 504
Аннотация

Введение. Развитие человеческого потенциала является важным направлением государственной политики Республики Казахстан в области обеспечения экономической безопасности страны. В этой связи особое внимание уделяется росту человеческого потенциала и его ответственности за саморазвитие и самореализацию нового поколения граждан. Цель статьи – представить инновационные практики становления субъектности студентов в ходе образовательного процесса посредством использования специальных диагностических и коррекционно-развивающих инструментов. Методология, методы и методики. Исследование базировалось на системном, субъектном, деятельностном и аксиологическом подходах. В исследовании широко использовались методы моделирования хода учебного процесса. Полученные результаты. Определено, что применение интерактивных технологий при реализации инновационных практик способствует активному становлению субъектности студентов в ходе образовательного процесса. Научная новизна. На основании системного, субъектного, деятельностного и аксиологического подходов разработана авторская система становления субъектности студентов в ходе образовательного процесса с активным использованием интерактивных технологий. Практическая значимость. Предложенная система может быть использована преподавателями колледжей и вузов в практике для установления взаимодействия с обучающимися.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

88-113 344
Аннотация

Введение. В статье рассмотрены основные подходы к изучению психологического благополучия, дано общее представление о самоорганизации и учебной мотивации как компонентах ведущей учебно-профессиональной деятельности студентов. Цель – исследовать уровни психологического благополучия и их связь с мотивацией и самоорганизацией учебно-профессиональной деятельности студентов. Методология, методы и методики. Для эмпирического исследования были использованы следующие методики: методика «Шкала психологического благополучия» С. Rуff (адаптация Н. Н. Лепешинского), опросник «Самоорганизация деятельности (ОСД)» Е. Ю. Мандриковой, опросник «Стиль саморегуляции поведения – ССП-98» В. И. Моросановой, опросник «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной, методика «Шкала академической мотивации» Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина. Для обработки данных использовались U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена. Результаты. Большинство студентов-бакалавров имеют средний уровень психологического благополучия как по отдельным шкалам, так и по общему интегральному показателю. Низкий и высокий уровни благополучия характерны для небольшой части выборки. Более 90 % респондентов имеют средний и высокий уровни самоорганизации и саморегуляции. Выявлено, что для студенческой молодежи характерна познавательная мотивация, мотивация саморазвития и достижения. Экстернальная мотивация, интроецированная мотивация и амотивация мало проявлены в среде студентов. Научная новизна. Исследование описывает особенности мотивации и самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов с разными уровнями психологического благополучия, а также взаимосвязи психологического благополучия с самоорганизацией и мотивацией учебно-профессиональной деятельности студентов. Практическая значимость. Результаты исследования предоставляют возможность получить дополнительные сведения о современных студентах, которые могут быть использованы для более успешной организации обучения в вузе в период адаптации, а также в индивидуальном подходе в работе со студентами.

114-143 322
Аннотация

Введение. Статья посвящена исследованию взаимосвязи конфликтологической культуры и личностных особенностей будущих врачей. Целью работы является рассмотрение взаимосвязи между конфликтологической культурой личности выпускника медицинского вуза и наиболее важными в профессиональной деятельности врача качествами личности – доверием и агрессивностью. Методология, методы и методики. Был использован метод тестирования на основе таких психологических инструментов, как методика на определение уровня развития конфликтологической культуры личности О. И. Щербаковой, шкала межличностного доверия Дж. Б. Роттера, стандартизированный опросник измерения агрессивных и враждебных реакций А. Басса и А. Дарки. Для обработки данных использовались описательная статистика, корреляционный, регрессионный и факторный анализ. Выборка исследования - 300 выпускников лечебного факультета Сеченовского Университета в возрасте от 22 до 28 лет. Результаты. Выпускники обладают средним уровнем конфликтологической культуры (46,6), средним уровнем межличностного доверия (78,6), повышенным уровнем индексов враждебности (52,73) и агрессивности (53,09), высокой обидчивостью (59,58). В ходе корреляционного анализа данных исследования было выявлено 14 статистически значимых связей между компонентами конфликтологической культуры и различными видами агрессии, но статистически значимых связей с уровнем межличностного доверия зафиксировано не было. Построенная авторами множественная регрессионная модель выявила, что высокий уровень конфликтологической культуры на 22,8 % обусловлен низким уровнем физической агрессии и подозрительности. Практическая значимость. Значимым вкладом данного исследования является выявление связей конфликтологической культуры с личностными особенностями выпускников медицинского вуза, такими как доверие и агрессивность. Исследование закладывает основу для разработки программ по развитию профессионально важных качеств личности будущих врачей, профилактике агрессивного поведения, развитию навыков конфликтологической культуры и ее трансляции при общении с пациентами и коллегами, результатом чего служит улучшение качества медицинского обслуживания.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

144-173 230
Аннотация

Введение. Актуальность исследования определяется потребностями развития российского общества в привлечении активной талантливой молодежи в различные сферы экономической и социальной деятельности. Цель статьи – выявить факторы формирования креативных студенческих команд, способных к результативной деятельности в креативной индустрии, в исследовательских и научно-технологических и социально значимых проектах. Методология, методы и методики. Эмпирической базой выступили результаты социологического исследования креативности 720 студентов ряда вузов РФ методом анкетного опроса. На основе факторного анализа были выделены пять групп студентов с условными названиями: оптимисты, популисты, разносторонние, дисциплинированные, аутсайдеры. Результаты. Определены основные параметры, представлена типология студентов с позиций их отношения к различным видам деятельности, активности в научной и общественной жизни вуза, оценок условий научно-образовательной и общественной деятельности вуза, активности в социальных сетях, выявления важнейших составляющих жизненного успеха. Научная новизна. На основе авторской методики социологического исследования креативности студентов предложены подходы к формированию креативных студенческих команд. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования предложенной методики и результатов исследования в работе педагогов и специалистов вузов, занимающихся вовлечением студенческой молодежи в научно-исследовательские, творческие и социально значимые проекты.

174-206 411
Аннотация

Введение. Исследуемая проблема охватывает всю систему профессионального образования, однако описана на примере высшей школы. Под эффектом несоответствия работы и образования (job-education mismatch) понимается выбор выпускниками вузов разных уровней образования (бакалавриат, магистратура) работы, в той или иной мере не соответствующей направленности высшего образования. Целью статьи является теоретическая концептуализация и эмпирический анализ эффекта несоответствия работы и образования на разных этапах перехода «вуз-рынок труда» (полгода, год, 7–10 лет), где опыт, полученный в вузе, может по-разному оцениваться выпускниками с учетом профессионального выбора. Методология, методы и методики. Эмпирический базис исследования составляют мониторинговые опросы выпускников 2017–2022 гг. через полгода после окончания крупного российского вуза (n = 7706); из числа выпускников 2021 г. проведены полуформализованные интервью (n = 10); информация дополнена полуформализованными интервью с работниками среднего возраста через 7–10 лет после окончания вуза (n = 10) и сведениями о численности предприятий, выступающих базами практики по заключенным с вузами договорам в 2020–2022 гг. (мониторинг эффективности вузов РФ). Результаты. Результаты исследования демонстрируют различия в выборе стартовой профессиональной траектории выпускниками различных образовательных профилей. Предложена типологизация выбора стартовой профессиональной траектории: достигаторы, пофигисты, рационалисты, самореализаторы. Выводы, основанные на количественной оценке сети партнерств вузов и предприятий, ставят под сомнение, что университетское управление ей сформировано, особенно в федеральных университетах и вузах отраслевого трека «Приоритет-2030». Научная новизна. Материалы вносят вклад в развитие научных представлений о моделях поведения молодежи, осуществляющих свой профессиональный выбор в условиях изменчивости рынка труда. Практическая значимость. Снижению эффекта несоответствия работы и образования могут способствовать практики проектного обучения, где непосредственное взаимодействие индустриальных партнеров со студентами повышает интерес к «выращиванию» и раннему рекрутингу ими проактивных студентов для развития высокотехнологичных производств и интеллектуальных услуг.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)