Факторы формирования креативных студенческих команд
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-144-173
Аннотация
Введение. Актуальность исследования определяется потребностями развития российского общества в привлечении активной талантливой молодежи в различные сферы экономической и социальной деятельности. Цель статьи – выявить факторы формирования креативных студенческих команд, способных к результативной деятельности в креативной индустрии, в исследовательских и научно-технологических и социально значимых проектах. Методология, методы и методики. Эмпирической базой выступили результаты социологического исследования креативности 720 студентов ряда вузов РФ методом анкетного опроса. На основе факторного анализа были выделены пять групп студентов с условными названиями: оптимисты, популисты, разносторонние, дисциплинированные, аутсайдеры. Результаты. Определены основные параметры, представлена типология студентов с позиций их отношения к различным видам деятельности, активности в научной и общественной жизни вуза, оценок условий научно-образовательной и общественной деятельности вуза, активности в социальных сетях, выявления важнейших составляющих жизненного успеха. Научная новизна. На основе авторской методики социологического исследования креативности студентов предложены подходы к формированию креативных студенческих команд. Практическая значимость статьи состоит в возможности использования предложенной методики и результатов исследования в работе педагогов и специалистов вузов, занимающихся вовлечением студенческой молодежи в научно-исследовательские, творческие и социально значимые проекты.
Об авторах
Я. В. УшаковаРоссия
Ушакова Яна Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии факультета социальных наук
Нижний Новгород
Д. В. Зернов
Россия
Зернов Дмитрий Васильевич – кандидат политических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии факультета социальных наук
Scopus Author ID 56112413300
Нижний Новгород
И. В. Ситникова
Россия
Ситникова Ирина Викторовна – кандидат социологических наук, доцент кафедры отраслевой и прикладной социологии факультета социальных наук
Нижний Новгород
Список литературы
1. Хамидулин В.С. Модернизация модели проектно-ориентированного обучения в вузе. Высшее образование в России. 2020.29(1):135–149. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-1-135-149
2. Амбарова П.А., Зборовский Г.Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий. Образование и наука. 2023;25(2):191–223. doi:10.17853/1994-5639-2023-2-191-223
3. Tan C.-S., Tan S.-A., Hashim I.H.M., Lee M.-N., Ong A.W.-H., Yaacob S.-B. Problem-solving ability and stress mediate the relationship between creativity and happiness. Creativity Research Journal. 2019;31(1):15–25. doi:10.1080/10400419.2019.1568155
4. Mann S., Cadman R. Does being bored make us more creative? Creativity Research Journal. 2014;26(2):165–173. doi:10.1080/10400419.2014.901073
5. Мешкова Н.В. Современные зарубежные исследования креативности: социально-психологический аспект. Социальная психология и общество. 2015;6(2):8–21.
6. Абисалова Е.А. Сравнительный анализ процедур измерения креативности. Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2013;18(119):67–79.
7. Гришина Н.В. Поведение в повседневности: жизненный стиль, повседневная креативность и «жизнетворчество». Психологические исследования. 2017;10(56):2.
8. Кириченко Н.С. Развитие креативности у студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2019;5(78):284–285. doi:10.24411/1991-5497-2019-00116
9. Мороз В.В. Развитие креативности студентов: монография. Оренбург: ОГУ; 2011. 183 с.
10. Hemdan A.H., Kazem A.M. Creativity development of high-achieving students. Creativity Research Journal. 2019;31(3):296–308. doi:10.1080/10400419.2019.1641684
11. Delany D.E., Cheung R.R.M., Takahashi Y., Cheung C.S. Adolescents’ implicit theories of a creative person: a longitudinal investigation in three countries. Creativity Research Journal. 2019;31(1):52–61. doi:10.1080/10400419.2019.1577648
12. Kwang Ng A. A cultural model of creative and conforming behavior. Creativity Research Journal. 2003;15(2-3):223–233. doi:10.1080/10400419.2003.9651414
13. Wu C.H., Cheng Y., Ip H.M., McBride-Chang C. Age differences in creativity: task structure and knowledge base. Creativity Research Journal. 2005;17(4):321–326. doi:10.1207/s15326934crj1704_3
14. Davidovitch N., Milgram R.M. Creative thinking as a predictor of teacher effectiveness in higher education. Creativity Research Journal. 2006;18(3):385–390. doi:10.1207/s15326934crj1803_12
15. Maksic S.B., Spasenovic V.Z. Educational science students’ implicit theories of creativity. Creativity Research Journal. 2018;30(3):287–294. doi:10.1080/10400419.2018.1488200
16. Андрюхина Л.М. Концепции креативности в менеджменте и бизнесе как интеллектуальный ресурс развития образования. Научное обозрение. Реферативный журнал. 2019;2:5–14.
17. Oztop P., Katsikopoulos K., Gummerum M. Creativity through connectedness: the role of closeness and perspective taking in group creativity. Creativity Research Journal. 2018;30(3):266–275. doi:10.1080/10400419.2018.1488347
18. Yunlu D.G., Clapp-Smith R., Shaffer M. Understanding the role of cultural intelligence in individual creativity. Creativity Research Journal. 2017;29(3):236–243. doi:10.1080/10400419.2017.1360070
19. Волков Ю.Г. Креативность: творчество против имитации. Москва: Альфа-М; 2013. 432 с.
20. Волков С.К., Ефимов Е.Г. Портрет креативного работника: социологический подход. Вестник Московского университета. Сер. 6. Экономика. 2022;2:175–188.
21. Baez J.M., Bergua J.A., Pac D. The creative class and the creative economy in Spain. Creativity Research Journal. 2014;26(4):418–426. doi:10.1080/10400419.2014.961769
22. Петрова И.Э., Азерли Д.А. Развитие креативной компетенции в условиях внедрения инноваций: перспективы комплексных междисциплинарных исследований. Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: Материалы IX Международной научно-практической конференции; 17–18 апреля 2023 г. Том 1. Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2023:163–168.
23. Качераускас Т. Креативность и концепция креативного общества в социологии. Социологические исследования. 2017;10:26–35. doi:10.7868/S0132162517100038
24. Julmi C., Scherm E. The domain-specificity of creativity: insights from new phenomenology. Creativity Research Journal. 2015;27(2):151–159. doi:10.1080/10400419.2015.1030310
25. Yu F., Peng Th., Peng K., Zheng S.X., Liu Z. The semantic network model of creativity: analysis of online social media data. Creativity Research Journal. 2016;28(3):268–274. doi:10.1080/10400419.2016.1195618
26. Волков Ю.Г. Креативное общество как цель российской модернизации. Социологические исследования. 2011;11:22–28.
27. Матраева А.Д. Аспекты развития креативности современного российского студенчества. Социально-гуманитарные знания. 2017;4:350–356.
28. Иванов Д.В., Асочаков Ю.В., Богомягкова Е.С. Включенность в интернет-коммуникации и креативность в социальных сетях как показатели социального развития. Журнал социологии и социальной антропологии. 2021;24(2):56–80. doi:10.31119/jssa.2021.24.2.3
29. Hoffmann J., Ivcevic Z., Brackett M. Creativity in the age of technology: measuring the digital creativity of millennials. Creativity Research Journal. 2016;28(2):149–153. doi:10.1080/10400419.2016.1162515
30. Рогач О.В., Фролова Е.В. Анализ влияния социальных сетей на современных подростков: ключевые проблемы и деструктивные последствия. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022;2:305–314. doi:10.17072/2078-7898/2022-2-305-314
31. Иванов Д.В. Интернет-коммуникации как социальная рутина в российских мегаполисах. Социология науки и технологий. 2022;1:97–115. doi:10.24412/2079-0910-2022-1-97-115
32. Попель А.А. Перспективы развития социальной креативности. Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия: материалы Международной научно-практической конференции; 14–15 сентября 2017 г. Том 1. Нижний Новгород: НИСОЦ, 2017:309–312.
33. Раренко А.А. К вопросу о креативности и способах ее изучения и измерения. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: Реферативный журнал. 2020;3:93–103. doi:10.31249/rsoc/2020.03.06
34. Conradty C., Bogner F. X. From STEM to STEAM: cracking the code? How creativity & motivation interacts with inquiry-based learning. Creativity Research Journal. 2019;31(3):284–295. doi:10.1080/10400419.2019.1641678
35. Коротаев С.А. Креативность и ее факторы: проблемы концептуализации в исследованиях. Социологический журнал. 2015;21(2):6–30.
36. Гуськова Е.А., Тарабаева В.Б. Мотивационные аспекты участия студентов в научно-исследовательской и проектной деятельности. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2015;8(205):72–75.
37. Серебровская Н.Е., Кочергина И.С. Креативность как компетенция специалистов социономических профессий. Психологические науки. 2020;06(96):146–151. doi:10.23670/IRJ.2020.96.6.068
38. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. Пер. с англ. Москва: Классика-XXI; 2007. 421 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ушакова Я.В., Зернов Д.В., Ситникова И.В. Факторы формирования креативных студенческих команд. Образование и наука. 2024;26(8):144-173. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-144-173
For citation:
Ushakova Y.V., Zernov D.V., Sitnikova I.V. Factors influencing the formation of creative student teams. The Education and science journal. 2024;26(8):144-173. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-144-173