Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Выбор стартовой профессиональной траектории: эффект несоответствия работы и образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-174-205

Аннотация

Введение. Исследуемая проблема охватывает всю систему профессионального образования, однако описана на примере высшей школы. Под эффектом несоответствия работы и образования (job-education mismatch) понимается выбор выпускниками вузов разных уровней образования (бакалавриат, магистратура) работы, в той или иной мере не соответствующей направленности высшего образования. Целью статьи является теоретическая концептуализация и эмпирический анализ эффекта несоответствия работы и образования на разных этапах перехода «вуз-рынок труда» (полгода, год, 7–10 лет), где опыт, полученный в вузе, может по-разному оцениваться выпускниками с учетом профессионального выбора. Методология, методы и методики. Эмпирический базис исследования составляют мониторинговые опросы выпускников 2017–2022 гг. через полгода после окончания крупного российского вуза (n = 7706); из числа выпускников 2021 г. проведены полуформализованные интервью (n = 10); информация дополнена полуформализованными интервью с работниками среднего возраста через 7–10 лет после окончания вуза (n = 10) и сведениями о численности предприятий, выступающих базами практики по заключенным с вузами договорам в 2020–2022 гг. (мониторинг эффективности вузов РФ). Результаты. Результаты исследования демонстрируют различия в выборе стартовой профессиональной траектории выпускниками различных образовательных профилей. Предложена типологизация выбора стартовой профессиональной траектории: достигаторы, пофигисты, рационалисты, самореализаторы. Выводы, основанные на количественной оценке сети партнерств вузов и предприятий, ставят под сомнение, что университетское управление ей сформировано, особенно в федеральных университетах и вузах отраслевого трека «Приоритет-2030». Научная новизна. Материалы вносят вклад в развитие научных представлений о моделях поведения молодежи, осуществляющих свой профессиональный выбор в условиях изменчивости рынка труда. Практическая значимость. Снижению эффекта несоответствия работы и образования могут способствовать практики проектного обучения, где непосредственное взаимодействие индустриальных партнеров со студентами повышает интерес к «выращиванию» и раннему рекрутингу ими проактивных студентов для развития высокотехнологичных производств и интеллектуальных услуг.

Об авторах

А. Д. Мельник
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Мельник Анастасия Дмитриевна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития

Екатеринбург



А. Е. Судакова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Судакова Анастасия Евгеньевна – кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории по проблемам университетского развития

Екатеринбург



Н. Л. Антонова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Антонова Наталья Леонидовна – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

Екатеринбург



Список литературы

1. Schomburg H., Teichler U. Higher Education and Graduate Employment in Europe: Results from Graduates Surveys in Twelve Countries. Dordrecht, Netherlands: Springer; 2006. doi:10.1007/978-1-4020-5154-8

2. Варшавская Е.Я., Котырло Е.С. Выпускники инженерно-технических и экономических специальностей: между спросом и предложением. Вопросы образования. 2019;2:98–128. doi:10.17323/1814-9545-2019-2-98-128

3. Дидковская Я.В. Профессиональное самоопределение студенчества Свердловской области: теоретические подходы, проблемы, динамика. Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017;5(50):210–217. Режим доступа: https://www.surgpu.ru/media/medialibrary/2018/02/Вестник_СурГПУ_5_50_2017.pdf (дата обращения: 11.12.2023).

4. Altbach P.G. Postsecondary systems, massification, and the research university. International Higher Education. 2017;91:5–6. doi:10.6017/ihe.2017.91.10123

5. Bender K.A., Heywood J.S. Educational mismatch among Ph.D.s: determinants and consequences. In: Freeman R.B., Goroff D., eds. Science and Engineering Careers in the United States: An Analysis of Markets and Employment. National Bureau of Economic Research; 2009:229–255. Accessed December 11, 2023. http://www.nber.org/chapters/c11623

6. Cabus S.J., Somers M.A. Mismatch between education and the labour market in the Netherlands: is it a reality or a myth? The employers’ perspective. Studies in Higher Education. 2018;43(11):1854–1867. doi:10.1080/03075079.2017.1284195

7. McGuinness S. Overeducation in the labour market. Journal of Economic Surveys. 2006;20(3):387–418. doi:10.1111/j.0950-0804.2006.00284.x

8. Slonimczyk F. Earnings inequality and skill mismatch in the U.S.: 1973–2002. The Journal of Economic Inequality. 2013;11(2):163–194. doi:10.1007/s10888-011-9212-1

9. Chua K., Chun N. In search of a better match: qualification mismatches in developing Asia. ADB Economics Working Paper Series: Asian Development Bank. 2016;476. Accessed December 15, 2023. https://ideas.repec.org/p/ris/adbewp/0476.html

10. Pivovarova M., Powers J.M. Do immigrants experience labor market mismatch? New evidence from the US PIAAC. Large-Scale Assessments in Education. 2022;10(9). doi:10.1186/s40536-022-00127-7

11. Saar E., Unt M., Kogan I. Transition from educational system to labour market in the European Union: a comparison between new and old members. International Journal of Comparative Sociology. 2008;49(1):31–59. doi:10.1177/0020715207088586

12. Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge: Polity Press; 2000. 240 p.

13. Тощенко Ж.Т. Эволюция идей: от пролетариата к прекариату. Гуманитарий Юга России. 2018;7(3):13–29. doi:10.23683/2227-8656.2018.3.1

14. Rudakov V., Figueiredo H., Teixeira P., Roshchin S. Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia. Journal of Education and Work. 2022;35(6-7):680–699. doi:10.1080/13639080.2022.2126966

15. Колосова А.И., Рудаков В.Н., Рощин С.Ю. Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов. Вопросы экономики. 2020;11:113–132. doi:10.32609/0042-8736-2020-11-113-132

16. Павлова О.Н., Казин Ф.А., Бутаков Н.А. Профильность трудоустройства выпускников вузов: анализ данных социальных сетей. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21(3):38–56. doi:10.15826/umpa.2017.03.036

17. Salas-Velasco M. Mapping the (mis)match of university degrees in the graduate labor market. Journal for Labour Market Research. 2021;55(14). doi:10.1186/s12651-021-00297-x

18. Boudarbat B., Chernoff V. Education-job match among recent Canadian university graduates. Applied Economics Letters. 2012;19(18):1923–1926. doi:10.1080/13504851.2012.676730.

19. Sulaimanova B. Returns to education: empirical evidence from Kyrgyzstan. Journal of Applied Microeconometrics. 2021;1(2):73–84. doi:10.53753/jame.1.2.01

20. Gagne M., Parker S.K., Griffin M.A. Understanding and shaping the future of work with self-determination theory. Nature Reviews Psychology. 2022;1:378–392. doi:10.1038/s44159-022-00056-w

21. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. От восприятия перемен – к изменению социального поведения. Мир России. 2022;31(1):6–24. doi:10.17323/1811-038X-2022-31-1-6-24

22. Cedefop. Insights into Skill Shortages and Skill Mismatch. Learning from Cedefop’s European Skills and Jobs Survey. Luxembourg: Publications Office of the European Union; 2018. doi:10.2801/645011

23. Мальцева В.А. Концепция skill mismatch и проблема оценки несоответствия когнитивных навыков в межстрановых исследованиях. Вопросы образования. 2019;3:43–76. doi:10.17323/1814-9545-2019-3-43-76

24. Шихов Ю.А., Шихова О.Ф., Касаткин А.А. Проблема измеримости образовательных стандартов высшего профессионального образования. Образование и наука. 2016;(1):21–33. doi:10.17853/1994-5639-2016-1-21-33

25. Голубева Т.А., Цуркан Д.А. Проблемы становления системы взаимодействия профессионального образования с отраслевыми работодателями Тверской области. Образование и наука. 2014;(5):44–53. doi:10.17853/1994-5639-2014-5-44-53

26. Третьякова В.С. Сценарии прогнозирования профессионального будущего студенческой молодежи. Образование и наука. 2024;26(1):54–81. doi:10.17853/1994-5639-2024-1-54-81

27. Голубовский В.Н. Система управления качеством профессионального образования Республики Беларусь: стратегия совершенствования. Образование и наука. 2023;25(10):76–108. doi:10.17853/1994-5639-2023-10-76-108

28. Delaney J., McGuinness S., Pouliakas K., Redmond P. Educational expansion and overeducation of young graduates: a comparative analysis of 30 European countries. Oxford Review of Education. 2020;46(1):10–29. doi:10.1080/03054985.2019.1687433

29. Haase C.M., Heckhausen J., Silbereisen R.K. The interplay of occupational motivation and well-being during the transition from university to work. Developmental Psychology. 2012;48(6):1739–1751. doi:10.1037/a0026641

30. Долгова А.А., Митрофанова Е.С. Начало самостоятельной жизни россиянами: межпоколенческий аспект. Демоскоп Weekly. 2015;625–626. Режим доступа: https://www.demoscope.ru/weekly/2015/0625/analit02.php (дата обращения: 01.11.2023).

31. Елина Е.Г., Аникин В.М. Целевое обучение: социальные риски и их преодоление. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2018;18(4):373–377. doi:10.18500/1818-9601-2018-18-4-373-377

32. Меренков А.В., Антонова Н.Л., Бахтин Е.Л., Попова Г.И. Университеты как источник формирования прекарной занятости. Интеграция образования. 2023;27(2):273–288. doi:10.15507/1991-9468.111.027.202302.273-288

33. Ситникова И.В. Профессиональные планы и стратегии трудоустройства современных студентов. Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019;4:61–77. doi:10.15593/2224-9354/2019.4.5

34. Tuononen T., Hyytinen H. Towards a successful transition to work – which employability factors contribute to early career success? Journal of Education and Work. 2022;35(6–7):599–613. doi:10.1080/13639080.2022.2126969

35. Касьянова Т.И., Мальцев А.В., Шкурин Д.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников как общественная проблема. Образование и наука. 2018;20(7):168–187. doi:10.17853/1994-5639-2018-7-168-187

36. Рощин С. Ю., Рудаков В. Н. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. Вопросы образования. 2014;2:152–179. doi:10.17323/1814-9545-2014-2-152-179

37. Пасовец Ю.М. Вторичная занятость студентов как фактор профессионализации и социальной интеграции молодежи. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019;12(4):183–199. doi:10.15838/esc.2019.4.64.12

38. Mok K.H., Qian J. Massification of higher education and youth transition: skills mismatch, informal sector jobs and implications for China. Journal of Education and Work. 2018;31(4):339–352. doi:10.1080/13639080.2018.1479838

39. Хлебников Н.А., Обабков И.Н., Князев С.Т., Сандлер Д.Г., Шестеров М.А., Куклин И.Э. Организационная модель проектного обучения в бакалавриате. Университетское управление: практика и анализ. 2023;27(1):50–57. doi:10.15826/umpa.2023.01.006

40. Проектное обучение: практики внедрения в университетах. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ; 2018. Режим доступа: https://publications.hse.ru/books/226732698 (дата обращения: 01.11.2023).

41. Меренков А.В., Сущенко А.Д. Потребности студентов вузов в дополнительном образовании: особенности формирования и реализации. Вопросы образования. 2016;3:204–223. doi:10.17323/1814-9545-2016-3-204-223

42. Pater R., Cherniaiev H., Kozak M. A dream job? Skill demand and skill mismatch in ICT. Journal of Education and Work. 2022;35(6–7):641–665. doi:10.1080/13639080.2022.2128187

43. Lasso-Dela-Vega E., Sánchez-Ollero J.L., García-Pozo A. Effects of educational mismatch on wages across industry and occupations: sectoral comparison. International Journal of Manpower. 2023;44(9):237–255. doi:10.1108/IJM-02-2022-0081

44. McGuinness S., Pouliakas K., Redmond P. Skills mismatch: concepts, measurement and policy approaches. Journal of Economic Surveys. 2018;32:985–1015. doi:10.1111/joes.12254


Рецензия

Для цитирования:


Мельник А.Д., Судакова А.Е., Антонова Н.Л. Выбор стартовой профессиональной траектории: эффект несоответствия работы и образования. Образование и наука. 2024;26(8):174-206. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-174-205

For citation:


Melnik A.D., Sudakova A.E., Antonova N.L. Choosing a starting professional trajectory: job-education mismatch effect. The Education and science journal. 2024;26(8):174-206. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-8-174-205

Просмотров: 483


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)