Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

КРЕАТИВНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-79-88

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – обозначить проблему формирования креативного коммуникативного поведения у выпускников системы профессионального образования, которым предстоит трудиться в условиях «креативной экономики». 

Методы. Работа построена на обзоре и сравнительном анализе трудов зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся проблемами креативности, психологией творчества и изучением коммуникативного поведения. 

Результаты и научная новизна. Утверждается необходимость подготовки студентов вузов к проявлению креативности. Дается определение понятия «креативное образование»; характеризуется система требований, предъявляемая к соответствующему ему учебному процессу. Рассматриваются исследовательские позиции в области изучения креативности, разные подходы к ее толкованию и направления научного поиска решения проблемы формирования креативного коммуникативного поведения. Сложность проблемы связана с неразработанностью теории и методики системного и комплексного описания коммуникативного поведения той или иной общности и отсутствием единого мнения по поводу того, представители какой науки должны этим заниматься. С точки зрения авторов, изучение коммуникативного поведения – синтетическое филологическое и социально-антропологическое перспективное научное направление. С одной стороны, описание коммуникативного поведения – составная часть описания любого языка как культурно-исторического феномена; с другой – данное поведение основано на определенных сложившихся общепринятых социальных нормах. Оно реализуется в устной и письменной речи участников процесса коммуникации, а также в невербальных проявлениях общения и служит средством самореализации личности. Задача системы профессионального образования – создать условия для освоения навыков такого поведения. Будущие специалисты как потенциальные субъекты общего творческого процесса должны быть готовы к соблюдению имеющихся норм и традиций общения и вместе с тем должны обладать способностью отказаться от фиксированных, тривиальных представлений при анализе и решении актуальных производственных проблем. 

Практическая значимость. Материал статьи может быть интересен преподавателям высшей школы, специалистам в области психологии творчества, аспирантам иорганизаторам самостоятельной деятельности обучающихся вузов. 

Об авторах

Галина Ивановна Железовская

Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Саратовского государственного университета, Саратов (РФ). 



Наталья Викторовна Абрамова

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Саратовской государственной юридической академии, Саратов (РФ). 



Елена Николаевна Гудкова

Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и права Саратовского государственного аграрного университета им. Н. И. Вавилова, Саратов (РФ). 



Список литературы

1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: МПСИ, 1996. С. 30–42.

2. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф... канд. псих. наук. Казань. 2003. C. 4–5.

3. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. No 4. С. 83–93.

4. Железовская Г. И., Абрамова Н. В., Гудкова Е. Н. Коммуникативная система формирования культуры речевого общения // Проблемы современного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции 10–11 сентября. Саратов: Наука, 2013. С. 97–98.

5. Коростылева Л. А. Самореализация. Основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. С.-Петербург, 2001.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Петербург: Питер, 2009. С. 122–134.

7. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. Москва: Наука, 1988. С. 21–25.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс, 1994. С. 57–60.

9. Стернин И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования. Воронеж: ВГТУ, 2000. С. 20–44.

10. Стернин И. А., Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского коммуникативного поведения. Воронеж: ВГТУ, 2003. C. 70–72.

11. Суворов В. В. Интеллект и креативность в постнеклассической науке. Интеллект неискусственный. Москва: МГУ, 2006. С. 112–120.

12. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// voppsy.ru/ journals_all/issues/1998/984/984123.htm (Дата обращения: 22.01.2014)

13. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. С.-Петербург: Питер, 2004. С. 32–35.

14. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967. Р. 70–84.

15. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985. Р. 5–31.

16. Sternberg R. Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, No 32. P. 137–143.


Для цитирования:


Железовская Г.И., Абрамова Н.В., Гудкова Е.Н. КРЕАТИВНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ. Образование и наука. 2015;1(4):79-88. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-79-88

For citation:


Zhelezovskaya G.I., Abramova N.V., Gudkova Y.N. CREATIVE COMMUNICATIVE BEHAVIOR AS A MEANS OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE INDIVIDUAL. The Education and science journal. 2015;1(4):79-88. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-79-88

Просмотров: 760


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)