Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Отношение студентов вузов к ценностям физической культуры и спорта как показатель социального развития

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-98-128

Аннотация

Введение. Физкультурно-спортивная деятельность – важное средство социализации и социального развития личности, и изучение направленности студентов на социальные ценности физической культуры и спорта имеет большое значение для проектирования системы физического воспитания и социального развития в вузе. Цель исследования – изучение связи между отношением студентов вузов к различным ценностям физической культуры и спорта и их социальной ответственностью, психосоциальным благополучием, приверженностью к моральным нормам и социальным ценностям как показателями социального развития. Методология, методы и методики. Предметно-научными ориентирами выступили положения психологии спорта о моральных нормах и ценностях в спорте, теории физического воспитания о социальном развитии студентов средствами физической культуры и спорта, социальной психологии личности о показателях социального развития. Применялись психодиагностические методики «Дух спорта», «Шкала социальной ответственности», «Портретный ценностный опросник», «Опросник моральных оснований», «Шкала субъективного благополучия». Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, корреляционного и регрессионного анализа, U-критерия Манна – Уитни, критерия Фридмана. В исследовании приняли добровольное участие 323 студента вузов в возрасте от 18 до 23 лет. Результаты и научная новизна. Исследование показало, что в физической культуре и спорте студентами в большей степени разделяются ценности здоровья, этики и уважения соперника. Направленность студентов на спортивные ценности уважения и воспитания средствами физической культуры и спорта выступает предиктором их социального развития, выраженного в сформированности социальной ответственности, которая, в свою очередь, определяется социальными ценностями (забота, самостоятельность, безопасность, конформность, самоутверждение) и моральными нормами. Психосоциальное благополучие студентов и социальная ответственность являются взаимозависимыми характеристиками. Практическая значимость. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке занятий по психологии и педагогике спорта, социальной психологии.

Об авторах

П. А. Кисляков
Российский государственный социальный университет; Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний
Россия

Кисляков Павел Александрович – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии, конфликтологии и бихевиористики; главный научный сотрудник,

Москва. 

ResearcherID: E-4701-2016;

Scopus AuthorID: 56348736600. 



Т. Т.Т. Нгуен
Университет науки и образования – Университет Дананга
Вьетнам

Нгуен Тхи Триу Тиен – кандидат педагогических наук, преподаватель,

Дананг.



М. С. Белов
Ивановский государственный энергетический университет; Российский государственный социальный университет
Россия

Белов Михаил Сергеевич – кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания; научный сотрудник,

Иваново;

Москва.  

ResearcherID: P-71042017;

Scopus AuthorID: 57194472169. 



О. А. Силаева
Российский государственный социальный университет
Россия

Силаева Ольга Александровна – кандидат психологических наук, научный сотрудник,

Москва.

ResearcherID: E-8649-2016,

Scopus AuthorID: 56348693700. 



Е. А. Шмелева
Ивановский государственный университет; Российский государственный социальный университет
Россия

Шмелева Елена Александровна – доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии и социальной педагогики; профессор кафедры физической культуры, спорта и здорового образа жизни

Шуя;

Москва.

ResearcherID: H-7821-2016;

Scopus AuthorID: 56375922700. 



Список литературы

1. Виленский М.Я., Масалова О.Ю. Аксиологический подход к содержанию образования по физической культуре в высшей школе и его технологические особенности: монография. Москва: Русайнс; 2017. 240 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28970317 (дата обращения: 03.03.2024).

2. Бочавер К.А., Довжик Л.М., Бондарев Д.В. Сравнение ценностей и мотивов в профессиональном и любительском спорте: прикладные перспективы. Физическая культура, спорт и здоровье в современном обществе: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Воронеж, 06–07 октября 2022 года. Воронеж: Издательско-полиграфический центр «Научная книга»; 2022:51–55. https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=nctqbr (дата обращения: 03.03.2024).

3. Лаценов Р.А., Русаков В.В., Паперно А.А., Романовский К.А. Физическая культура как средство социализации студентов. Инновации. Наука. Образование. 2023;82:233–238. Режим доступа: https://innovjourn.ru/wp-content/uploads/2023/06/Номер-82.pdf (дата обращения: 03.03.2024).

4. Vallerand R.J., Deshaies P., Cuerrier J.-P., BriÈre N.M., Pelletier L.G. Toward a multidimensional definition of sportsmanship. Journal of Applied Sport Psychology. 1996;8:89–101. doi: 10.1080/10413209608406310

5. Перфилова Т.В., Путилина В.Ю., Шилова М.В. Типология ценностей физической культуры и спорта. Устойчивое развитие: наука и практика. 2020;2(26):285–290. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44289062 (дата обращения: 03.03.2024).

6. Guivernau M., Duda J.L. Moral atmosphere and athletic aggressive tendencies in young soccer players. Journal of Moral Education. 2002;31:67–85. doi: 10.1080/03057240120111445

7. Беспалов Б.И., Веракса А.Н., Грушко А.И. Психология спорта. Под ред. Ю.П. Зинченко. Москва: Изд-во Московского ун-та; 2019. 349 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01010218822 (дата обращения: 03.03.2024).

8. Mouratidou K., Chatzopoulos D., Karamavrou S. Validity study of the moral judgment test in physical education: development and preliminary validation. Perceptual and Motor Skills. 2008;106:51–62. doi: 10.2466/PMS.106.1.51-62

9. Lee M., Whitehead J., Ntoumanis N. Development of the Attitudes to moral decision-making in youth sport questionnaire (AMDYSQ). Psychology of Sport and Exercise. 2007;8(3):369–392. doi: 10.1016/j.psychsport.2006.12.002

10. Кисляков П.А., Белов М.С., Силаева О.А. Первичная апробация методики «Опросник отношения к принятию моральных решений в спорте» на выборке российских спортсменов. Вопросы психологии. 2023;69-1:114–126. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54231422 (дата обращения: 03.03.2024).

11. Ходжанов А.Р., Махмудов В.В. Ценности физической культуры и спорта. Экономика и социум. 2020;12(79):378–381. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44860301 (дата обращения: 03.03.2024).

12. Лавренчук А.А. Основные направления развития ценностей спорта и физической культуры студенческой молодежи. Успехи гуманитарных наук. 2023;5:263–268. Режим доступа: https://mhs-journal.ru/wp-content/uploads/2023/05/mhs-5-2023.pdf (дата обращения: 03.03.2024).

13. Хузина Г.К., Валиулина И.О. Роль физической культуры и спорта в духовном воспитании личности. Актуальные исследования. 2020;4(7):62–64. Режим доступа: https://apni.ru/article/367-rol-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-v-dukhovnom (дата обращения: 03.03.2024).

14. Парфенов А.С., Черкасов А.Ю. Влияние спорта на моральное здоровье и ценности студентов. Образование и общество. 2022;2(133):77–81. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48407943 (дата обращения: 03.03.2024).

15. Ибрагимов И.Ф., Валиева И.И. Значение и задачи физического воспитания студентов. Тенденции развития науки и образования. 2023;97(10):38–40. doi: 10.18411/trnio-05-2023-539

16. Горохова Г.Г., Гармаев Ц.К. Физическая культура как фактор социализации студентов в вузе. Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2016;10–1:15–17. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26740846 (дата обращения: 03.03.2024).

17. Shields D.L.L., Bredemeier B.J.L. Character Development and Physical Activity. Champaign, IL: Human Kinetics; 1995. 296 p. Accessed March 03, 2024. https://archive.org/details/characterdevelop0000shie

18. González J., Cayuela D., López-Mora C. Prosocialidad, educación física e inteligencia emocional en la escuela. Journal of Sport and Health Research. 2019;11(1):17–32. Accessed April 03, 2024. https://www.researchgate.net/publication/325933663

19. Obeidat L.M., Momani H.I., Ammari T.T., Rababah M.A. Athletic identity and its relationship to moral values among physical education university students. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2022;24(3):41–77. doi: 10.17853/1994-5639-2022-3-41-77

20. Salleh M., Aviado L. Values can be taught through physical education. ACPES Journal of Physical Education, Sport, and Health. 2023; 3:75–85. doi: 10.15294/ajpesh.v3i1.69074

21. Sukys S., Majauskiene D. The attitude to Olympic values of pupils in schools implementing and not implementing integrated Olympic education. Baltic Journal of Sport and Health Sciences. 2018;4(91):46–51. doi: 10.33607/bjshs.v4i91.179

22. Choi Y., Min D. The effect of Olympic values on sport involvement and prosocial behaviour: an empirical study of South Korean youth. International Journal of Applied Sports Sciences. 2018;30:31–49. doi: 10.24985/ijass.2018.30.1.31

23. Taylor R.D., Oberle E., Durlak J.A., et al. Promoting positive youth development through schoolbased social and emotional learning interventions: A meta-analysis of follow-up effects. Child Development. 2017;88(4):1156–1171. doi: 10.1111/cdev.12864

24. Cryan M., Martinek T. Youth sport development through soccer: An evaluation of an after-school program using the TPSR model. The Physical Educator. 2017;74(1):127–149. doi: 10.18666/TPE2017-V74-I1-6901

25. Draper C. E., Coalter F. “There’s just something about this club. It’s been my family”. An analysis of the experiences of youth in a South African sport-for-development programme. International Review for the Sociology of Sport. 2016;51(1):44–60. doi: 10.1177/1012690213513783

26. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. Санкт-Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК; Москва: ОЛМА-Пресс; 2004. 407 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01002395999 (дата обращения: 03.03.2024).

27. Муздыбаев К. Психология ответственности. Ленинград: Наука; 1983. 240 с. Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_001179257 (дата обращения: 03.03.2024).

28. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. Москва: Смысл; 1993. 46 с. Режим доступа: https://litmir.club/bd/?b=237304 (дата обращения: 03.03.2024).

29. Schwartz S.H. Basic individual values: sources and consequences. In: Sander D., Brosch T., eds. Handbook of Value: Perspectives from Economics, Neuroscience, Philosophy, Psychology and Sociology. Oxford: Oxford University Press; 2015:63–84. doi: 10.1093/acprof:oso/9780198716600.003.0004

30. Haidt J. Moral psychology for the twenty-first century. Journal of Moral Education. 2013;42(3):281– 297. doi: 10.1080/03057240.2013.817327

31. Becchetti L., Bachelet M., Pisani F. Poor eudaimonic subjective wellbeing as a mortality risk factor. Economia Politica. 2019;36(2):245–272. doi: 10.1007/s40888-018-0134-2

32. Кох И.А., Орлов В.А. Ценности и профессиональное самоопределение студенческой молодежи. Образование и наука. 2020;22(2):143–170. doi: 10.17853/1994-5639-2020-2-143-170

33. Рыжов Б.Н. Системная психология. 2-е изд. Москва: Т8 Издательские технологии; 2017. 355 с. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008812386 (дата обращения: 03.03.2024).

34. Шамионов Р.М., Бочарова Е.Е., Невский Е.В. Роль ценностей в приверженности молодежи различным видам социальной активности. Социальная психология и общество. 2022;13(1):124– 141. doi: 10.17759/sps.2022130108

35. Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность личности и ценности подростков и молодежи. Психологическая наука и образование. 2020;25(6):5–18. doi: 10.17759/pse.2020250601

36. Князева C.A. Социально-педагогический потенциал развития молодежного добровольчества в вузе. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2024;95(3):20–24. doi: 10.51904/2306-8329_2023_89_2_70

37. Pennington C.G. Moral development and sportsmanship in physical education and sport. Journal of Physical Education, Recreation & Dance. 2017;88(9):36–42. doi: 10.1080/07303084.2017.1367745

38. Bruner M.W., Boardley I.D., Côté J. Social identity and prosocial and antisocial behavior in youth sport. Psychology of Sport and Exercise. 2014;15(1):56–64. doi: 10.1016/j.psychsport.2013.09.003


Рецензия

Для цитирования:


Кисляков П.А., Нгуен Т.Т., Белов М.С., Силаева О.А., Шмелева Е.А. Отношение студентов вузов к ценностям физической культуры и спорта как показатель социального развития. Образование и наука. 2024;26(9):98-128. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-98-128

For citation:


Kislyakov P.A., Nguyen T.T., Belov M.S., Silaeva O.A., Shmeleva E.A. University students’ attitudes towards the values of physical culture and sport as indicators of their social development. The Education and science journal. 2024;26(9):98-128. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-98-128

Просмотров: 352


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)