Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 26, № 9 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

12-41 412
Аннотация

Введение. В вопросе о поисках резервов совершенствования подготовки будущих педагогических кадров особое внимание направлено на выявление образовательного потенциала новых образовательных пространств педагогических университетов, подведомственных Минпросвещения России, инфраструктура которых была обновлена в рамках федеральных программ поддержки образования. Целью исследования является разработка авторской модели организации проектной деятельности студентов-педагогов в условиях современных инфраструктурных возможностей педагогических университетов, подведомственных Минпросвещения России. Методология, методы и методики. Методологическое основание исследования составили идеи педагогики развивающихся общностей и проектирования развивающих образовательных систем. Совокупность интегративного, синергетического, средового и системно-деятельностного подходов обеспечила выделение и разработку компонентов авторской модели организации проектной деятельности будущих педагогов в условиях педагогических технопарков «Кванториум» и технопарков универсальных педагогических компетенций педагогических университетов, подведомственных Минпросвещения России. Апробация разработанной модели реализована с применением метода экспертных оценок. Результаты. Разработана авторская модель организации проектной деятельности будущих педагогов в условиях инновационной инфраструктуры педагогических вузов. Раскрыты основные компоненты авторской модели: интегративные целевые ориентиры и предполагаемые результаты проектной деятельности студентов, междисциплинарное проектное содержание, технологический компонент, обеспечивающий трансформацию междисциплинарного проектного содержания в личностно-значимое через технологию совместной распределенной проектной деятельности. В ходе исследования выделены и обоснованы условия, обеспечивающие эффективность реализации разработанной модели за счет управления процессами, ресурсами и субъектами междисциплинарной проектной деятельности. Научная новизна исследования. Интегративные процессы в контексте исследования рассмотрены как педагогический феномен, отражающий интегративные отношения между объектами, процессами и субъектами проектной деятельности. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при разработке программ развития педагогических университетов, корректировке образовательных программ подготовки педагогических кадров, в частности дисциплин, обеспечивающих готовность будущих педагогов к организации проектной деятельности в современных образовательных пространствах.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

42-73 447
Аннотация

Введение. Формирование STEM-компетенций по всему миру является одним из приоритетных направлений современных научных исследований. При этом факторы формирования STEM-компетенций остаются недостаточно изученными и отражены в результатах научных работ фрагментарно, что делает настоящее исследование актуальным и своевременным. Цель статьи состоит в систематизации научных представлений о STEM-компетенциях и условиях их формирования как предпосылки осознания перспектив развития STEM на ступени профессионального образования. Методология, методы и методики. Исследование является обзорно-аналитическим и направлено на отражение теоретического и прикладного аспектов STEM образования. В работе систематизируются научные взгляды на определение и модели формирования STEM-компетенций, анализируются научные статьи, относящиеся к периоду 2005–2024 годов, позволяющие выстроить систему факторов формирования STEM-компетенций в условиях профессионального образования в зарубежных странах. Результаты и научная новизна. Систематизированы факторы и представления об условиях формирования STEM-компетенций в процессе профессиональной подготовки кадров для инновационной экономики. Описана система факторов формирования STEM-компетенций. Выявлены барьеры, оказывающие тормозящее влияние на развитие данного направления. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке образовательных программ подготовки специалистов по направлениям критических и сквозных технологий в системе профессионального образования.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

74-97 788
Аннотация

Введение. Развитие технологий в условиях становления шестого технологического уклада предоставляет новые инструменты и методы для образовательных учреждений, существенно упрощающие получение знаний учащимися. Цель – изучение мнений педагогов относительно проблем, связанных с внедрением новых образовательных технологий в учебный процесс. Методология, методы и методики. В качестве основного использовался количественный метод опросного описательного исследования проблем мотивации педагогов и наличия у них необходимых технических навыков для широкого использования новых образоватальных технологий в образовательном процессе. В исследовании выразили добровольное согласие принять участие 144 учителя (город Ирбид, Иордания). Результаты показали, что технологическая компетентность учителей существенно не повлияла на эффективность использования технологий, что связано с тем, что практически все педагоги прошли соответствующую подготовку, обладают необходимыми инструментами и широко используют технические ноу-хау в своей деятельности. Тем не менее остаются проблемы, связанные с состоянием инфраструктуры образовательных учреждений. Установлено, что педагоги постоянно стремятся использовать инновационные методы для создания идеальной учебной среды для своих учеников. Их мотивация служит движущей силой, определяющей их действия в учебном процессе и способствующей целенаправленному подходу к выполнению задач. В то же время наблюдались статистически значимые гендерные различия в пользу учителей-женщин, а также статистически значимые различия в пользу преподавателей с научной специализацией и со стажем работы менее восьми лет. Актуальность исследования обусловлена акцентом на использовании технологических способностей учителей с учетом того, как современные технологии применяются в классе и за его пределами. Научная новизна. Разработаны подходы к формированию результативных стратегий и методов преподавания для активного использования новых образоватальных технологий в образовательных учреждениях в Иордании. Практическая значимость. Предлагаемые решения активизации использования педагогами образовательных технологий могут быть использованы педагогическими работниками разных стран для развития технологических навыков в ходе образовательного процесса.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

98-128 287
Аннотация

Введение. Физкультурно-спортивная деятельность – важное средство социализации и социального развития личности, и изучение направленности студентов на социальные ценности физической культуры и спорта имеет большое значение для проектирования системы физического воспитания и социального развития в вузе. Цель исследования – изучение связи между отношением студентов вузов к различным ценностям физической культуры и спорта и их социальной ответственностью, психосоциальным благополучием, приверженностью к моральным нормам и социальным ценностям как показателями социального развития. Методология, методы и методики. Предметно-научными ориентирами выступили положения психологии спорта о моральных нормах и ценностях в спорте, теории физического воспитания о социальном развитии студентов средствами физической культуры и спорта, социальной психологии личности о показателях социального развития. Применялись психодиагностические методики «Дух спорта», «Шкала социальной ответственности», «Портретный ценностный опросник», «Опросник моральных оснований», «Шкала субъективного благополучия». Полученные данные обрабатывались с помощью описательных статистик, корреляционного и регрессионного анализа, U-критерия Манна – Уитни, критерия Фридмана. В исследовании приняли добровольное участие 323 студента вузов в возрасте от 18 до 23 лет. Результаты и научная новизна. Исследование показало, что в физической культуре и спорте студентами в большей степени разделяются ценности здоровья, этики и уважения соперника. Направленность студентов на спортивные ценности уважения и воспитания средствами физической культуры и спорта выступает предиктором их социального развития, выраженного в сформированности социальной ответственности, которая, в свою очередь, определяется социальными ценностями (забота, самостоятельность, безопасность, конформность, самоутверждение) и моральными нормами. Психосоциальное благополучие студентов и социальная ответственность являются взаимозависимыми характеристиками. Практическая значимость. Теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть полезны при разработке занятий по психологии и педагогике спорта, социальной психологии.

129-150 251
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме диагностики креативности как комплексного и многофакторного конструкта. Цель статьи – анализ многофакторных моделей креативности и выявление структурных и динамических аспектов психологической диагностики для определения актуальных аспектов развития психологической диагностики креативности. Методология, методы и методики. В работе проведен анализ многофакторных моделей креативности; осуществлена модификация матрицы исследований креативности в различных отраслях психологии и разработана матрица методов диагностики разных аспектов креативности субъектов. Результаты и научная новизна. В результате анализа различных многофакторных моделей креативности (4P, 4C, 5A, 7C) были выделены пять общих структурных факторов креативности (5Т): творческая личность, творческий процесс, творческий продукт, творческая среда и совместное творчество и создана матрица методов диагностики креативности 5T × 4C, включающая структурные (5Т) и динамические параметры (4С). Выявлены области исследования с менее разработанным психодиагностическим инструментарием: творческий процесс на уровне профессиональной и выдающейся креативности; творческая среда на уровне малой и повседневной креативности; совместное творчество на разных уровнях креативности. Практическая значимость. Предлагаемая матрица 5T × 4C является основанием для анализа актуальных аспектов развития диагностики креативности. Проведенный анализ многофакторных моделей и методов психологической диагностики креативности может быть использован при разработке новых психодиагностических методик исследования феномена креативности.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

151-179 333
Аннотация

Введение. В условиях глобализации и интенсификации международных контактов возрастает необходимость понимания межкультурных сходств и различий китайской и российской молодежи, особенно в таких значимых сферах, как семейные ценности. Целью работы является выявление и анализ различий и сходств в восприятии иерархии семейных ценностей у студентов из разных культурных контекстов. Методология, методы и методика. В основу методологического подхода положены принципы культурной антропологии, социологии, педагогики и психологии, что позволило получить многогранное понимание изучаемого феномена. В исследование были включены студенты высших учебных заведений города Тюмени (n = 160), представляющих российскую и китайскую культуры. Комплексный подход включал количественные методы, позволившие получить наглядное представление о культурных особенностях и нюансах восприятия семейных ценностей, их иерархии среди китайских и отечественных обучающихся высших учебных заведений города Тюмени. Результаты свидетельствуют о том, что, несмотря на существующие культурные различия, российские и китайские студенты проявляют схожее уважение к институту семьи и стремятся сохранять семейные традиции. Научная новизна исследования состоит в определении текущих тенденций и изменений в восприятии семейных ценностей в условиях культурного обмена, что делает их значимыми в координатах современности. Практическая значимость. Работа акцентуализирует более глубокое понимание межкультурных взаимодействий и может служить основой для дальнейших социокультурных исследований в области семейных ценностей.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

180-210 198
Аннотация

Введение. Коммуникативные навыки – одни из наиболее важных при обучении студентов с нарушением слуха в цифровой среде, что обусловлено особенностями мышления и познавательной деятельности этой категории студентов. Цель статьи – сравнить способности слабослышащих студентов и студентов с нормой здоровья принимать чужую точку зрения в ходе онлайн-дискуссий. Методология, методы и методики. В эксперименте приняли добровольное участие 17 студентов (8 с нарушением слуха и 9 с нормой здоровья), задачей которых было вести дискуссии онлайн в чате Telegram на протяжении 6 недель. В рамках выбранного квалиметрического подхода были использованы методы групповых экспертных оценок и педагогического консилиума, применены элементы количественного контент-анализа. Результаты. Качество онлайн-дискуссий и уровень способности принимать чужую точку зрения у студентов с нормой здоровья значимо выше, чем у слабослышащих сверстников. Среди особенностей ведения онлайн-дискуссий, которые необходимо учитывать при организации подобной учебной деятельности, в группе студентов с нормой здоровья можно выделить высокую вовлеченность и самостоятельность; с нарушением слуха – радикальность и эмоциональность ответов, много языковых ошибок и использование плагиата. В этой связи представлены рекомендации для организации и проведения онлайн-дискуссий с участием студентов с нарушением слуха. Научная новизна. Настоящее исследование является первой попыткой сравнить сформированность навыков коммуникации в цифровой среде у студентов с нарушением слуха и с нормой здоровья. С учетом особенностей познавательной деятельности первых была скорректирована методика количественной оценки таких навыков – первая для данной категории обучающихся. Практическая значимость. Исследование показало, что онлайн-дискуссии являются инструментом для заметного повышения познавательной активности студентов с нарушением слуха, что потенциально ведет к развитию их коммуникативных навыков в цифровой среде. Предлагаемые авторами рекомендации о подготовке вопросов для обсуждения, поддержки кураторов в дискуссионных чатах и процедуре оценки дискуссий могут быть использованы для оценки обсуждений студентов онлайн и их способности принимать чужую точку зрения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)