Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

КРЕАТИВНОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-79-88

Texto completo:

Resumen

Цель статьи – обозначить проблему формирования креативного коммуникативного поведения у выпускников системы профессионального образования, которым предстоит трудиться в условиях «креативной экономики». 

Методы. Работа построена на обзоре и сравнительном анализе трудов зарубежных и отечественных ученых, занимавшихся проблемами креативности, психологией творчества и изучением коммуникативного поведения. 

Результаты и научная новизна. Утверждается необходимость подготовки студентов вузов к проявлению креативности. Дается определение понятия «креативное образование»; характеризуется система требований, предъявляемая к соответствующему ему учебному процессу. Рассматриваются исследовательские позиции в области изучения креативности, разные подходы к ее толкованию и направления научного поиска решения проблемы формирования креативного коммуникативного поведения. Сложность проблемы связана с неразработанностью теории и методики системного и комплексного описания коммуникативного поведения той или иной общности и отсутствием единого мнения по поводу того, представители какой науки должны этим заниматься. С точки зрения авторов, изучение коммуникативного поведения – синтетическое филологическое и социально-антропологическое перспективное научное направление. С одной стороны, описание коммуникативного поведения – составная часть описания любого языка как культурно-исторического феномена; с другой – данное поведение основано на определенных сложившихся общепринятых социальных нормах. Оно реализуется в устной и письменной речи участников процесса коммуникации, а также в невербальных проявлениях общения и служит средством самореализации личности. Задача системы профессионального образования – создать условия для освоения навыков такого поведения. Будущие специалисты как потенциальные субъекты общего творческого процесса должны быть готовы к соблюдению имеющихся норм и традиций общения и вместе с тем должны обладать способностью отказаться от фиксированных, тривиальных представлений при анализе и решении актуальных производственных проблем. 

Практическая значимость. Материал статьи может быть интересен преподавателям высшей школы, специалистам в области психологии творчества, аспирантам иорганизаторам самостоятельной деятельности обучающихся вузов. 

De los autores

Галина Железовская

Russian Federation


Наталья Абрамова

Russian Federation


Елена Гудкова

Russian Federation


Referencias

1. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва: МПСИ, 1996. С. 30–42.

2. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: автореф... канд. псих. наук. Казань. 2003. C. 4–5.

3. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность // Психологический журнал. 1994. No 4. С. 83–93.

4. Железовская Г. И., Абрамова Н. В., Гудкова Е. Н. Коммуникативная система формирования культуры речевого общения // Проблемы современного образования: материалы IV Международной научно-практической конференции 10–11 сентября. Саратов: Наука, 2013. С. 97–98.

5. Коростылева Л. А. Самореализация. Основные сферы жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. С.-Петербург, 2001.

6. Маслоу А. Мотивация и личность. С.-Петербург: Питер, 2009. С. 122–134.

7. Пономарев Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. Москва: Наука, 1988. С. 21–25.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Москва: Прогресс, 1994. С. 57–60.

9. Стернин И. А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования. Воронеж: ВГТУ, 2000. С. 20–44.

10. Стернин И. А., Ларина Т. В., Стернина М. А. Очерк английского коммуникативного поведения. Воронеж: ВГТУ, 2003. C. 70–72.

11. Суворов В. В. Интеллект и креативность в постнеклассической науке. Интеллект неискусственный. Москва: МГУ, 2006. С. 112–120.

12. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// voppsy.ru/ journals_all/issues/1998/984/984123.htm (Дата обращения: 22.01.2014)

13. Холодная М. А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. С.-Петербург: Питер, 2004. С. 32–35.

14. Guilford Y. P. The nature of human intelligence. N. Y.: Mc-Graw Hill, 1967. Р. 70–84.

15. Sternberg R. General intellectual ability // Human abilities by R. Sternberg. 1985. Р. 5–31.

16. Sternberg R. Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, No 32. P. 137–143.


Recensión

Para cita:


Zhelezovskaya G.I., Abramova N.V., Gudkova Ye.N. CREATIVE COMMUNICATIVE BEHAVIOR AS A MEANS OF CREATIVE SELF-REALIZATION OF THE INDIVIDUAL. The Education and science journal. 2015;1(4):79-88. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-79-88

Número de consultas: 1602


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)