Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-88-99

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – продемонстрировать возможность и актуальность психологического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, сущность которых – осознанный и ответственный выбор человеком собственного маршрута профессионального роста в соответствии с имеющимся личностным потенциалом, сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности.

Методы и методики. В пилотажном исследовании особенностей личностного развития учащейся молодежи для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события использовалась «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации – опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях – методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова.

Результаты. Показано, что высокая динамика экономических процессов и интеграция производственных технологий обусловили такую организационную форму образования, как индивидуальные траектории обучения. Их выбор определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций.

Предложена структурно-функциональная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий. Описаны основные элементы данной модели – цель, объект, субъекты, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. В частности, целью тьюторского сопровождения является обеспечение личностнопрофессионального развития обучающихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей и социально-профессиональной специфики их планов на будущее.

Научная новизна работы заключается в методологическом обосновании необходимости психологического сопровождения процесса разработки и реализации индивидуально-ориентированного профессионального образования. Смыслообразующая ценность реализации такого сопровождения отражается в разработанной авторами структурно-содержательной модели этого процесса. Подчеркивается потребность в новой методологии профессионального образования, основанной на сетевом взаимодействии субъектов образования. Новая сетевая платформа рассматривается как технология формирования профессиональной многомерности специалиста.

Практическая значимость. Авторы публикации надеются, что изложенный в статье материал будет способствовать утверждению форсайт-технологий проектирования индивидуальных образовательных траекторий и поможет тьюторам, курирующим процесс профессионального развития обучаемых. 

Об авторах

Эвальд Фридрихович Зеер

Россия

член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, заведующий кафедрой психологии образования ипрофессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ). 



Оксана Сергеевна Попова

Беларусь

доктор психологических наук, проректор по воспитательной работе Республиканского института профессионального образования, Минск (Республика Беларусь). 



Список литературы

1. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование: колл. монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 160–177.

2. Гинзбург М. Р. Путь к себе. Москва: Педагогика, 1991. 312 с.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004. 752 с.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. No 3. С. 74–82.

5. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: колл. монография; под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 248–256.

6. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. Москва, 2008. 298 с.

7. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва; Воронеж, 2002. 400 с.

8. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва. 2008. 136 с.

9. Попова О. С. Личностное развитие учащихся как основание дифференциально-типологического подхода ких психологическому сопровождению // Мир образования – образование в мире. 2014. No 2. С. 193–202.

10. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

11. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford, 1983.

12. Klingsted G. L. Developing Instructional Modules for Individualised Instruction // Educational Technology. 1990. No 11. P. 73–84.

13. Professional Development of Schools: A Directory of Projection United States Second Education. Clinical Schools Clearing house. American Association of Colleges for Teacher’s Education, 1995.

14. Frances K. Kochar, Richard С. Kunkel. The Learning Coalition: Professional, Development, School in Partnership. Alabama, Auburn University, 1997.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Попова О.С. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Образование и наука. 2015;1(4):88-99. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-88-99

For citation:


Zeer E.F., Popova O.S. PSYCHOLOGICAL GUIDING OF STUDENTS’ INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN VOCATIONAL SCHOOL. The Education and science journal. 2015;1(4):88-99. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-88-99

Просмотров: 727


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)