Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-88-99

Texto completo:

Resumen

Цель статьи – продемонстрировать возможность и актуальность психологического сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, сущность которых – осознанный и ответственный выбор человеком собственного маршрута профессионального роста в соответствии с имеющимся личностным потенциалом, сложившимися ценностями, установками и смыслами жизнедеятельности.

Методы и методики. В пилотажном исследовании особенностей личностного развития учащейся молодежи для изучения специфики контроля личности и атрибуции ответственности за происходящие с ней события использовалась «Методика исследования локуса контроля» Дж. Роттера; при оценке умений планировать достижение жизненных целей, способностей к самоорганизации – опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой; для выяснения представлений индивида о себе, собственном уровне притязаний, волевой саморегуляции, степени коммуникативности в межличностных отношениях – методика «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда; особенности проявлений активности в деятельности и поведении выявлялись на основе методики изучения потребности в достижениях Ю. М. Орлова.

Результаты. Показано, что высокая динамика экономических процессов и интеграция производственных технологий обусловили такую организационную форму образования, как индивидуальные траектории обучения. Их выбор определяется социально-профессиональной направленностью и ценностно-смысловыми ориентациями обучающихся, наличием альтернативных образовательных программ, возможностями образовательных организаций.

Предложена структурно-функциональная модель психологического сопровождения разработки и реализации индивидуально-образовательных траекторий. Описаны основные элементы данной модели – цель, объект, субъекты, предмет, принципы, средства, условия и результаты сопровождения. В частности, целью тьюторского сопровождения является обеспечение личностнопрофессионального развития обучающихся с учетом их индивидуальных психологических особенностей и социально-профессиональной специфики их планов на будущее.

Научная новизна работы заключается в методологическом обосновании необходимости психологического сопровождения процесса разработки и реализации индивидуально-ориентированного профессионального образования. Смыслообразующая ценность реализации такого сопровождения отражается в разработанной авторами структурно-содержательной модели этого процесса. Подчеркивается потребность в новой методологии профессионального образования, основанной на сетевом взаимодействии субъектов образования. Новая сетевая платформа рассматривается как технология формирования профессиональной многомерности специалиста.

Практическая значимость. Авторы публикации надеются, что изложенный в статье материал будет способствовать утверждению форсайт-технологий проектирования индивидуальных образовательных траекторий и поможет тьюторам, курирующим процесс профессионального развития обучаемых. 

De los autores

Эвальд Зеер

Russian Federation


Оксана Попова

Belarus


Referencias

1. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Теория сетевого образования // Наука и профессиональное образование: колл. монография / под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 160–177.

2. Гинзбург М. Р. Путь к себе. Москва: Педагогика, 1991. 312 с.

3. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. Москва; Воронеж, 2004. 752 с.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. No 3. С. 74–82.

5. Ломакина Т. Ю. Концептуальные основы формирования образовательной траектории в системе непрерывного образования // Наука и профессиональное образование: колл. монография; под ред. И. П. Смирнова, Е. В. Ткаченко, С. Н. Чистяковой. Москва, 2013. С. 248–256.

6. Минюрова С. А. Психология саморазвития человека в профессии. Москва, 2008. 298 с.

7. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. Москва; Воронеж, 2002. 400 с.

8. Новиков А. М. Постиндустриальное образование. Москва. 2008. 136 с.

9. Попова О. С. Личностное развитие учащихся как основание дифференциально-типологического подхода ких психологическому сопровождению // Мир образования – образование в мире. 2014. No 2. С. 193–202.

10. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность: монография. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.

11. Harre R. Personal being: a theory for individual psychology. Oxford, 1983.

12. Klingsted G. L. Developing Instructional Modules for Individualised Instruction // Educational Technology. 1990. No 11. P. 73–84.

13. Professional Development of Schools: A Directory of Projection United States Second Education. Clinical Schools Clearing house. American Association of Colleges for Teacher’s Education, 1995.

14. Frances K. Kochar, Richard С. Kunkel. The Learning Coalition: Professional, Development, School in Partnership. Alabama, Auburn University, 1997.


Recensión

Para cita:


Zeer E.F., Popova O.S. PSYCHOLOGICAL GUIDING OF STUDENTS’ INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES IN VOCATIONAL SCHOOL. The Education and science journal. 2015;1(4):88-99. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-88-99

Número de consultas: 1708


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)