Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Исследование способности принимать чужую точку зрения в онлайн-дискуссиях у студентов вуза с нарушением слуха

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-180-210

Аннотация

Введение. Коммуникативные навыки – одни из наиболее важных при обучении студентов с нарушением слуха в цифровой среде, что обусловлено особенностями мышления и познавательной деятельности этой категории студентов. Цель статьи – сравнить способности слабослышащих студентов и студентов с нормой здоровья принимать чужую точку зрения в ходе онлайн-дискуссий. Методология, методы и методики. В эксперименте приняли добровольное участие 17 студентов (8 с нарушением слуха и 9 с нормой здоровья), задачей которых было вести дискуссии онлайн в чате Telegram на протяжении 6 недель. В рамках выбранного квалиметрического подхода были использованы методы групповых экспертных оценок и педагогического консилиума, применены элементы количественного контент-анализа. Результаты. Качество онлайн-дискуссий и уровень способности принимать чужую точку зрения у студентов с нормой здоровья значимо выше, чем у слабослышащих сверстников. Среди особенностей ведения онлайн-дискуссий, которые необходимо учитывать при организации подобной учебной деятельности, в группе студентов с нормой здоровья можно выделить высокую вовлеченность и самостоятельность; с нарушением слуха – радикальность и эмоциональность ответов, много языковых ошибок и использование плагиата. В этой связи представлены рекомендации для организации и проведения онлайн-дискуссий с участием студентов с нарушением слуха. Научная новизна. Настоящее исследование является первой попыткой сравнить сформированность навыков коммуникации в цифровой среде у студентов с нарушением слуха и с нормой здоровья. С учетом особенностей познавательной деятельности первых была скорректирована методика количественной оценки таких навыков – первая для данной категории обучающихся. Практическая значимость. Исследование показало, что онлайн-дискуссии являются инструментом для заметного повышения познавательной активности студентов с нарушением слуха, что потенциально ведет к развитию их коммуникативных навыков в цифровой среде. Предлагаемые авторами рекомендации о подготовке вопросов для обсуждения, поддержки кураторов в дискуссионных чатах и процедуре оценки дискуссий могут быть использованы для оценки обсуждений студентов онлайн и их способности принимать чужую точку зрения.

Об авторах

А. А. Гареев
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Россия

Гареев Андрей Александрович – кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»,

Ижевск.



Ю. В. Красавина
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Россия

Красавина Юлия Витальевна – кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»,

Ижевск.



Е. П. Пономаренко
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Россия

Пономаренко Екатерина Петровна – кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»,

Ижевск.



А. А. Шишкина
Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова
Россия

Шишкина Анастасия Андреевна – кандидат философских наук, младший научный сотрудник кафедры «Инженерная графика, профессиональная педагогика и технология рекламы»,

Ижевск.



Список литературы

1. Gupta S., Jaiswal A., Sukhai M., Wittich W. Hearing disability and employment: a population-based analysis using the 2017 Canadian survey on disability. Disability and Rehabilitation. 2023;45(11):1836–1846. doi: 10.1080/09638288.2022.2076938

2. Merchant G. Writing the future in the digital age. Literacy. 2007;41(3):118–128. doi: 10.1111/j.14679345.2007.00469.x

3. Järvelä S., Häkkinen P. The levels of web-based discussions: using perspective-taking theory as an analytical tool. Cognition in a Digital World. 2003:77–96. doi: 10.4324/9781410607072-6

4. Järvelä S., Häkkinen P. Web-based cases in teaching and learning–the quality of discussions and a stage of perspective taking in asynchronous communication. Interactive Learning Environments. 2002;10(1):1–22. doi: 10.1076/ilee.10.1.1.3613

5. Barak A., Sadovsky Y. Internet use and personal empowerment of hearing-impaired adolescents. Computers in Human Behavior. 2008;24(5):1802–1815. doi: 10.1016/j.chb.2008.02.007

6. Soetan A.K., Onojah A.O., Alaka T.B., Aderogba A.J. Hearing impaired students’ self-efficacy on the utilization of assistive technology in federal college of education (special) Oyo. International Journal for Cross-Disciplinary Subjects in Education. 2020;11(1):4245–4252. Accessed April 14, 2024. https://infonomics-society.org/wp-content/uploads/Hearing-Impaired-Students-Self-Efficacy-on-the-Utilization-of-Assistive-Technology.pdf

7. Maiorana-Basas M., Pagliaro C.M. Technology use among adults who are deaf and hard of hearing: a national survey. Journal of Deaf Studies and Deaf Education. 2014;19(3):400–410. Accessed April 14, 2024. https://www.jstor.org/stable/43666294

8. Lindsay S., Cagliostro E., Albarico M., Mortaji N., Karon L. A systematic review of the benefits of hiring people with disabilities. Journal of Occupational Rehabilitation. 2018;28(4):634–655. doi: 10.1007/s10926-018-9756-z

9. Aichner T. The economic argument for hiring people with disabilities. Humanities for Social Sciences Communications. 2021;8(1):8–11. doi: 10.1057/s41599-021-00707-y

10. Spencer M. Emergent literacies: a site for analysis. Language Arts. 1986; 63(5):442–453. doi: 10.58680/la198625681

11. Gilster P., Glister P. Digital Literacy. New York: Wiley Computer Pub.; 1997. Accessed April 14, 2024. https://openlibrary.org/works/OL2627594W/Digital_literacy

12. Heath S.B. Ways with words: language, life and work in communities and classrooms. Cambridge: Cambridge University Press; 1983. doi: 10.1017/CBO9780511841057

13. Street B.V. Literacy in theory and practice. Cambridge: Cambridge University Press; 1984. Accessed April 14, 2024. https://www.cambridge.org/ru/universitypress/subjects/languages-linguistics/sociolinguistics/literacy-theory-and-practice?format=PB&isbn=9780521289610

14. Belshaw D. What is “Digital Literacy”? A Pragmatic Investigation. Doctoral thesis. Durham: Durham University; 2012. Accessed April 14, 2024. http://etheses.dur.ac.uk/3446

15. Janssen J., Stoyanov S., Ferrari A., Punie Y., Pannekeet K, Sloep P. Experts’ views on digital competence: commonalities and differences. Computers & Education. 2013;68:473–481. doi: 10.1016/j.compedu.2013.06.008

16. Neumann M.M., Finger G., Neumann D.L. A conceptual framework for emergent digital literacy. Early Childhood Education Journal. 2017;45:471–479. doi: 10.1007/s10643-016-0792-z

17. Eden S., Eshet-Alkalai Y. The effect of format on performance: editing text in print versus digital formats. British Journal of Educational Technology. 2013;44(5):846–856. doi: 10.1111/j.14678535.2012.01332.x

18. Ng W. Can we teach digital natives digital literacy? Computers & Education. 2012;59(3):1065–1078. doi: 10.1016/j.compedu.2012.04.016

19. Amin H., Malik M.A., Akkaya B. Development and validation of digital literacy scale (DLS) and its implication for higher education. International Journal of Distance Education and E-Learning. 2021;7(1):24–43. doi: 10.36261/ijdeel.v7i1.2224

20. Kerkhoff S.N., Makubuya T. Professional development on digital literacy and transformative teaching in a low-income country: a case study of rural Kenya. Reading Research Quarterly. 2022;57(1):287–305. doi: 10.1002/rrq.392

21. Abbas Q., Hussain S., Rasool S. Digital literacy effect on the academic performance of students at higher education level in Pakistan. Global Social Sciences Review. 2019;4(1):154–165. doi: 10.31703/gssr.2019(IV-I).14

22. Martzoukou K., Fulton C., Kostagiolas P., Lavranos C. A study of higher education students’ self-perceived digital competences for learning and everyday life online participation. Journal of Documentation. 2020;76(6):1413–1458. doi: 10.1108/JD-03-2020-0041

23. Belshaw D. Essential elements of digital literacies. Self-published. 2014. Accessed April 14, 2024. https://dougbelshaw.com/essential-elements-book.pdf

24. Adeoye A.A., Adeoye B.J. Digital literacy skills of undergraduate students in Nigeria Universities. Library Philosophy and Practice. 2017;1665:1–23. Accessed April 14, 2024. https://www.researchgate.net/profile/Azeez-Adeoye/publication/323165345_Digital_Literacy_Skills_of_Undergraduate_Students_in_Nigeria_Universities/links/5b361325aca2720785f4ffb3/Digital-Literacy-Skills-of-Undergraduate-Students-in-Nigeria-Universities.pdf

25. Chan G.H. Enhancing digital literacy in education: educational directions. Education+Training. 2024;66(1):127–142. doi: 10.1108/ET-09-2022-0390

26. Park E.Y., Nam S.J. An analysis of the digital literacy of people with disabilities in Korea: verification of a moderating effect of gender, education and age. International Journal of Consumer Studies. 2014;38(4):404–411. doi: 10.1111/ijcs.12107

27. Lowenthal P.R., Persichini G., Conley Q., Humphrey M., Scheufler J. Digital literacy in special education: preparing students for college and the workplace. Research Anthology on Inclusive Practices for Educators and Administrators in Special Education. IGI Global. 2022:524–537. doi: 10.4018/978-16684-3670-7.ch029

28. Conley Q., Scheufler J., Persichini G., Lowenthal P.R., Humphrey M. Digital citizenship for all: empowering young learners with disabilities to become digitally literate. Human Performance Technology: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. 2019:829–850. doi: 10.4018/978-1-52258356-1.ch042

29. Шамсутдинова Ю.Ф. Коммуникация с участием слышащих и глухих/слабослышащих людей: потенциал социальных медиа. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2020;5:54–76. doi: 10.30547/vestnik.journ.5.2020.5476

30. Гареев А.А., Пономаренко Е.П., Шишкина А.А., Красавина Ю.В. Структура и содержание познавательной компетентности студентов вуза с инвалидностью по слуху в цифровой среде: критерии и способы экспертной оценки. Science for Education Today. 2023;13(4):148– 169. doi: 10.15293/2658-6762.2304.07

31. Ibraimkulov A., Yerimbetova A.S., Gromaszek K. Development of digital literacy of students with disabilities. Advanced Technologies and Computer Science. 2021;2:4–9. doi: 10.13187/ejced.2022.2.388

32. Abdullina K., Zolotovitskaya A. Social integration and activities of children with hearing loss with digital literacy strategies. Education and Information Technologies. 2023;29(6):7671–7692. doi: 10.1007/s10639-023-12099-4

33. Mehrkian S., Bayat Z., Javanbakht M., Emamdjomeh H., Bakhshi E. Effect of wireless remote microphone application on speech discrimination in noise in children with cochlear implants. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2019;125:192–195. doi: 10.1016/j.ijporl.2019.07.007

34. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Антропов А.П., Кондракова И.Э. Педагогическое образование как сфера формирования инклюзивных диспозиций учителя. Образование и наука. 2023;25(10):12–44. doi: 10.17853/1994-5639-2023-10-12-44

35. Vygotsky L.S. The fundamentals of defectology (Abnormal Psychology and Learning Disabilities). In: Reiber R.W., Carton A.S., eds. The Collected Works of L. S. Vygotsky. Springer Science & Business Media; 1987. doi: 10.1007/978-1-4615-2806-7

36. Wei X., Cheng I.L., Chen N.S., Yang X., Liu Y., Dong Y., Zhai X., Kinshuk. Effect of the flipped classroom on the mathematics performance of middle school students. Educational Technology Research and Development. 2020;68:1461–1484. doi: 10.1007/s11423-020-09752-x

37. Gopalan C. Effect of flipped teaching on student performance and perceptions in an Introductory Physiology course. Advances in Physiology Education. 2019;43(1):28–33. doi: 10.1152/advan.00051.2018

38. Midtlund A., Instefjord E.J., Lazareva A. Digital communication and collaboration in lower secondary school. Nordic Journal of Digital Literacy. 2021;16(2):65–76. doi: 10.18261/issn.1891943x-2021-02-03

39. Cabero-Almenara J., Gutiérrez-Castillo J.J., Palacios-Rodríguez A., Guellén-Gámez F.D. Digital competence of university students with disabilities and factors that determine it. A descriptive, inferential and multivariate study. Education and Information Technologies. 2023;28(8):9417–9436. doi: 10.1007/s10639-022-11297-w

40. Selman R.L. The Growth of Interpersonal Understanding: Developmental and Clinical Analyses. New York: Academy Press; 1980. Accessed April 14, 2024. https://lib.ugent.be/en/catalog/rug01:000027838

41. Черепанов В.С. Основы педагогической экспертизы: учебное пособие. Ижевск: Изд-во ИжГТУ; 2006. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=19993919 (дата обращения: 14.07.2024).

42. Devi Prasad B. Research Methods for Social Work. New Delhi: Rawat; 2008:173–193. Accessed April 14, 2024. http://www.css.ac.in/download/deviprasad/content%20analysis.%20a%20method%20of%20social%20science%20research.pdf

43. Mendoza Velazco D.J., Alava Barreiro L.M., Moreira Chica T.K., Alcivar Medranda E.M., Romero Chávez S.A. Resilience in vulnerable university groups: An analysis of social work intervention strategies from the perspective of social inclusion. Obrazovanie i nauka = The Education and Science Journal. 2024;26(1):82–102. doi: 10.17853/1994-5639-2024-1-82-102


Рецензия

Для цитирования:


Гареев А.А., Красавина Ю.В., Пономаренко Е.П., Шишкина А.А. Исследование способности принимать чужую точку зрения в онлайн-дискуссиях у студентов вуза с нарушением слуха. Образование и наука. 2024;26(9):180-210. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-180-210

For citation:


Gareyev A.A., Krasavina Yu.V., Ponomarenko E.P., Shishkina A.A. Study on perspective taking in online discussions among university students with hearing impairments. The Education and science journal. 2024;26(9):180-210. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-9-180-210

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)