Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-100-113

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – представить результаты реализации научноисследовательского проекта «Мониторинг социального самочувствия и проблемы профессиональной адаптации студентов Ивановского государственного энергетического университета (ИГЭУ)» по изучению процесса профессиональной социализации будущих специалистов. Авторов статьи интересовала прежде всего роль производственной практики в профессиональном становлении будущего специалиста.

Методика и методы. При проведении социологического исследования отбор респондентов производился на основе многоступенчатой комбинированной (серийно-гнездовой) модели выборки среди студентов I, III и V курсов шести факультетов очной формы обучения ИГЭУ. Для выяснения динамики процесса профессиональной адаптации студентов от первого к пятому курсу был разработан комплекс вопросов, ответы на которые демонстрируют особенности профессиональной идентичности будущих специалистов на начальном (I курс), промежуточном (III курс) и завершающем (V курс) этапах их профессионального становления. Информация обрабатывалась с применением программно-аналитического комплекса SPSS. Был предпринят сравнительный анализ по гендерному признаку степени удовлетворенности/неудовлетворенности организацией производственной практики со стороны вуза и принимающих предприятий.

Результаты. Выявлены уровни удовлетворенности студентов прохождением производственной практики, влияющие на оценку учащимися качества подготовки в вузе, отношение к получаемой специальности и успешность в будущей профессии. Приводятся данные о самооценках готовности студентов к практике. Сформулированы критерии успешного ее прохождения. Вскрыты проблемы и трудности, с которыми чаще всего сталкиваются практиканты.

Научная новизна. Данные исследования подтверждают, что практика положительно влияет на профессиональное самосознание студентов и способствует формированию у них устойчивых позитивных установок на работу по профессии. Однако то, что она в своих институциональных формах функциональна и является эффективным инструментом профессиональной социализации будущих специалистов (позволяет обучающимся апробировать полученные в вузе знания, в реальных условиях современного производства, оценить собственный профессиональный иличностный потенциал, адаптироваться к требованиям, предъявляемым будущей профессией, и зарекомендовать себя на возможном месте будущей работы) на деле остается пока лишь теоретическими положениями учебного процесса в вузах. В реальности около трети выпускников не удовлетворены организацией практики как со стороны вуза, так и принимающих компаний; более четверти студентов отмечают неподготовленность к работе на предприятиях (в учреждениях, организациях) во время практики; примерно 40% испытывают явный дефицит умений и навыков в области будущей профессии и т. д. Все это культивирует в студенческой среде мнение, что практика – пустая трата времени. Руководству и профессорско-преподавательскому составу вузов необходимо серьезно озаботиться поиском неиспользованных резервов для повышения эффективности студенческих практик.

Практическая значимость. Предлагаются конкретные пути совершенствования практической подготовки будущих специалистов, что поможет структурам, имеющим отношение к проведению производственной практики, внести соответствующие изменения в учебные и производственные планы. 

Об авторах

Александр Юрьевич Мягков

Россия

доктор социологических наук, профессор кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ). 



Мария Валерьевна Григорьева

Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ). 



Ирина Валерьевна Журавлева

Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ). 



Светлана Львовна Журавлева

Россия

доцент кафедры «Связи с общественностью и массовые коммуникации» Ивановского государственного энергетического университета, Иваново (РФ). 



Список литературы

1. Адаптация первокурсников: Проблемы и тенденции / С. И. Минеев [и др.] // Университетское управление: Практика и анализ. 2001. No 4 (19). С. 65–69.

2. Аналитический отчет по результатам социологического исследования удовлетворенности студентов образовательным процессом в 2013–2014 учебном году [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.mrsu.ru/ru/getfile.php? ID=44973. (Дата обращения: 21.01.2015).

3. Бююль А. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. С.-Петербург: ДиаСофтЮП, 2001. 608 с.

4. Как работодатели оценивают современных выпускников. Режим доступа: http:// career.ru/article/15186. (Дата обращения: 20.01.2015).

5. Кецко Т. В. Прохождение психологической практики как форма профессионального погружения // Инновационные формы студенческой практики в вузе: Всерос. науч.-практ. конф.: материалы конф. / отв. ред. Т. А. Носова. Сыктывкар, 2012. С. 76–78 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.syktsu.ru/upload/user/c52f1bd66-cc19d05628bd8bf27af3ad6/Innovacionnyeformy-studencheskoj-praktiki-v-vuze.pdf (Дата обращения: 20.01.2015).

6. Крыштановский А. О. Анализ социологических данных с помощью пакета SPSS. Москва: ГУ ВШЭ, 2006. 281 с.

7. Маркетинговое исследование «Оценка качества предоставляемых образовательных услуг студентами 4-го курса АЛТГТУ». Барнаул, 2011. 18 с.

8. Мехтиева С. В. Роль производственной практики в подготовке специалистов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/ 2014/620/5349 (Дата обращения: 20.01.2015).

9. Недосека Е. В. Профессионально-практическая подготовка в вузе как фактор социальной адаптации к профессиональной деятельности // Регионология. 2009. No 1. С. 123–128.

10. Отчет по результатам исследования «Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг УлГУ». Ульяновск, 2013 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://tqm.-ulsu.ru/potreb/research/2013/otchet3.pdf (Дата обращения: 21.01.2015).

11. Скачкова Л.С. Производственные практики в вузах: обоснование необходимости и методика эффективной организации // Образовательные технологии. 2013. No 3. С. 136–143.

12. Таганов Д. Н. SPSS: Статистический анализ в маркетинговых исследованиях. С.-Петербург: Питер, 2005. 192 с.

13. Требования работодателей к системе профессионального образования / Е. М. Аврамова [и др.], ред.: Т. Л. Клячко, Г. А. Краснова. Москва: Макс Пресс, 2006. 128 с.

14. Требования работодателей к текущим и перспективным профессиональным компетенциям персонала // Информационный бюллетень. Мониторинг экономики образования. 2014. No 1 (75). 64 с.

15. Уланов В. В. Как самочувствие, студент? // Высшее образование сегодня. 2006. No 9. С. 39–42.

16. Chamberlen K. On the structure of subjective well-being. Social Indicators Research. 1988. Vol. 20. No 6. P. 567–589.

17. Chen Ch.-T., Hu, J.-L., Wang, Ch.-C., Chen, Ch.-F. A study of the effects of internship experiences on the behavioural intentions of college students majoring in leisure management in Taiwan // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. 2011. Vol. 10, No 2. P. 61–73.

18. Gupta P. B., Burns D. J., Schiferl J. S. An exploration of student satisfaction with internship experience in marketing // Business Education & Accreditation. 2010. Vol. 2, No 1. P. 15–31.

19. Kasli M., Ilban M. O. The Influence of problems faced during internships on interns’ views of their profession and their intention to work in the tourism industry // Eurasian Journal of Educational Research. 2013. Issue 52. P. 79–96.

20. Stöber J., Dette D. E., Musch J. Comparing continuous and dichotomous scoring of the balanced inventory of desirable responding // Journal of Personality Assessment. 2002. Vol. 78. No 2. Р. 370–379.

21. Subjective well-being: measuring happiness, suffering, and other dimensions of experience. Washington, 2013.


Для цитирования:


Мягков А.Ю., Григорьева М.В., Журавлева И.В., Журавлева С.Л. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ). Образование и наука. 2015;1(4):100-113. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-100-113

For citation:


Myagkov A.Y., Grigorieva M.V., Zhuravleva I.V., Zhuravleva S.L. WORK EXPERIENCE INTERNSHIP THROUGH THE EYES OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS (ON THE MATERIALS OF SOCIOLOGICAL RESEARCH). The Education and science journal. 2015;1(4):100-113. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-100-113

Просмотров: 924


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)