Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕТАЯЗЫК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ЕГО РОЛЬ В ЯЗЫКОВОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-114-130

Полный текст:

Аннотация

Цель публикации – рассмотреть психолого-педагогические механизмы языкового развития личности и формирования гуманитарной культуры школьников как части общей культуры при опосредующей роли языка как знаково-культурного феномена.

Методология и методики исследования. В работе использованы методы теоретического анализа, синтеза, обобщения, конкретизации, сравнения, классификации. Выводы сделаны на основе обзора современной социокультурной и языковой ситуации, положений фундаментальных психолого-педагогических и языковых теорий, а также генерализации опыта школ Тюменской области, обретенного в ходе реализации сетевого проекта «Языковое развитие личности в системе общего образования».

Результаты. Доказывается, что эффективное решение проблем языкового образования школьников в контексте современной социокультурной ситуации и требований новых образовательных стандартов возможно на основе актуализации ценностно-смыслового потенциала гуманитарных подходов– лингвокультурологического, семиотического, герменевтического, помогающих проектировать метаязыковое образовательное пространство как пространство пересечения разных языков, предметной и метапредметной, когнитивной и языковой картин мира, взаимодействия разных речевых практик. Рассмотрены природа и содержание метаязыка, основу которого составляет ментальный лексикон личности, включающий культурные концепты, лингвоконцепты, семиотические концепты, метафорический слой языка, когнитивные метафоры и т. п. Показано, что чтение и понимание текста, его анализ и личностная интерпретация, продуцирование «вторичных» и «встречных» текстов – главные виды метаязыковой деятельности в процессе общего развития личности, в которой метаязык выступает механизмом концептуализации индивидуального сознания, формирования индивидуальной языковой картины мира и индивидуальной концептосферы, обогащения личностного опыта понимания и смыслового опыта, ценностного освоения метатекста культуры.

Научная новизна. В статье раскрывается авторская концепция языкового развития личности и метаязыка как педагогического феномена, который в образовательной семиотике носит системообразующий характер. Вводится понятие метаязыка, который представляет собой универсальный язык, язык культуры и является способом широкого метанаучного построения понятий, инструментом освоения всех предметных областей и «предметных» языков учебных дисциплин.

Практическая значимость. Изложенные в статье материалы помогут педагогам, руководителям образовательных учреждений в выборе новых языковых стратегий и организации процесса языкового развития личности на основе гуманитарных подходов. 

Об авторе

Елена Николаевна Володина

Россия

кандидат филологических наук, доцент, докторант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, заведующая кафедрой филологии Тюменского областного государственного института развития регионального образования, Тюмень (РФ). 



Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь: 5-е изд., испр. Москва: Лабиринт, 1999.

2. Гольдин В. Е. К типологии возрастной динамики ассоциативных полей // Язык. Сознание. Культура. Москва; Калуга: Эйдос, 2005. С. 165–174.

3. Долинский В. А. Теория ассоциативных полей в квантитативной лингвистике. Москва: Тезаурус, 2012. 512 с.

4. Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Н. И. Жинкин. Язык – речь – творчество: избранные труды. Москва, 1998. 257 с.

5. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования. Москва: Логос, 2014. 140 с.

6. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики: монография. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001. 152 с.

7. Запесоцкий А. С. Культурология Дмитрия Лихачева. С.-Петербург: Наука, 2007. 528 с.

8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Москва: Гнозис, 2004. 390 с.

9. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике и типологии культуры // Ю. М. Лотман. Избранные статьи: в 3 т. Таллин: Александра, 1992. Т. I. 275 с.

10. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов: учебное пособие для учащихся. Москва: Пушкинский институт, 2001. 288 с.

11. Российское литературное собрание [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/19665.

12. Соломоник А., Самощенко Л. Предложение о семиотическом предмете в школе // Тезисы 9-го Международного конгресса семиотиков в Финляндии. Иматра, 2007.

13. Соломоник А.Б. Семиотика и ее педагогические продолжения // Проблемы современного образования. 2010. No 2. С. 33–43.

14. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации. Москва: Языки славянских культур, 2007. 248 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://standart.edu.ru.

16. Programme for International Student Assessment (PISA) [Электрон. ресурс] // OECD – Better Policies for Better Lives. URL: http://www.oecd.org/pisa/.


Для цитирования:


Володина Е.Н. МЕТАЯЗЫК КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ЕГО РОЛЬ В ЯЗЫКОВОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ШКОЛЕ. Образование и наука. 2015;1(4):114-130. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-114-130

For citation:


Volodina Y.N. METALANGUAGE AS PEDAGOGICAL PHENOMENON AND ITS ROLE IN LANGUAGE DEVELOPMENT OF PERSONALITY AT SCHOOL. The Education and science journal. 2015;1(4):114-130. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-4-114-130

Просмотров: 670


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)