Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Оценка эффективности деятельности российских вузов в контексте проблемы кадрового воспроизводства

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-12-47

Аннотация

Введение. Переход к новой системе высшего образования в России рассматривается в статье в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития.

Цель работы ‒ на основе анализа действующих и планируемых к внедрению показателей эффективности деятельности вузов оценить их актуальность в контексте кадрового воспроизводства в университетах и сформулировать предложения по его совершенствованию с учетом внедрения новой системы подготовки кадров в российской высшей школе.

Методология, методы и методики. Базовым методологическим подходом являлся системный. Использовались теоретические методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, нормативных документов, сравнение и обобщение, индукция, синтез (формулировка предложений по подходу к оценке деятельности вузов).

Результаты. Установлено, что в качестве приоритетных показателей эффективности деятельности вузов в настоящее время рассматриваются доля трудоустроенных выпускников и доля работников ППС, средняя зарплата которых составляет 200 % и более от средней зарплаты в регионе. В этой связи введение показателя, который должен характеризовать систему кадрового воспроизводства (доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно-педагогических работников), может привести к сокращению численности ППС других возрастных групп. На основе анализа динамики численности ППС ведущих вузов Челябинской и Свердловской областей фиксируется устойчивый тренд сокращения численности ППС и доли преподавателей моложе 40 лет. Проблема кадрового воспроизводства вузов является ключевой, однако новая система показателей оценки эффективности деятельности вузов, которая вступит в действие 1 января 2025 года, не способствует решению данной проблемы.

Научная новизна. Автором предлагается пересмотреть подход к финансированию вузов, при котором государством будет обеспечиваться обоснованное вузом число штатных единиц. Это предполагает введение для молодых преподавателей ставок, расчетная доля которых должна составлять не менее 35 % от общего числа ставок ППС вуза. Реализация такого подхода обеспечит преемственность в интеллектуальном и ценностно-мировоззренческом развитии педагогических кадров на базе сложившихся научных школ.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития научно-образовательной сферы в контексте перехода к новой системе подготовки кадров в высшей школе.

Об авторе

Е. В. Романов
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
Россия

Романов Евгений Валентинович – доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента и государственного управления

Магнитогорск

ResearcherID E-4543-2017



Список литературы

1. Hackett E.J. Science as a vocation in 1990s: the changing organizational culture of academic science. Journal of Higher Education. 1990;3(61):241–249. doi:10.1080/00221546.1990.11780710

2. Oleksenko R., Molodychenko V., Shcherbakova N. Neoliberalism in higher education as a challenge for future civilization. Philosophy and Cosmology. 2018;20:113–119. doi:10.29202/phil-cosm/20/10

3. Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press; 1997. 296 p. Accessed May 30, 2024. https://www.researchgate.net/publication/44824369_Academic_Capitalism_Politics_Policies_and_the_Entrepreneurial_University

4. Slaughter S., Leslie L.L. Expanding and elaborating the concept of academic. Capitalism Organization. 2001;2(8):154–161. doi:10.1177/1350508401082003

5. Rhoades G., Slaughter S. Academic capitalism, managed professionals and supply-side higher education. Social Text. 1997;51:9–38. doi:10.2307/466645

6. Балацкий Е.В. Синдром аритмии реформ в системе высшего образования. Журнал Новой экономической ассоциации. 2014;4(24):111–140. Режим доступа: https://www.econorus.org/repec/journl/2014-24-111-140r.pdf (дата обращения: 30.05.2024).

7. Курбатова М.В. Реформа высшего образования как институциональный проект российской бюрократии: содержание и последствия. Мир России. 2016;4(25):59–86.

8. Романов Е.В. Публикационная активность российских университетов: от «академического капитализма» к «академическому социализму». Вопросы экономики. 2023;2:100–115. doi:10.32609/0042-8736-2023-2-100-115

9. Hood C. A public management for all seasons? Public Administration. 1991;1(69):3–19. doi:10.1111/J.1467-9299.1991.TB00779.X

10. Crowley-Vigneau A., Baykov A.A., Kalyuzhnova Y. Implementation of international norms in Russia: the case of higher education. Higher Education in Russia. 2020;8/9(29):39–54. doi:10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-39-54

11. Фролов Д.П. Российская система университетского образования: вопросы институциональной эффективности. Региональная экономика: теория и практика. 2016;11:94–102.

12. Сенашенко В.С.О реформировании отечественной системы высшего образования: некоторые итоги. Высшее образование в России. 2017;6(213):5–15.

13. Вольчик В.В., Оганесян А.А. Реформы в образовании: бремя адаптации. Terra Economicus. 2017;4(15):136–148. doi:10.23683/2073-6606-2017-15-4-136-148

14. Спиридонова Е.А. О неоднозначных последствиях реформ в высшей школе России. Высшее образование в России. 2017;208(1):25–34.

15. Романов Е.В. Феномен утраты неявного знания высшей школой: причины и последствия. Часть I. Образование и наука. 2019;21(4):60–91. doi:10.17853/1994-5639-2019-4-60-91

16. Тамбовцев В.Л. Действенность мер российской научной политики: что говорит мировой опыт. Управление наукой: теория и практика. 2020;1(2):15–39. doi:10.19181/smtp.2020.2.1.1

17. Дежина И.Г. Ключарев Г.А. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки». Социологические исследования. 2018;9:40–48. doi:10.31857/S013216250001957-5

18. Константинова Л.В., Титова Е.С., Петров А.М., Штыхно Д.А. О некоторых позитивных тенденциях развития вузовской науки в России на современном этапе. Высшее образование в России. 2024;4(33):101–122. doi:10.31992/0869-3617-2024-33-4-101-122

19. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. I. Образование и наука. 2019;21(9):9–48. doi:10.17853/1994-5639-2019-9-9-48

20. Романов Е. В. Оценка эффективности деятельности вузов: противоречия и парадоксы. Ч. II. Образование и наука. 2019;21(10):32–58. doi:10.17853/1994-5639-2019-10-32-58

21. Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов: нужно ли менять парадигму? Образование и наука. 2021;23(6):84–125. doi:10.17853/1994-5639-2021-6-83-125

22. Романов Е.В. Стратегические ориентиры культурной и образовательной политики России. Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2023;2(14):40–43.


Рецензия

Для цитирования:


Романов Е.В. Оценка эффективности деятельности российских вузов в контексте проблемы кадрового воспроизводства. Образование и наука. 2024;26(10):12-47. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-12-47

For citation:


Romanov E.V. Evaluation of the effectiveness of Russian universities in addressing personnel development challenges. The Education and science journal. 2024;26(10):12-47. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-12-47

Просмотров: 312


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)