Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 26, № 10 (2024)
Скачать выпуск PDF

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

12-47 305
Аннотация

Введение. Переход к новой системе высшего образования в России рассматривается в статье в контексте реализации Стратегии научно-технологического развития.

Цель работы ‒ на основе анализа действующих и планируемых к внедрению показателей эффективности деятельности вузов оценить их актуальность в контексте кадрового воспроизводства в университетах и сформулировать предложения по его совершенствованию с учетом внедрения новой системы подготовки кадров в российской высшей школе.

Методология, методы и методики. Базовым методологическим подходом являлся системный. Использовались теоретические методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, нормативных документов, сравнение и обобщение, индукция, синтез (формулировка предложений по подходу к оценке деятельности вузов).

Результаты. Установлено, что в качестве приоритетных показателей эффективности деятельности вузов в настоящее время рассматриваются доля трудоустроенных выпускников и доля работников ППС, средняя зарплата которых составляет 200 % и более от средней зарплаты в регионе. В этой связи введение показателя, который должен характеризовать систему кадрового воспроизводства (доля работников в возрасте до 39 лет в общей численности научно-педагогических работников), может привести к сокращению численности ППС других возрастных групп. На основе анализа динамики численности ППС ведущих вузов Челябинской и Свердловской областей фиксируется устойчивый тренд сокращения численности ППС и доли преподавателей моложе 40 лет. Проблема кадрового воспроизводства вузов является ключевой, однако новая система показателей оценки эффективности деятельности вузов, которая вступит в действие 1 января 2025 года, не способствует решению данной проблемы.

Научная новизна. Автором предлагается пересмотреть подход к финансированию вузов, при котором государством будет обеспечиваться обоснованное вузом число штатных единиц. Это предполагает введение для молодых преподавателей ставок, расчетная доля которых должна составлять не менее 35 % от общего числа ставок ППС вуза. Реализация такого подхода обеспечит преемственность в интеллектуальном и ценностно-мировоззренческом развитии педагогических кадров на базе сложившихся научных школ.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке стратегии развития научно-образовательной сферы в контексте перехода к новой системе подготовки кадров в высшей школе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

48-81 297
Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования состояния постдипломного сопровождения молодых педагогов в регионах РФ, позволившие выявить затруднения, кризисы и барьеры при вхождении в их профессию.

Цель статьи – представить актуальное состояние постдипломного сопровождения и закрепления молодых педагогов в РФ в оценках самих молодых педагогов, руководителей образовательных организаций, преподавателей организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования являются антропологический, акмеологический, системный, и рефлексивно-деятельностный подходы. Исследование построено на анализе полученной в результате опроса информации об организации постдипломного сопровождения молодых педагогов в образовательных организациях разного типа. В эмпирическом исследовании (опросе) приняли добровольное участие 1103 респондента из 10 регионов Российской Федерации.

Результаты. В качестве главного принципа построения системы сопровождения большинство респондентов выделяют соответствие приоритетным задачам в сфере образования и принципы, связанные с адресностью, индивидуализацией и ориентацией сопровождения на решение проблем молодых педагогов. Оценивать эффективность работы с молодыми педагогами большинство респондентов предлагает, ориентируясь на критерии удовлетворенности молодых педагогов результатами становления в педагогической профессии, а также снижение доли их увольнения в первые годы работы. Большинство педагогов и руководителей достаточно информированы о средствах сопровождения молодых педагогов и единодушны в оценке их потенциала; они отмечают, что сопровождение молодых педагогов – процесс управляемый, в его организацию включено большинство педагогов и руководителей, которые занимают активные позиции; при этом сами молодые педагоги также проявляют активность в организации сопровождения.

Научная новизна исследования состоит в обобщении существующих тенденций и проблем, определении приоритетных задач, принципов, направлений, путей и средств построения системы постдипломного сопровождения и закрепления в профессии молодых педагогов.

Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать при проектировании систем сопровождения молодых педагогов, включая постдипломное, с учетом особенностей образовательных организаций разного типа.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

82-105 332
Аннотация

Введение. Навыки общения и сотрудничества очень важны в обучении. Они помогают школьникам добиться успехов в учебе, однако многие ученики имеют низкие навыки сотрудничества и общения в школах.

Целью этого исследования является представление возможностей модели обучения PLONG (игра, обучение, действие и оценка) для развития у учащихся навыков общения и сотрудничества.

Методология, методы и методики. Применяется подход к исследованиям и разработкам ADDIE, включая анализ потребностей, разработку моделей, материалов и мероприятий, внедрение на местах и оценку. В исследовании принимали добровольное участие 101 ученик и 10 классных руководителей. Представлены инструменты осуществимости модели, групповой дискуссионный форум модели PLONG, сотрудничество по коммуникативным навыкам. Анализ данных предполагает использование как качественных, так и количественных методов.

Результаты и научная новизна. Доказано, что модель обучения PLONG эффективна для развития у учащихся навыков общения и сотрудничества, что подтверждено анализом до и после вмешательства. Предлагаемая модель способствует формированию устойчивой мотивации, воспитывает готовность учеников работать в команде. Новизна данного исследования заключается в том, что модель обучения PLONG рассмотрена как комплексный способ обучения, когда школьники в процессе обучения, включающего игровые моменты, получают возможность самостоятельно оценить результаты своего обучения. Кроме того, PLONG предоставляет обратную связь, которая помогает учащимся совершенствоваться.

Практическая значимость. С помощью модели PLONG учащиеся участвуют в игре, обучении, выполнении действий и оценке, что позволяет создать активное и увлекательное обучение и оптимально развивать навыки сотрудничества и общения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

106-130 443
Аннотация

Введение. Определение психологических предикторов эмоционального выгорания педагогов может расширить научные представления о специфике его возникновения в современных условиях педагогической деятельности, а также очертить наиболее восприимчивые для развития коррекции индивидуально-психологические особенности личности специалиста, что будет способствовать разработке эффективных профилактических мероприятий.

Целью исследования стал поиск и описание психологических факторов риска возникновения эмоционального выгорания педагогов.

Методология, методы и методики исследования. Исследование эмоционального выгорания и психологических особенностей личности педагогов было проведено в дистанционном формате с использованием инструмента Яндекс-форм в 2024 году. В исследовании приняли участие 1 054 педагога. В пакет диагностического инструментария были включены следующие методики: диагностика уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко), опросник эмоционального интеллекта – ЭмИн (Д. В. Люсин), интегративный тест тревожности (А. П. Бизюк, Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев), методика диагностики мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, модификация А. Реана), методика диагностики интегральной удовлетворенности трудом. Математико-статистическая обработка результатов осуществлялась с применением методов дескриптивной статистики и линейного регрессионного анализа с принудительным включением и последовательным исключением независимых переменных.

Результаты исследования позволили констатировать, что проблема распространения синдрома эмоционального выгорания действительно актуальна для педагогического сообщества. Так, сформированная фаза напряжения характерна для 16,3 % опрошенных, у 40 % респондентов ярко выражена фаза резистенции, у 19,8 % педагогов диагностирована сложившаяся фаза истощения. На основании регрессионного анализа была сконструирована модель психологических факторов риска эмоционального выгорания педагогов.

Научная новизна заключается в том, что феномен эмоционального выгорания рассмотрен не только в контексте констатации уровня его выраженности у педагогов образовательных организаций разного уровня, но и с точки зрения его возможных предикторов, рассматриваемых как потенциальные факторы риска возникновения данной профессиональной деформации педагогических работников.

Практическая значимость обусловлена возможностями использования полученных результатов для разработки адресных мероприятий по профилактике эмоционального выгорания педагогов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

131-165 214
Аннотация

Введение. Процесс формирования устойчивой антикоррупционной позиции студенческой молодежи сталкивается с ситуацией рассогласованности провозглашаемого осуждения коррупции с реальными практиками повседневного поведения.

Цель – провести социологический анализ сформированности устойчивой антикоррупционной позиции студента по трем ключевым параметрам: когнитивному, ценностному, поведенческому.

Методология, методы и методики. Социологический опрос проведен среди студентов вузов Екатеринбурга (n = 572), обучающихся по направлению «Экономика и управление», посредством онлайн-анкетирования на платформе Yandex. Полученные результаты были обработаны с использованием программы для статистической обработки данных SPSS.

Результаты. Проведен сравнительный анализ полученных результатов с результатами российских и международных эмпирических исследований. У студентов выявлены достаточно высокий уровень сформированности ценностей неприятия коррупции в обществе и одновременно толерантное отношение к нарушению норм академической честности в их образовательной деятельности. Сделан вывод, что нормы академической честности оказываются более устойчивыми в групповом взаимодействии, нежели в индивидуальной обучающей деятельности студента. Обозначена проблема анализа новых возможностей и рисков для академической честности в связи с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в учебной деятельности.

Научная новизна. Проведена диагностика «устойчивой антикоррупционной позиции» студентов вузов, связанной с рациональными, ценностными и поведенческими проявлениями; утверждается, что академическая честность рассматривается как поведенческий индикатор устойчивой антикоррупционной позиции, которую студент демонстрирует в процессе образовательной деятельности.

Практическая значимость. Принятие стандартов академической честности поможет студенту вырабатывать социально приемлемую модель поведения в ситуации, когда возникает искушение нарушить антикоррупционные правила ради собственных интересов. Формирование академической честности студента следует рассматривать как элемент системной антикоррупционной работы в вузе.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

166-189 238
Аннотация

Введение. Цифровая трансформация образования играет ключевую роль в формировании востребованных IT-специалистов. В современных условиях метод проблемно-ориентированного обучения активно внедряется в образовательный процесс высшего образования и способствует формированию профессиональных, коммуникативных и цифровых компетенций студентов IT-направления.

Целью исследования является обоснование использования компонентов МООК в организации проблемно-ориентированного обучения студентов IT-направления для повышения их профессиональных компетенций.

Методология, методы и методики. В исследовании, которое проводилось на протяжении двух учебных лет с 2022 года на базе Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова, участвовали 24 преподавателя, осуществляющих профильную подготовку студентов IT-направления, и 86 студентов. На первом этапе была разработана модель интеграции MOOК в структуру профильной IT-дисциплины в рамках проблемно-ориентированного обучения, определен начальный уровень готовности студентов к использованию курсов МООК. На втором этапе выявлялась эффективность использования курсов МООК при реализации проблемно-ориентированного обучения при изучении IT-дисциплин. На третьем этапе обобщены результаты и сформулированы выводы.

Результаты и научная новизна. Определены подходы к организации проблемного обучения при подготовке студентов IT-направления. Обосновано использование МООК Coursera как наиболее удобной платформы для прохождения IT-курсов. Разработана и экспериментально проверена модель интеграции MOOК в структуру учебной дисциплины при организации проблемно-ориентированного обучения.

Практическая значимость. Результаты эмпирического исследования вовлечения студентов в использование MOOК в условиях проблемного обучения доказывают функциональность курсов МООК Coursera и положительное влияние на учебный процесс. Обоснована целесообразность использования МООК в условиях реализации проблемно-ориентированного обучения для развития профессиональных IT-компетенций студентов.

190-217 355
Аннотация

Введение. В условиях цифровой эпохи приоритетным условием обеспечения национальной безопасности, развития экономики в долгосрочной перспективе, повышения качества жизни граждан является продуктивная деятельность института государственной гражданской службы, поэтому актуальным представляется вопрос качества подготовки будущих служащих органов публичной власти в области информационно-коммуникационных технологий.

Цель статьи – разработка научно-методических основ дифференцированного подхода к развитию цифровых компетенций у будущих специалистов в сфере государственного и муниципального управления в процессе их обучения.

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования явились методы и принципы системного анализа, общелогические методы научного познания (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция), методы моделирования (мысленное моделирование, наглядное моделирование).

Результаты. Дано определение категории «дифференциация» как особой формы организации образования. Выделены и обоснованы ключевые принципы: принцип уровневой сложности, индивидуализации, коллаборативности. Описана рамочная модель дифференцированной подготовки будущих служащих органов публичной власти в области цифровых технологий.

Научная новизна. Разработана, обоснована и реализуется новая методология подготовки будущих специалистов сферы государственного и муниципального управления с учетом современных тенденций развития системы высшего образования в области цифровых технологий.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы как методология организации образовательной деятельности в системе высшего образования по подготовке будущих служащих органов публичной власти.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)