Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Состояние постдипломного сопровождения молодых педагогов в регионах Российской Федерации

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-48-81

Аннотация

Введение. В статье представлены результаты исследования состояния постдипломного сопровождения молодых педагогов в регионах РФ, позволившие выявить затруднения, кризисы и барьеры при вхождении в их профессию.

Цель статьи – представить актуальное состояние постдипломного сопровождения и закрепления молодых педагогов в РФ в оценках самих молодых педагогов, руководителей образовательных организаций, преподавателей организаций высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования являются антропологический, акмеологический, системный, и рефлексивно-деятельностный подходы. Исследование построено на анализе полученной в результате опроса информации об организации постдипломного сопровождения молодых педагогов в образовательных организациях разного типа. В эмпирическом исследовании (опросе) приняли добровольное участие 1103 респондента из 10 регионов Российской Федерации.

Результаты. В качестве главного принципа построения системы сопровождения большинство респондентов выделяют соответствие приоритетным задачам в сфере образования и принципы, связанные с адресностью, индивидуализацией и ориентацией сопровождения на решение проблем молодых педагогов. Оценивать эффективность работы с молодыми педагогами большинство респондентов предлагает, ориентируясь на критерии удовлетворенности молодых педагогов результатами становления в педагогической профессии, а также снижение доли их увольнения в первые годы работы. Большинство педагогов и руководителей достаточно информированы о средствах сопровождения молодых педагогов и единодушны в оценке их потенциала; они отмечают, что сопровождение молодых педагогов – процесс управляемый, в его организацию включено большинство педагогов и руководителей, которые занимают активные позиции; при этом сами молодые педагоги также проявляют активность в организации сопровождения.

Научная новизна исследования состоит в обобщении существующих тенденций и проблем, определении приоритетных задач, принципов, направлений, путей и средств построения системы постдипломного сопровождения и закрепления в профессии молодых педагогов.

Практическая значимость. Полученные результаты можно использовать при проектировании систем сопровождения молодых педагогов, включая постдипломное, с учетом особенностей образовательных организаций разного типа.

Об авторах

А. В. Золотарева
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Золотарева Ангелина Викторовна – доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор, профессор кафедры педагогических технологий

Ярославль

ResearcherID AAZ-6692-2021



Н. А. Мухамедьярова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Мухамедьярова Наталья Андреевна – кандидат педагогических наук, декан физико-математического факультета 

Ярославль

ResearcherID AEB-01172022



И. Г. Харисова
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Харисова Инга Геннадьевна – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогических технологий 

Ярославль

ResearcherID AAG-60602019



А. М. Ходырев
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
Россия

Ходырев Александр Михайлович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и истории педагогики, первый проректор 

Ярославль



Список литературы

1. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира. Вопросы образования. 2008;3:7–60. Режим доступа: https://vo.hse.ru/article/view/15180/14236 (дата обращения: 24.02.2024).

2. Algozzine B., Gretes J., Queen A., Cowan-Hathcock M. Beginning teachers’ perceptions of their induction program experiences. The Clearing House. 2007;80:137–143. doi:10.3200/TCHS.80.3.137-143

3. Darling-Hammond L. Reprint: how teacher education matters. Journal of Teacher Education. 2023;4:151–156. doi:10.1177/00224871231161863

4. Canrinus E., Helms-Lorenz M., Beijaard D., Buitink J., Hofman W. Self-efficacy, job satisfaction, motivation and commitment: exploring the relationships between indicators of teachers’ professional identity. European Journal of Psychology of Education. 2012;4:27–33. doi:10.1007/s10212-011-0069-2

5. Заир-Бек С.И., Мерцалова Т.А., Анчиков К.М. Кадры школьного образования: возможности и дефициты. Мониторинг экономики образования: Информационно-аналитические материалы по результатам статистических и социологических обследований. Москва: НИУ ВШЭ; 2020. № 18. 17 с. doi:10.17323/978-5-7598-2388-9

6. Золотарева А.В., Груздев М.В., Байбородова Л.В., Харисова И.Г., Мухамедьярова Н.А. Концепция и вариативные модели построения региональных систем научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ; 2023. 429 с.

7. Ainley J., Carstens R. Teaching and Learning International Survey (TALIS) conceptual framework. OECD Education Working Papers. 2018;187. doi:10.1787/799337c2-en

8. Buonomo I., Caterina F., Paula B. Unravelling teacher job satisfaction: the contribution of collective efficacy and emotions towards professional role. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020;17:736. doi:10.3390/ijerph17030736

9. Блинов В.М. Теория и практика профессионально-педагогической подготовки гуманистического учителя в Германии. Москва: Изд-во МПСУ; 2005. 247 c.

10. Ingersoll R., Smith T. What are the effects of induction and mentoring on teacher turnover? American Educational Research Journal. 2004;41(3):681–714. doi:10.3102/00028312041003681

11. Piggot-Irvine E., Aitken H., Ritchie J., Bruce Ferguson P., McGrath F. Induction of newly qualified teachers in New Zealand. Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2009;37(2):175–198. doi:10.1080/13598660902804030

12. Andrushchenko T.Yu., Arzhanykh E.V., Vinogradov V.L., Minyurova S.A., Fedekin I.N., Fyodorov A.A. Issues of professional adaptation in young teachers. Psychological Science and Education. 2017;9(2):1–16. doi:10.17759/psyedu.2017090201

13. Глебова З.В., Данилов С.В., Зарубина В.В. [и др.] Молодой педагог: векторы развития и практики сопровождения: монография. Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова; 2022. 160 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=48336791 (дата обращения: 19.06.2024).

14. Даутова О.Б., Ермолаева М.Г., Шевелев А.Н. Развитие системы сопровождения молодых педагогов: методические рекомендации. Санкт-Петербург: АППО СПб; 2019. 141 с. Режим доступа: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2020/07/МР_Молодой-педагог.pdf (дата обращения: 18.06.2024).

15. Сотникова М.С. Методология и технология сопровождения профессиональной адаптации молодого учителя в инновационной образовательной среде. Москва: Московский педагогический государственный университет (МПГУ); 2022. 152 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/339089 (дата обращения: 05.06.2024).

16. Алексеев С.Г., Меха И.В., Рабочих Т.Б. Постдипломное сопровождение выпускников педагогических вузов. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2019;4(38):78–81. doi:10.17238/issn1998-5320.2019.38.78

17. Тарханова И.Ю. Единое образовательное пространство подготовки педагогов: история и современность. Методология единого образовательного пространства подготовки педагогов: коллективная монография. Ярославль: РИО ЯГПУ; 2022. 283 с. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?edn=auqlhu (дата обращения: 20.06.2024).

18. Харисова И.Г. Ценностно-смысловая модель формирования преемственных результатов подготовки педагога. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021;27(4):257–264. doi:10.34216/2073-1426-2021-27-4-257-264

19. Золотарева А.В., Байбородова Л.В., Груздев М.В., Харисова И.Г. Обеспечение единства федеральной системы научно-методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров: возможности и риски. Образование и наука. 2023;25(9):12–43. doi:10.17853/1994-5639-2023-9-12-43

20. Сибагатуллина А.Р., Степанова Г.А. Адаптация молодых учителей к профессиональной деятельности в инновационной образовательной среде. Вестник Мининского университета. 2021;9(4):4. doi:10.26795/2307-1281-2021-9-4-4

21. Виноградова О.Ю. Модель тьюторского сопровождения педагогов в период профессиональной адаптации. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников в системе непрерывного педагогического образования: материалы Второй международной научно-практической конференции; 11–12 декабря 2023 г. Часть 1. Ярославль: РИО ЯГПУ; 2022:29–36.

22. Ширшова И.А. Адаптация молодого учителя к профессиональной деятельности в современной школе. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского/ Серия «Проблемы педагогики средней и высшей школы». 2014;27(66):3–17. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-molodogo-uchitelya-k-professionalnoy-deyatelnosti-v-sovremennoy-shkole (дата обращения: 30.11.2023).

23. Алексеев С.Г., Кирьяш О.А., Рабочих Т.Б. Аспекты организации постдипломного сопровождения выпускников педагогического вуза в условиях формирования национальной системы учительского роста. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2020;14(4):112– 117. doi:10.17238/issn1998-5320.2020.14.4.14

24. Топоровский В.П. Адаптация молодых педагогов к решению новых задач в системе среднего профессионального образования. Человек и образование. 2023;2(75):180–185. doi:10.54884/S181570410026435-3

25. Илалтдинова Е.Ю., Игнатьева Е.В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в условиях регионального социальнопедагогического кластера. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017;10(210):65–69. Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2017_10/14.pdf (дата обращения: 05.06.2024).

26. Скурихина Ю.А., Пивоваров А.А. Технология игрофикации в рамках системы постдипломного сопровождения молодых педагогов в образовательной организации. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023;2(55):80–91. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-igrofikatsii-v-ramkah-sistemy-postdiplomnogo-soprovozhdeniya-molodyh-pedagogov-v-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 12.06.2024).

27. Суханов Д.А. Прогнозирование и преодоление затруднений в дистанционном обучении взрослых. Ценности и смыслы. 2022;5(81):142–157. doi:10.24412/2071–6427–2022–5–142–157

28. Ковалева Т.М. Некоторые предварительные размышления о тьюторстве как особом наставничестве. Тьюторство в открытом образовательном пространстве. Особое наставничество: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции (XXVIII Всероссийской научно-практической конференции); 18–19 октября 2023 г. Москва: ДПК Пресс, 2023:9–14. Режим доступа: https://thetutor.ru/biblioteka/teoriya-i-istoriya/nekotorye-predvaritelnye-razmyshlenija-o-tjutorstve-kak-osobom-nastavnichestve (дата обращения: 12.11.2023).

29. Кругликова Г.А. Реверсивное наставничество. Методический навигатор: методическое пособие для наставника. Екатеринбург; 2023. 16 с. Режим доступа: https://нтду.рф/wp-content/uploads/2023/01/Nastavnichestvo_-Metodicheskiy-navigator.pdf (дата обращения: 09.06.2024).

30. Авраменко В.С. Виртуальное наставничество как современный формат профессионального развития педагога. Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2022;1:4–10. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=46703723 (дата обращения: 02.09.2023).

31. Милькевич О.А. Педагогический вуз как субъект сетевой модели наставничества в Московской области. Гуманитарные науки. 2021;3(55):33–41. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-vuz-kak-subekt-setevoy-modeli-nastavnichestva-v-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 05.06.2024).

32. Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шихова О.Н. Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области). Социологическая наука и социальная практика. 2023;11(4):248–272. doi:10.19181/snsp.2023.11.4.11

33. Тумашева О.В., Шашкина М.Б. Педагогическая система поддержки и сопровождения работающих в школе студентов. Образование и наука. 2024;26(5):2–39. doi:10.17853/1994-5639-2024-5-12-39

34. Трапицин С.Ю., Граничина О.А., Агапова Е.Н., Жарова М.В. Исследование мотивации участия учителей в наставнической деятельности в школах (на примере Санкт-Петербурга). Психологическая наука и образование. 2024;29(2):96–111. doi:10.17759/pse.2024290207

35. Kuznetsova Yu.A., Matveeva N.A., Veretennikova L.A., Zabneva E.I. Individual educational trajectory of a young teacher: the foundations of formation. Ponte. 2022;78(1). doi:10.21506/j.ponte.2022.1.4

36. Yakhyaeva A. Dissemination of pedagogical practices to build the success of young teachers in Russia. Conhecimento & Diversidade. 2022;14(34):303. doi:10.18316/rcd.v14i34.10532


Рецензия

Для цитирования:


Золотарева А.В., Мухамедьярова Н.А., Харисова И.Г., Ходырев А.М. Состояние постдипломного сопровождения молодых педагогов в регионах Российской Федерации. Образование и наука. 2024;26(10):48-81. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-48-81

For citation:


Zolotareva A.V., Mukhamediarova N.A., Kharisova I.G., Khodyrev A.M. The state of postgraduate support for young teachers in the regions of the Russian Federation. The Education and science journal. 2024;26(10):48-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-10-48-81

Просмотров: 297


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)